16 апреля 2008 г. МИД РФ распространил заявление, в соответствии с которым президент России Владимир Путин поручил Правительству РФ урегулировать отношения Москвы с Сухуми и Цхинвали. Документ фактически носит программный характер, т.к. реализация поручений «позволит создать механизмы всесторонней защиты прав, свобод и законных интересов российских граждан, проживающих в Абхазии и Южной Осетии»(1). На Правительство РФ возложено взаимодействие с «органами власти» обоих субъектов. Особо следует отметить наличие в документе довольно значимых предложений, скажем, о наращивании наступательных вооружений и демонстрации агрессивности намерений Тбилиси, а также отказе грузинского руководства «от заключения с Сухуми и Цхинвали обязывающих документов о неприменении силы и невозобновлении военных действий».
В целом данное решение не выглядит неожиданным для аналитиков, хотя вторая половина марта запомнилась совершенно иными веяниями в российско-грузинских взаимоотношениях. Так, Госдума России, несмотря на подчеркивание в заявлении по проблемам «непризнанных республик» возможности корректировки политики в отношении Абхазии, Южной Осетии и Приднестровья после косовского прецедента, в то же время отметила уважение суверенитета и территориальной целостности Грузии и Молдовы «в рамках международно признанных границ». После чего между странами возобновились воздушные полеты и морское сообщение, а глава МИД РФ Сергей Лавров заявил о готовности Москвы обсуждать вопрос о возвращении на российский рынок грузинского вина.
Естественно, эти жесты «доброй воли» Москвы имели сигнальный характер для Тбилиси перед апрелевским саммитом НАТО в Бухаресте, предполагавшим предоставление Грузии и Украине статуса кандидатов в члены Северо-Атлантического альянса. Не случайно устами российского посла в Грузии Вячеслава Коваленко Москва дала понять официальному Тбилиси о своем негативном восприятии членства страны в НАТО, тем более что «абхазы и осетины уже заявили об отрицательном отношении к этому возможному шагу».
Грузинский президент Михаил Саакашвили отреагировал на данные шаги России довольно своеобразно. Подчеркнув накануне отлета в Румынию, что Тбилиси и Москву «связывает многовековая и порой сложная история взаимоотношений, которая должна быть для всех нас уроком», глава Грузии в то же время подтвердил курс на интеграцию в НАТО. По всей вероятности, президент Грузии попытался соблюсти правила игры, тем более что на саммите была озвучена гарантия «со временем» членства Украины и Грузии в альянсе (при планируемом возвращении к этому вопросу в декабре текущего года).
После бухарестского решения, что не удивительно, ситуация вокруг российско-грузинских взаимоотношений кардинально изменилась. В начале апреля Россия приняла решение об отмене запретов на осуществление торгово-экономических, финансовых, транспортных и иных связей с Абхазией, введенных в 1996 г., предложив и другим странам СНГ выйти из режима ограничений в отношении республики. А Минюст Грузии получил письмо от аналогичной российской структуры с заявлением о намерении Москвы наладить «прямые контакты с руководством Абхазии» по вопросу экстрадиции из тюрем Абхазии заключенных, являющихся гражданами России. Параллельно С.Лавров обозначил конкретные приоритеты Москвы в отношении ситуации вокруг Абхазии, заявив об использовании Россией всех усилий по недопущению принятия Украины и Грузии в НАТО и ухудшения, в этой связи, взаимоотношений с альянсом.
Официальный Тбилиси попытался как-то разрядить ситуацию. Но предпринимаемые шаги уже не «прозвучали». Так, на экстренном заседании СНБ Грузии М.Саакашвили отметил обязательность включения в комплексный план по урегулированию грузино-абхазского конфликта пунктов о федеративном характере грузинского государства с предоставлением Абхазии «самой широкой автономии» вплоть до права вето на решения центральных органов, касающихся республики. Он также подчеркнул важность резервировании за абхазами поста вице-президента Грузии и защиту абхазского языка и культуры. При этом М.Саакашвили предложил создать свободную экономическую зону в Очамчирском и Гальском районах при обеспечении максимально полной автономии таможни в абхазском регионе. Однако абхазский лидер Сергей Багапш заявил о не подлежащих обсуждению «вопросов, связанных с независимостью», сославшись на «выбор народа на референдуме». В этой связи весьма показательно сказанное депутатом парламента Грузии, членом Республиканской партии Ивлианом Хаиндравой: «Предложение Саакашвили запоздало как минимум на четыре года, хотя...[оно] больше конструктивное, нежели контрпродуктивное»(2).
