ГЕНИАЛЬНОМУ КОМПОЗИТОРУ – 85 ЛЕТ

ГЕНИАЛЬНОМУ КОМПОЗИТОРУ – 85 ЛЕТ

ГЕНИАЛЬНОМУ КОМПОЗИТОРУ – 85 ЛЕТ

    На прошедшей неделе в Москве и в других городах страны, а также за рубежом состоялись мероприятия, посвященные 85-летию со дня рождения композитора Микаэла ТАРИВЕРДИЕВА. Некоторые федеральные телевизионные каналы рассказали о жизни и творческом пути юбиляра.   Его песни из кинокартин "Семнадцать мгновений весны" и "Ирония судьбы" знают почти все. А вот о самом авторе этих шедевров нынешнему поколению мало что известно…

     Микаэла Таривердиева считали богатым и вполне благополучным человеком. Коллеги вроде бы признавали в нем непререкаемого авторитета. Казалось,  чиновники всех рангов и мастей ему благоволили. Труд музыканта отметили очень высоко - двумя Государственными премиями СССР и аж восемнадцатью международными. Он трижды становился лауреатом престижной киношной награды - "Ники", занимал даже высокий пост. В 2002 году композитор, создавший саундтреки более чем к 130 кино и телефильмам, вошел в Книгу рекордов Гиннеса. Однако друзья и близкие считают, что Таривердиева не понимали и по достоинству так и не оценили его заслуги. Сегодня можно смело сказать, что погиб он из-за травли…

      Умер Микаэл Таривердиев 20 лет назад – 25 июля 1996 года. До своего 65-летия он не дожил 21 день. После этого скорбного события я встретился со многими людьми, которые работали и общались с ним, близко знали его, а также были свидетелями не только его побед, но и  «черных» дней в его жизни.

1437128274-eldar-ryazanov[1].jpg

     - Микаэл постоянно сталкивался с большими трудностями и часто конфликтовал с чиновниками – поведал мне тогда  кинорежиссер Эльдар Рязанов. - Он поистине был чистым романтиком, наивным, очень ранимым, незащищенным и гордым человеком. Я ни разу не слышал от него жалоб. О его болезнях, душевных травмах и ссадинах никто не знал. А ведь у него болело сердце.

     В тоже время, по мнению Эльдара Рязанова, Таривердиев был самолюбивым, упрямым и всегда делал так, как считал нужным. Он много спорил, практически никогда не отступал от своих принципов. При жизни его недооценили. Ведь власти обращали внимание только на  тех композиторов, которые шли в ногу с генеральной линией Коммунистической партии.

     Но порой вроде бы и свои люди не очень-то жаловали Микаэла Леоновича. Так, режиссер-постановщик телесериала "Семнадцать мгновений весны" Татьяна Лиознова лично вычеркнула из списков на представление Государственной премии СССР имя Таривердиева…

b_554657[1].jpg

     О многих, мягко говоря, неприятностях, связанных с композитором, рассказала мне его вдова Вера Таривердиева. По её словам, Микаэлу Леоновичу приходилось бесконечно страдать от несправедливости и от предательства. С ним происходили жуткие истории. И хотя внешне удар он держал замечательно, внутри себя сильно переживал, отчего на сердце оставались рубцы.

     Первое потрясение музыканта связано с событиями вокруг фильма "Семнадцать мгновений весны". На озвучивание этой картины пробовались несколько певцов. Среди них - Мулерман и Магомаев. Муслим Магометович успел даже сделать записи песен (мне удалось прослушать эту фонограмму). Однако в сериале звучит голос только Иосифа Кобзона. Магомаева в те годы считали суперзвездой. Вот он страшно и обиделся на Таривердиева…

magomaev_85.jpg

      Кстати, мнение самого Магомаева по данному факту я узнал уже после встречи с Верой Таривердиевой - вскоре в свет вышли мемуары артиста.  В них певец утверждает, что после записи от Таривердиева он не получал ни письменных, ни устных пожеланий, а тем более никогда не обижался на композитора. Претензии у Магомаева были только к Татьяне Лиозновой, которая ошиблась в том, что пригласила его для исполнения песен. Ведь она могла сразу понять, что ни голос, ни певческая манера этого исполнителя никак не могли совпасть с образом Штирлица.

