2 апреля 2008 года Государственная Дума РФ приняла в третьем чтении законопроект « О порядке осуществления иностранных инвестиций в хозяйственные общества, имеющие стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства». Председатель Комитета Госдумы РФ по строительству и земельным отношениям Мартин Шаккум, комментируя итоги голосования, заметил, что до сих пор «мы фактически не контролировали приобретение акций в наших стратегических отраслях». В результате на сегодняшний день под контролем иностранных инвесторов находятся даже предприятия оборонно-промышленного комплекса (например, производство порохов и целлюлозы для этого производства). Шаккум сказал, что «пора прекратить жить по принципу «деньги не пахнут». «Как все цивилизованные страны, мы решили упорядочить приток иностранных инвестиций в стратегические отрасли», - отметил он. К стратегическим в законе причисляются 42 вида деятельности. По словам Шаккума, «новый закон не запрещает инвестиции, вводит разрешительный порядок, и только в тех случаях, когда устанавливается контроль над предприятием стратегического значения».
В этой связи интересно мнение бывшего Начальника Вооружения ВС РФ, ныне президента, председателя Совета директоров ЗАО «ВК-МС» генерал-полковника Анатолия Ситнова, которое он высказал в июне 2008 года, комментируя круг проблем, сопутствующих принятому закону.
В частности, Ситнов сказал:
- Что касается иностранных инвестиций в ОПК, то их надо четко классифицировать (разграничить) на: инвестиции в проект – они недопустимы; инвестиции на развитие технологической базы предприятия – они желательны.
Если, например, речь идет о создании комплексов 5-го поколения, можно ли на следующем витке развития всё многообразие современных технологических процессов культивировать в отдельно взятой стране? Каждое новое поколение требует на своё создание затрат на порядок больше, чем предыдущее, как и на создание технологий более универсальных.
Закон об инвестициях в оборонно-промышленные предприятия и отрасли должен быть доработан в направлении уточнения возможности импортозамещения деталей, блоков и систем в современной российской технике оборонного значения.
Суперсовременную элементную базу создают всего 5-6 государств в мире, и её можно использовать во всех системах. Труднее использовать готовые модули с внутренней системой управления. Возмещение и воспроизводство существующей техники на предприятиях – производителях самолётов России - отживающий метод развития, раскритикованный ещё в 30-е годы. Тогда практиковался принцип производства «от вагранки до бойца».
Технологии «ГАЛС» обеспечили развитие современного производства, очень гибкого, с высокой специализацией и значительным удешевлением конечного продукта. «ГАЛС» – это технология обеспечения качества, взаимозаменяемости и унификации изделий.
Вопрос о восстановлении производства двигателей разработки 40-летней давности - бессмысленный. Надо делать новое поколение двигателей совместно с другими странами. В первую очередь, российскую промышленность надо ориентировать на консолидацию усилий со странами, входившими ранее в состав СССР и строить с ними единое экономическое пространство типа ЕС.
(Замечание президента Ассоциации «Союз авиационного двигателестроения» Виктора Чуйко: «Только в связи с недостаточным финансированием разработки двигателей нового поколения на «Сатурне», а затем на «Салюте», пошли по пути глубокой модернизации существующих двигателей в надежде преобразовать серийный двигатель в двигатель 5-го поколения. Нужна программа создания нового двигателя»).
Необходимо убрать таможенные барьеры, рассчитываться единой валютой (она пока отсутствует). Сейчас полностью устранена нормативно-производственная база на их производстве, что не выгодно России.
В то же самое время, если в России есть свои современные двигатели, то зачем переходить на иностранные двигатели и подрывать тем самым экономику страны? Иностранная техника несёт с собой ограничения по её распространению, модернизации, по возможным областям применения. Наши авиадвигатели после модернизации замечательно работают в газовой отрасли.
Нельзя переходить на иностранный парк. Кто будет обеспечивать развитие своей экономики в целом и промышленности, в частности?
Сейчас многие российские руководители занимаются вопросами «отвёрточной сборки», а не внедрением новых технологий в своё производство (замечание автора: как это делается на крупных предприятиях громадного, вновь созданного монстра «Ростехнологии»).
С достигнутого в СССР уровня создания образцов и технологий переходим на «систему производства папуасов» - африканских народов. Так загубили автопром. Много предложенных основных внедрений так и не сделали. Что осталось в автопроме своего? «Урал», «Камаз», «Газель». Трассовые машины практически не делаются на российских заводах. Продвигаются везде отвёрточная сборка, чужие отвёрточные технологии: корейских машин, «Фордов», «Фольксвагенов», «Тойот» и пр.