И уже на этом фоне последовало поручение президента России. После чего МИД Грузии, назвав действия Москвы «очень опасным шагом, направленным на фактическую аннексию признанных международным сообществом неотъемлемых территорий Грузии», обратился с призывом к мировому сообществу отреагировать на решение России в направлении «особых отношений» с двумя регионами страны. Генеральный секретарь НАТО Яап де Хооп Схеффер отметил «глубокую обеспокоенность» намерением Москвы установить «официальные связи с грузинскими регионами». Затем докладчик ПАСЕ по Грузии Матиас Ерш сразу же подготовил специальную декларацию, под которой подписались 25 парламентариев (в т.ч. докладчик по России Люк ван дер Бранде, глава эстонской делегации Андреас Эркель, новый докладчик по Чечне Дик Марти и др.). Подписавшиеся обратились к ООН с призывом заменить российский контингент в зоне конфликтов «действительно беспристрастными» силами по поддержанию мира. Данное предложение обосновывалось тем, что в свете последних событий миротворцы России не могут считаться нейтральными, а «являются стороной конфликта».
В свою очередь, постоянный представитель США при ООН Залмай Халилзад заявил о «глубокой обеспокоенности» планами России учредить «полуофициальные миссии в Абхазии и Южной Осетии без одобрения правительства Грузии», указав, что проблемы Косово и грузинскими территориями - суть разные вещи. Глава пресс-службы госдепартамента США Шон Маккормак подтвердил «незыблемую поддержку территориальной целостности и суверенитету Грузии» со стороны США. А вчера в Тбилиси с официальным визитом прибыла делегация секретариата по обороне США во главе с заместителем помощника по делам Европы и НАТО Даниелем Фейта, в Сухуми же ожидается визит советника госдепартамента США Майкла Карпентера. Вчера и Совет Безопасности ООН отреагировал на просьбу Грузии о созыве экстренного заседания по данному вопросу, назначив дату слушания на 23 апреля. Предварительно, правда, СБ, в некоторой степени, высказался в данном контексте, продлив до 15 октября 2008 г. мандат миссии ООН по наблюдению в Грузии. Позиция такова, что резолюция, с одной стороны, подтверждает приверженность ООН территориальной целостности Грузии, с другой - отмечает важное значение «тесного сотрудничества» между Миссией ООН в Грузии и миротворческими силами СНГ.
Однако, насколько усматривается, Грузии без уступок России удержать Абхазию в рамках территориальной целостности страны вряд ли удастся. 15 апреля в Баку завершилась двухдневная международная конференция: «Принципиальные основы урегулирования конфликтов на территории стран ГУАМ». Но конкретных решений по складывающейся обстановке в Грузии не прозвучало. А параллельно прозвучала информация, что на пленарном заседании Совета Федерации Госдумы РФ 25 апреля будет представлен проект документа, подготавливаемый профильными комитетами, о признании независимости Южной Осетии и Абхазии.
В то же время, 18 апреля Москва явно предоставила шанс Тбилиси «сделать выводы» из происходящих событий. В.Путин поручил правительству принять меры для начала консультаций по допуску грузинской продукции на российский рынок и снятию визовых ограничений для граждан Грузии. Как подчеркивается в заявлении МИД РФ, тем самым «убедительно подтверждена конструктивная направленность политики Москвы на грузинском направлении, неизменное стремление к восстановлению традиционного добрососедства с Грузией»(3). Насколько Тбилиси окажется восприимчив к «жесту доброй воли» Москвы, мы узнаем в ближайшее время.
P.S. При всем при этом целесообразно обратить внимание на событие, которое пока особо не анализируется. В рамках весенней сессии ПАСЕ Комитет по юридическим вопросам и правам человека опубликовал представленный докладчиком комитета Д.Марти меморандум «Правовое реагирование на нарушения прав человека на Северном Кавказе», в котором ситуация с правами человека в регионе признается «критической». Комментарии излишни.
1.О поручениях Президента России Правительству Российской Федерации в отношении Абхазии и Южной Осетии
http://www.mid.ru/brp_4.nsf/0/FD56A80A7198CD7CC325742D003F807C
2.Хаиндрава: предложение о широком федерализме Абхазии опоздало на четыре года
http://www.kavkaz-uzel.ru/newstext/news/id/1211566.html
3.Россия готова нормализовать отношения с Грузией
http://top.rbc.ru/index1.shtml
Теймур Атаев, политолог Азербайджан teymur-ogtay@rambler.ru