Предыдущая статья

Игра на... выбивание

Следующая статья
Поделиться
Оценка

Москва и Минск продвинулись еще на один шаг в создании единого союзного государства, договорившись о развертывании единой противовоздушной обороны. Это решение было принято на внеочередной сессии Госсовета Союзного государства 3 февраля текущего года. А через несколько дней в лузу Вашингтона был забит еще один шар: проблемой для Пентагона обернется решение Киргизии о закрытии авиабазы «Манас». Все это - игры на выбивание в противостоянии двух главных конкурентов мировой глобальной политики США и России.

Антикризисное небо

В адрес российско-белорусского Госсовета Союзного государства в последнее время высказывалось много критики за медлительность и затягивание рассмотрения внесенных в план его работы вопросов. Признаки похолодания в отношениях этого тандема возникали также из-за существующих различных подходов к некоторым ключевым проблемам создания Союзного государства у политиков этих двух стран. Но, похоже, что сжимающаяся удавка всемирного экономического кризиса и некоторые подвижки в мировой политике - в частности, «смена караула» в Белом доме - заставила стороны активизировать работу. Можно полагать, именно поэтому главными вопросами прошедшей сессии Госсовета наравне с экономическими стали и военно-оборонные вопросы.
И, понятно, Запад, а точнее, Североатлантический альянс, больше прореагировали именно на военный аспект договора. Некоторые аналитики считают, что «общее небо» между Россией и Беларусью фактически существует уже давно. А сейчас, придав этому вопросу законодательный статус, Москва и Минск пользуют такой аргумент как еще одну форму давления на попытки Вашингтона продвинуть на восток свою ПРО. «Это напоминание Обаме об его обещаниях подумать над тем, действительно ли существует необходимость размещения ПРО у самых границ с Россией», - прокомментировала договор по «общему небу» Немецкая волна.
Но все же более важным, думается, можно считать в той встрече Медведева и Лукашенко намеченные меры по объединению усилий в вопросе спасения своих экономик и некоторые подвижки в вопросах перехода к единой валюте и создания единого экономического пространства. Открывая заседание Госсовета, Лукашенко заявил, что «мы полны решимости быстро реализовывать все то, о чем мы сегодня договорились». А «договаривались» оба президента за закрытыми дверями еще до официального открытия сессии. Неназванные источники сообщают, что одной из тем того «междусобойчика» была просьба белорусской стороны ускорить выделение второго транша финансовой помощи - Россия, как известно, выразила готовность предоставить Белоруссии два транша в размере 1 млрд. долл. каждый, и первая часть уже поступила на счета Минска.
Взаимоотношения Москвы и Минска имеют важное геополитическое значение. Похоже, что это начинают все лучше понимать и в Западной Европе, где тише стали голоса критики в адрес «недемократичности» действий Минска в своей внутренней политике. Европа не могла не заметить, что последние выборы в этой стране продемонстрировали малочисленность, слабость и разобщенность оппозиции, а белорусское общество все больше демонстрирует самодостаточность и отсутствие чувства неполноценности перед Западом.
Крупная промышленность выводит Белоруссию за восточноевропейские рамки, делая ее органичной частью большого геополитического пространства России, но территориальное расположение втягивает ее в совсем иную геополитическую конфигурацию - европейскую. Брюссель осознает, что конфликтный настрой новоиспеченных и потенциальных восточноевропейских членов Евросоюза по отношению к России или региону Каспийского моря - это форма укрепления собственных позиций перед Западной Европой. Ведь, по сути, идея восточноевропейского блока нацелена против ЕС. И в сдерживании таких центробежных стремлений Беларусь несомненно может играть большую роль.
Понятнее становится и то, что пребывание Беларуси в составе российского геополитического пространства в целом выгодно Западной Европе. Используя ресурсы России, а в последнее время и расширившегося ЕС, республика противостоит этой разрушительной для европейской интеграции тенденции к образованию в Восточной Европе сильного регионального полюса. В этом смысле Беларусь защищает интересы «старой Европы».
Вот почему, все прочнее укрепляясь в каждом из этих двух пространств - российском и западно-европейском, - республика будет получать все больший шанс влиять на складывание более гармоничной модели отношений в геополитическом пространстве Европы.