Кстати «SSJ – 100» из этой же шеренги: наши клёпки на корпусе и 80% чужого оборудования и технологий.
(Замечание президента Ассоциации Государственных научных центров РФ, члена-корреспондента РАН РФ Евгения Каблова: «Очень печально, что мы в своей стране, в которой всегда и народ, и учёные гордились отечественной авиацией, сегодня как о великом достижении говорим о региональном самолёте «RRJ». Не спорю, может это и хороший самолёт, но не для завоевания мирового авиарынка. Задачи государства такого масштаба, как Россия, должны быть глобальными. …Мы лишились министерства – этого своего «родного дома».)
В числе основных требований к самолётам 5-го поколения – короткий взлёт и вертикальная посадка, чтобы резко сократить расходы на создание сети мобильных аэродромов, приблизить их к районам боевых действий. Летательные аппараты являются элементом системы вооружений 5-го поколения, в которую входят такие элементы, как танки, БТРы, надводные корабли, подлодки, самолёты - ВЗПУ, самолёты – ретрансляторы и пр. Все эти элементы должны работать в едином реальном времени или в псевдореальном масштабе времени. Информационное поле такого уровня позволяет широко использовать автоматические и роботизированные системы, например БЛА (беспилотные летательные аппараты), самонаводящиеся самоуправляемые и управляемые с одного центра, получающие целеуказания из этого центра. Основой такого боевого комплекса будет современная элементная база вычислителей, система перераспределения информации с выдачей в «режиме открытой розетки» вплоть до конечного потребителя: солдата , БМП, танка, самолёта, корабля.
При этом приоритет должен быть отдан системе поражения, а платформы для средств поражения (танк, самолёт, корабль) должны обеспечивать устойчивое применение оружия в различных условиях боя, круглосуточно и всепогодно (замечание автора: именно нарушение этого принципа вызвало, в конечном итоге, недовольство летчиков Китая самолётами Су-30МКК производства КНААПО).
ДРОНЫ (БЛА) – один из элементов оружия 5-го поколения, наделённый избирательностью, интеллектом, самоприцеливанием. Стоимость этого элемента составляет доли процента от стоимости «обитаемых» боевых самолётов при очень высокой боевой эффективности БЛА.
К сожалению, государственные задачи перед оборонной промышленностью и её крупнейшими составляющими (ОАК, ОСК, «Ростехнологиями» и др.) никто не обозначил, а они должны руководствоваться в своей деятельности решением федеральных задач. Без создания соответствующего министерств по отраслям ни одна корпорация решить задачи федерального уровня не способна. Следует заметить, что ОАК деформирует пространственное сознание, хотя ОАК еще крупно повезло: её президент является высоким профессионалом. Многие корпорации созданы только для выжимания максимальной прибыли из оставшихся производственных мощностей, но не в пользу государства, а распределяемой среди акционеров. Пример - заявление Чубайса в начале 2007 года: «Мы не пойдем на уменьшение доходов акционеров РАО ЕЭС».
Те, кто находится на подряде, не будут заниматься государственными задачами. Их задача – получать прибыль.
Разноотраслевые предприятия объективно нельзя объединять. За рубежом вокруг единой продукции строятся все холдинги. У нас в России всё сваливают в одну кучу. Кто будет управлять этой «кучей», когда корпорация из более чем 600 предприятий выходит за рамки государства. У службы управления такой отдельной корпорацией такой же огромный аппарат, какой был у союзного министерства, а федеральных рычагов управления нет. Спросить, в конечном счёте, не с кого. Необходимо разработать идеологический, экономический, кадровый базисы для успешного функционирования таких сверхмощных структур. А пока – это карикатура на структурные преобразования.
(Замечание президента АССАД Виктора Чуйко: « Мы уже имеем четыре программы по реструктуризации оборонного комплекса, и ни одна из них не выполнена лишь потому, что при их разработке не учли главное – вокруг чего интегрироваться. Я считаю правильным, что разработчики и производители двигателей, самолётов и электроники не должны объединяться в одну структуру, поскольку это совершенно разные производства. Кооперация самолётного, моторного и приборного производств практически невозможна»).
А что мы имеем в «Ростехнологиях?
Государство должно рассматриваться как защитник народных интересов, а нас зафиксировано чрезмерное давление государства на человека по всем направлениям.
Академик Академии проблем безопасности, обороны и правопорядка, полковник Генштаба в отставке Роберт Быков