ВходРегистрация
*— обязательные для заполнения поля
Войти через социальные сети
«Гильотина» для бизнеса, или Когда кроме кнута есть и пряник

«Гильотина» для бизнеса, или Когда кроме кнута есть и пряник

«Гильотина» для бизнеса, или Когда кроме кнута есть и пряник

…Возможно, коронавирусные передряги, вызвавшие банкротства множества малых и средних предприятий, поспособствовавшие и росту безработицы, и прочим социально-экономическим болячкам, подвигли правительство на отмену избыточных требований к бизнесу в рамках «регуляторной гильотины». Название, конечно, жутковатое, ну да ладно: наш героический предприниматель видел и не такое. Оказалось, что к «избыточным» относится 81 процент из 11 тысяч (!!!) требований к бизнесу. Как ни странно, все эти ненужные барьеры перенеслись к нам не из старорежимных времен, когда государство на корню изничтожало буржуев. «Избыточные требования» родились уже в новой России, над которой дули ветры рыночных перемен, когда, казалось бы, предпринимательству должен даваться зеленый свет на дороге к светлым горизонтам капитализма. Увы, привычка регулировать всё и вся оказалась живучей, и вместо зеленого света на государственном семафоре отчего-то высвечивался красный, на худой конец, – желтый, и бизнес все больше смахивал на мамонта, загнанного в яму любителями бифштексов. Но, будем надеяться, с отменой хотя бы части «требований»  предпринимательское сообщество задышит свободнее.

Итак, в начале сентября правительство Михаила Мишустина, вознамерившееся улучшить деловой климат, признало утратившим силу 81 процент или 8797 «избыточных» и явно не поспешающих за новой экономической реальностью нормативно-правовых актов. Всего должно быть отменено около 11 тысяч «некорректных» документов, регулирующих бизнес в стране. На их место придут принятые до конца нынешнего года почти 500 новых требований к предпринимательству. Как уточнили в аппарате правительства, речь идет примерно о 130 нормативно-правовых актах и более чем 350 документах федеральных органов исполнительной власти. Уже принято 17 постановлений и 90 ведомственных приказов, еще 63 документа проходят экспертную проверку и процедуру согласования в ряде федеральных министерств и ведомств.  

В основном работа по отсеиванию устаревших барьеров сосредоточена в Минэкономразвития: именно это ведомство должно в октябре представить правительству проект постановления, обязывающего министерства и государственные корпорации постоянно мониторить и ежегодно оценивать новые требования, предъявляемые государством к бизнесу. Чтобы бизнес знал, чего от него хотят, ведомства будут вывешивать на своих сайтах перечни таких требований, или реестров, в которых предприниматель сможет найти всё, - от положений нормативно-правовых актов до формы проверочных листов.

Напомним, что государство – в лице Миэкономразвития и Генеральной прокуратуры, - уже продлило до 2022 года каникулы для малого бизнеса, введя мораторий на проверки «малых» и «средних» компаний и предприятий. Чтобы «попасть под мораторий», достаточно не быть замеченным в нарушении правительственных и ведомственных предписаний, и, конечно, соответствовать спущенным Сверху критериям малого и среднего бизнеса. Таким образом, от проверок до 2022 года освобождаются все предприятия, - кроме государственных и унитарных, - имеющие годовую выручку от 120 миллионов до 800 миллионов рублей, с ежегодным оборотом до 2 миллиардов рублей, и со штатом не более ста человек.  Еще один критерий, освобождающий от проверок до 2022 года – участие государственных структур в уставном капитале до 25 процентов,  и до 40 процентов – в иностранных предприятиях.