     К тому же Лиознова дала прослушать Кобзону пленку с магомаевским вариантом. В этом певец убежден почти на сто процентов, так как в версии Иосифа Давыдовича Магомаев угадал "некоторые свои интонационные нюансы, акценты и динамику - где тише, где "нажать", где сгустить…" Кобзон же стал все отрицать. И тогда Магомаев сказал: "Ты так же не слушал мою запись, как Таривердиев не слышал "Love story"…

     Эту странную фразу Магомаев произнес далеко не случайно. Он утверждал тогда, будто бы песня "Я прошу, хоть ненадолго…" мелодически напоминает "Историю любви" Франсиса Лея. А кто-то в этом сходстве увидел даже преступление…

     "Москва. Союз композиторов СССР. Хренникову. Поздравляю успехом моей музыки вашем фильме. Франсис Лей". Эта телеграмма, пришедшая из Франции, означала, что Микаэл Таривердиев использовал в картине "Семнадцать мгновений весны" мелодию известного французского композитора. А точнее - украл ее…

     Послание из Парижа показали Микаэлу Леоновичу и сообщили: будто бы уже звонили из посольства, ждите большого скандала. В ответ Таривердиев лишь рассмеялся. А затем у него начались серьезные проблемы. От автора "Мгновений" вдруг отвернулись коллеги. Его произведения перестали транслировать по радио и телевидению. По стране поползли слухи, что советское правительство заплатило Франции $100 тысяч за украденную музыку. Словом, пошла травля маэстро.

     Вот тогда-то Микаэл Леонович и решил найти самого Франсиса Лея. И  тут же вмешался КГБ - Таривердиева предупредили о соответствующих последствиях столь дерзкого поступка, но затем помогли связаться с Леем. Заморский музыкант искренне удивился звонку и назвал  обвинения русского композитора в плагиате - провокацией. Впоследствии сотрудники МУРа провели расследование. Выяснилось, что кто-то вот таким варварским способом пошутил. Все подозрения пали на композитора Никиту Богословского. В таких делах он слыл большим мастером.

     - Музыку к "Семнадцати мгновениям" Микаэл Леонович писал сердцем, не спал много ночей, каждая нота ему давалась огромным трудом, - с возмущением говорила мне тогда Вера Таривердиева. - И вдруг его обвинили, что он эту мелодию у кого-то заимствовал. Увы, вся эта история закончились для композитора инфарктом.

     Разладились у Таривердиева отношения и с Аллой Пугачевой. Мало кто знает, что впервые Микаэл Леонович пригласил Пугачеву на фильм "Король-Олень". Ей тогда исполнилось всего 19 лет. Она записала партию Анжелы и сделала это замечательно. Потом карьера у певицы складывалась непросто. В тот период Таривердиев работал над "Иронией судьбы". Он прослушал немало замечательных и всем известных в нашей стране исполнительниц. Но никто из них не подходил. Вот тогда-то Таривердиев и вспомнил о Пугачевой.


    ПУГАЧЕВА.jpg

 Ее отыскали на гастролях в Липецке. Микаэл Леонович много с ней работал, добивался совершенства. На каждый романс было сделано по 32 дубля! Потом отснятый фильм пролежал на полке шесть месяцев - ждал нового года. А за это время Алла Борисовна победила с "Арлекино" на международном конкурсе "Золотой Орфей" в Болгарии и сразу стала знаменитой. А после премьеры "Иронии судьбы" ее позвали выступить на телевидении в "Кинопанораме"…

     Ведущий популярной передачи Эльдар Рязанов пригласил и Микаэла Таривердиева. Композитор решил аккомпанировать примадонне на рояле. Но когда он услышал, как Алла поет, то попросил ее больше не исполнять его музыку. Пугачева очень оскорбилась. На каком-то официальном приёме она заявила Таривердиеву: "Мне нравится, что вы больны не мной". С тех пор они не общались…

         Вера Таривердиева согласна, что, порой Микаэл Леонович поступал резко. Действительно, многие упрекали его за плохой характер. Но он всегда был искренен, как ребенок. Это его и губило. Очередной удар судьбы ему уже стоил операции на сердце. Дело в том, что специально для Большого театра Таривердиев написал балет "Девушка и смерть". И вдруг за два дня до премьеры решением худсовета его снимают. Против композитора выступили народные артисты СССР, прославленные на весь мир танцовщики Владимир Васильев, Екатерина Максимова и Галина Уланова. Никто из близких и очень влиятельных друзей не заступился. По сути дела они его предали. Микаэл Леонович сильно перенервничал, и вновь не выдержало сердце. Состояние с каждым днем ухудшалось. Ему могли помочь только за границей. И согласие там было получено.  

