Предыдущая статья

Цели и средства Туркменбаши

Следующая статья
Поделиться
Оценка
Собственный перевод из The Washington Times
. Ашхабад, Туркменистан. Раньше Марал Иклымова училась за границей, имела хорошую работу @ и смотрела на свою обедневшую родину как на страну возможностей, где ее образование и связи поставят её на уровень привилегированной элиты. Но это было до того, как её отец и дяди были приписаны к организаторам неудавшегося покушения на жизнь президента Туркменистана Сапармурата Ниязова.
С 25 ноября 2002 г. — когда власти объявили о том, что было совершено покушение на президента, организованное некоторыми людьми из прежнего правительства, — мисс Иклымова была уволена с работы и выселена из квартиры. Большая часть её имущества была конфискована, в том числе её паспорт, и, по её словам, её почти месяц держали под домашним арестом.
Сначала мисс Иклымова и 11 её родственников ютились в двух маленьких квартирках, деля друг с другом зимнюю одежду и какие-то гроши. Но должностные лица выселили их в конце января, разделив их и не давая им найти защиту у друзей и других родственников в столице.
Но ситуация могла стать ещё хуже: власти угрожали переселить родственников подозреваемых в событиях 25 ноября в заброшенную область на севере Туркменистана. "Это подобно кошмару! Каждое утро я просыпаюсь и говорю себе, что это неправда, – поделилась с нами на великолепном английском 24-летняя мисс Иклымова перед ее самым последним выселением. - Я не знаю, что с нами будет".
С.Ниязов, который правит страной с 1985 года, когда она ещё была частью Советского Союза, некоторыми своими эксцентричными поступками, направленными на то, чтобы возвести себя в культ, не раз вызывал международные насмешки. Январь в Туркменистане теперь называется Туркменбаши — его псевдоним, означающий "Отец всех туркменов", а позолоченная статуя президента в центре Ашхабада вращается, чтобы всегда стоять лицом к солнцу.
Вместе с тем, аресты, репрессии и закрытые судебные процессы, последовавшие за покушением 25 ноября, прекратили разговоры о «Диснейлендском диктаторе», наоборот, давая повод для сравнений его правления с жёстким режимом советского лидера Иосифа Сталина. ОБСЕ, один из главных церберов, следящих за исполнением человеческих прав в прежнем советском блоке, расследует эту расправу.
С.Ниязов заявил, что около 60 человек были арестованы после совершённого на него покушения. Но западные должностные лица в Ашхабаде говорят, что это число, вероятно, перевалило за 200 человек — включая членов семей, которые были временно задержаны только за свои фамилии.
Это дело навеяло тревоги по поводу возрастающей нестабильности в этой богатой газом и нефтью стране, граничащей с Афганистаном, Ираном, Узбекистаном и Казахстаном. "Столь длительное правление Туркменбаши - не просто смешной деспотизм, а серьезная угроза стабильности в регионе в целом", – сообщила в недавнем своём докладе Международная Кризисная Группа - основанный в Европе мозговой центр.
Мнения западных дипломатов разделены - была ли попытка убийства в действительности. Изгнанные члены оппозиции говорят, что всё это было сфабриковано как предлог для устранения критиков правления С.Ниязова. В официальной версии сказано, что бандиты открыли огонь по автомобилю Туркменбаши, двигавшемуся к президентскому дворцу, но он чудом избежал повреждений. Было также сказано, что в последовавшей перестрелке были ранены четверо полицейских.
Высокопоставленные туркменские должностные лица редко разговаривают с западными репортерами, но должностные лица более низкого уровня даже не ждут вопросов для того, чтобы отрицать, что нападение было поддельным. Они говорят, что заговор был организован из-за границы, странами, которые жаждут получить природные ресурсы Туркменистана. Какие страны? "Мудрые люди знают", - заявил один из должностных лиц. Западные дипломаты признают право правительства преследовать по суду нападения на президента. Но это не убавило их критику, и вследствие этого Соединенные Штаты и девять других западных правительств совместно с ОБСЕ начали зондировать почву в вопросе об обвинениях в нарушении человеческих прав.
Туркменистан, в свою очередь, попытался представить свои действия в ответ на события 25 ноября как часть проводимой США войны против терроризма, которую он поддерживает, и отказался сотрудничать с расследованием ОБСЕ.
На данный момент родственники мисс Иклымовой и другие семьи ждут и размышляют на тему: что же случится с ними дальше.