Правда, в «мораторный» перечень попадут не все малые предприятия. Проверки и до 2022 года могут ждать, например, компании, занятые в сфере образования и энергетики; управляющие компании, работающие в сфере ЖКХ; организации, деятельность которых связана с государственными тайнами; фирмы аудита и соцобслуживания. Не освобождаются от проверок и малые предприятия, за последние три года нарушившие законы и подзаконные акты, касающиеся ведения предпринимательской деятельности, - опять же, в случае, если ранее проверяющие привлекали такие компании к административной ответственность, или, тем более, лишали лицензии.  Однако и эти «невезунчики» могут попытаться попасть в список освобожденных от проверок на ближайшую пару лет, - для получения послабления им надо доказать, что предыдущая проверка прошла с нарушением федерального закона № 246.  

Уточним – мораторий не распространяется на внеплановые проверки, и именно здесь может открыться лазейка для желающих все же проверить малое или среднее предприятие. В частности, под действие правительственного указа о моратории не подпадают таможенные сборы и сфера налогового контроля и контроля над расходованием внебюджетных средств. Не будет каникул и для прокурорских проверок.

Еще один «люфт» для внеплановых проверок – перечень из 246-го закона. В соответствии с этими законом, возможны внеплановые проверки «органами государственного федерального надзора в сфере промышленной и пожарной безопасности в отношении предпринимателей и промышленных лиц, которые применяют в своей деятельности производственные объекты 1 и 2 класса опасности; федеральный государственный надзор в области радиационной безопасности; внешнего контроля качества роботы предприятий, занимающихся деятельностью в сфере аудита».

Таким образом, мораторий относится только к плановым проверкам, и не касается некоторых контрольных организаций, - например, Роспотребнадзор или налоговая служба могут нагрянуть на предприятие в любой момент, невзирая ни на какие моратории.

Особая история – проверки Генпрокуратуры и силовиков. Но и здесь есть послабления.

Недавно Генеральная прокуратура, Следственный комитет России, МВД, ФСБ и Федеральная таможенная служба согласовали совместный документ под длинным названием «Об усилении прокурорского надзора и ведомственного контроля за органами, осуществляющими ОРМ, дознание и предварительное следствие». Это, по сути, согласованный силовыми и правоохранительными ведомствами регламент проведения оперативно-розыскных мероприятий, дознания и предварительного следствия в отношении бизнесменов. Документом, в числе прочего, вводится запрет на проведение процессуальных проверок предпринимателей без достаточных оснований, - но этот запрет предусмотрен уже и действующим законодательством. Наверное, самое важное здесь – обязательство не вмешиваться в споры хозяйствующих субъектов. Иными словами, если регламент будет реализован на практике, силовики и правоохранители больше не смогут на законных основаниях участвовать в экономических конфликтах на чьей-либо стороне, и перестанут использоваться недобросовестными предпринимателями в качестве  «таранов» в конкурентной борьбе. Еще один важный аспект подписанного документа, - силовики и правоохранительные органы не должны препятствовать работе компании, даже если ее владелец или кто-то из совладельцев оказался под следствием по уголовному делу. Ну, и по «мелочам»: например, исключается изъятие предметов, не относящихся к предмету проверки, за исключением специально оговоренных в законе случаев. Еще из любопытного: в документе, подписанном силовиками, указывается, что руководители-правоохранители и командиры-силовики обязаны следить за тем, чтобы их люди не просили суды об аресте бизнесменов без конкретных на то оснований, поскольку в делах о преступлениях в сфере бизнеса арест не предусмотрен, если речь не идет об исключениях, оговоренных в статье 108 Уголовно-процессуального кодекса РФ. .

Если так пойдет и дальше, то, чем черт не шутит, когда-нибудь силовики с правоохранителями договорятся и о том, что не будут воспринимать предприятие как «организованное преступное сообщество», и перестанут видеть в каждом предпринимателе потенциального преступника.

Если кратко резюмировать сказанное, то, возможно, сейчас государство действительно поворачивается лицом к бизнесу. А каким будет это лицо, поживем – увидим.

Оценить статью
(0)
Добавить комментарий
Получать ответы на почту
Получать ответы на почту