     - Правительство Великобритании предложило взять все расходы по лечению на себя, - продолжила свой рассказ Вера Таривердиева. - Но почему- то Минздрав отказался оформлять документы на выезд. И тут потребовалось вмешательство очень высоких чиновников. К сожалению, они подключились слишком поздно - специалисты не рекомендовали Таривердиеву лететь на самолете. И все же другого выхода не было. На "скорой помощи" Микаэла Леоновича доставили в Шереметьево и в сопровождении медиков переправили в Лондон.

     В Королевском госпитале знаменитый английский хирург Терри Льюис буквально вытащил Таривердиева с того света. Он вшил ему в сердце искусственный клапан. Точно в такой же ситуации оказался великий актер Евгений Евстигнеев. Музыкант помог ему попасть к тому же врачу. Но Евстигнеев умер прямо на операционном столе. И тогда в его смерти обвинили Таривердиева. Началась очередная травля. Этого не выдержал даже искусственный клапан…

     Сочи. Санаторий "Актер", 151-й "люкс".  Долгое время в этот номер никто из артистов не селился. Здесь умер Микаэл Таривердиев. Именно в то время я находился в городе-курорте и поэтому, что называется, по горячим следам сумел переговорить  со свидетелями трагедии.

11111.jpg

    - Случилось это в пять утра, - рассказала мне медсестра Антонина Стальмакова. - Дежурный медработник пытался сделать Таривердиеву укол, но отыскать вены было невозможно – они спались. Когда из города на «скорой» прибыли врачи, было уже поздно. Их помощь, увы, уже не понадобилась…

     - Микаэл Леонович отдыхал у нас более 12 лет, - рассказывал мне в те дни главный врач санатория "Актер" Ушер Зильбер. - В свой последний приезд Таривердиев приехал на кинофестиваль «Кинотавр» и решил остаться здесь на два срока. Хотя по состоянию здоровья  находиться в летнее время в Сочи ему было нельзя.  

      Июнь и июль 1996-го оказались на побережье особенно жаркими. Незадолго до своей кончины Таривердиев уже не мог самостоятельно передвигаться. Каждый день его в кресле выносили на пляж. Он все время хотел смотреть на море, дышать этим воздухом. Медики санатория старались сделать все возможное, чтобы спасти его. Но…

     Микаэла Леоновича вскрывали в местном морге, после чего таинственным образом исчез искусственный сердечный клапан, вшитый ему во время лечения за границей. Главный врач санатория «Актер» сказал мне, что этот клапан находится у них. Его решили оставить на память…

     - Это неправда! Клапан Таривердиева находится у меня, - заявил мне тогда врач-патологоанатом Сергей Калинин. - Трупом пришлось заниматься  лично мне. Его доставили рано утром. Затем со мной по телефону связался главный врач санатория "Актер" и сообщил, что якобы звонили из правительства и просили сделать все необходимое для сохранения тела композитора в надлежащем виде.

     По свидетельству судмедэксперта Микаэл Леонович нуждался в срочном стационарном лечении. Во время наружного исследования тела были обнаружены сильные отеки нижних конечностей и мошонки. Это свидетельствовало о хронической сердечной недостаточности. Вскрытие показало, что в организме Таривердиева уже давно шли необратимые процессы. По сути дела его сердце работало вхолостую. В результате оно не выдержало нагрузки и встало.

     -  Клапан, который вшили Микаэлу Таривердиеву лондонские врачи, значительно отличается от отечественных образцов - имеет ни один, а два лепестка, да и по форме более изящный, - пояснил Сергей Калинин. - Кстати, именно на  нем мы обнаружили своеобразный тромб. Выскажу свое мнение - операция по его установке была бесполезной…   

   tariverdiev_vera-1.jpg

 - В этот день мы должны были возвращаться в Москву, - сказала  Вера Таривердиева. - Микаэл Леонович проснулся рано утром, вышел на балкон и вытащил сигарету, хотя всегда курил трубку и…  У меня такое впечатление, что он просто улетел. В этот же миг я умерла…

 

                Руслан ИГНАТЬЕВ-ИЖЕВСКИЙ

Автор
Оценить статью
(0)