Авиабаза «Манас»: взлет запрещен

Провозглашенное президентом Киргизии Курманбеком Бакиевым решении прервать договор о нахождении в аэропорту «Манас» американской военной базы не стало чем-то неожиданным для США. Киргизская сторона уже много раз выражала неудовлетворенность не только размерами финансовой компенсации за функционирование базы. Постоянно звучало множество претензий по поводу взаимоотношений американского персонала базы с местным населением, а также фактами поддержки американцами оппозиции.
Однако все эти годы США делали вид, будто никаких проблем с военной базой нет. А активизировались лишь в последнее время, когда всерьез начались разговоры о выводе базы. Недавно в Киргизии побывал генерал Петреус, командующий американскими войсками в Ираке и Афганистане, который публично заявил, что база в Манасе закрыта не будет. В американской прессе появились сообщения, что США и НАТО готовы «повысить доходы от присутствия в стране авиабазы» и предоставить гарантии невмешательства во внутренние дела.
Некоторые аналитики высказывают мнение, что американцы могут все-таки найти лазейку, чтобы сохранить базу. Но, скорее всего, ответ о том, уйдет или останется эта база, даст то, каковым будет вектор Бишкека во внешней политике. А события позволяют делать вывод, что вектор все тверже устанавливается в сторону Москвы.
Накануне приезда Бакиева в Москву на последний саммит ОДКБ (Организация договора о коллективной безопасности) Кремль заявил о согласии удовлетворить ряд экономических просьб киргизской стороны. И удовлетворил: Бишкек получил от Москвы сверхльготный кредит в $2 млрд. В его составе есть $300 млн. на поддержание устойчивости финансовой системы Киргизии под 0,75% годовых сроком на 40 лет с отсрочкой в семь лет. Еще $1,7 млрд. Россия планирует направить в Киргизию в виде прямых инвестиций на строительство энергетических объектов. Полностью списан долг Бишкека (частью - в материальной форме). Также Бакиев увез $150 млн. безвозмездной помощи.
Понятно, что такой «пряник» Москвы по сравнению с тем, что давали Бишкеку американцы - за авиабазу США ежегодно перечисляют Киргизии $150 млн. - выглядит весьма аппетитно. Деньги нужны Бишкеку и самому Бакиеву. Без дополнительных финансовых вливаний в экономику президент Киргизии рискует потерять занятое в 2005 году президентское кресло. Сейчас страна с каждым днем опускается все глубже в пропасть: под влиянием кризиса все больше обостряются бедность, неэффективность госаппарата и его коррумпированность.
Такая щедрость Москвы направлена на недопущение хаоса и беспорядков в этом важном стратегическом регионе и ускорение динамики постсоветской интеграции - одного из важнейших направлений ее внешней политики по минимизацию усилий США, тоже активно пытающихся закрепиться в среднеазиатских республиках. Кремль начала здесь явно переигрывать Вашингтон. Очередным успехом России стало подписание 4 февраля 2009 года на саммите ОДКБ проекта решения о создании сил коллективного реагирования.
Соперничество Москвы и Вашингтона в этом регионе приводит к постепенному уходу США из большинства среднеазиатских республик, где первоначально им удалось развернуть свои силы. База «Манас» - очередной успешный ход Москвы, стремящейся к самостоятельной политике в своей зоне влияния, без допуска в эту сферу третьих стран.
Потеря американцами «Манаса» будет означать, что фактически у США окажется перерезан транзит грузов не только гражданского, но и военного назначения для поддержки своей группировки в Афганистане. А если вспомнить, что накануне в Пакистане талибы подорвали важнейший мост, по которому доставлялось большинство грузов для операций в Афганистане, то Пентагон окажется в сложнейшей ситуации. Ведь президент США Барак Обама провозгласил, что делает ставку на решение афганского вопроса и даже планирует направить туда дополнительно 30 тысяч человек. Теперь предстоит срочно решить, как это все сделать.
В прессу уже просочилась информация о начале переговоров американцев с Москвой о предоставлении транзитного права для грузов несмертоносного вооружения - договор о транзите через территорию России невоенных грузов уже существует. Не исключено, что Москва может пойти на такие уступки при условии, если взамен будет допущена к непосредственному участию в афганской операции. Россия в этом случае получит возможность более эффективно действовать по пресечению идущего из Афганистана потока наркотиков, а также, что не менее важно для Москвы, оказывать влияние на формировании в этой стране лояльной к России политической власти.

Анатолий Дашкевич