Предыдущая статья

Война войной, а бизнес бизнесом

Следующая статья
Поделиться
Оценка
Собственный перевод сообщения французского агентства RFI
Военные действия в Ираке еще не закончились, а борьба за участие в @ восстановлении страны уже идет полным ходом. И то, как были распределены первые контракты, свидетельствует об одном: американские предприятия полны решимости отхватить себе львиную долю. Англичане протестуют.
Первые два контракта на участие в послевоенном восстановлении и реконструкции Ирака, прошедшие через Американское Агентство международного развития (USAID), были отданы двум американским предприятиям. Ничего удивительного, поскольку тендер был закрыт для зарубежных компаний, работающих в США. Таким образом, контракт логистического обеспечения стоимостью в 7 миллионов долларов получила компания IRS (International Resources group), а контракт стоимостью 4,8 миллиона долларов на восстановление нефтяного порта Умм-Каср оказался в руках другой американской компании SSA (Stevedoring Services of America). Такое положение дел наводит на мысль, что американские предприятия неизбежно окажутся в головном эшелоне, когда по окончании военных действий в Ираке начнутся мероприятия по восстановлению экономической и социальной инфраструктур этой страны. Надо отметить, что USAID объявила тендер на контракты общей стоимостью в 900 миллионов долларов, даже не дождавшись начала военных действий. Более того, был разработан план реконструкции Ирака, предусматривающий вполне конкретные цели, в частности, восстановление системы водоснабжения, дорог, портов, больниц и школ. Сроки выполнения этих работ также определены: примерно 18 месяцев. Отсутствие прозрачности в распределении рыночных долей никоим образом не должно удивлять французские, российские или немецкие компании. Хотя, к примеру, Берлин даже организовал специальную группу при Министерстве иностранных дел, которая должна была подготовить план реконструкции. Но в феврале американский сенатор Ричард Лугар, возглавляющий комиссию по международным связям, со всей определенностью донес до европейцев мнение, бытующее по другую стороны Атлантики: если какая-либо страна хочет получить доступ к иракской нефти после свержения режима Саддама Хусейна, необходимо ее участие как в военной операции, так и в расходах, связанных с этой операцией.

Доля в контрактах
Но, кажется, англичане, являющиеся ближайшим союзником США и с самого начала принимающие непосредственное участие в военных действиях в Ираке, восприняли это заявление слишком буквально. Патрисия Хьювит, министр промышленности и торговли в правительстве Блэра, сообщила директору USAID, что в Соединенном Королевстве также имеется достаточно компетентных компаний и предприятий в области как гуманитарных проектов, так и восстановительных работ.
Как пишут британские СМИ, подобный демарш официального Лондона объясняется недовольством деловых кругов пассивностью правительства. Представители предприятий считают вполне обоснованным, что страны, не принимавшие участие в военной операции в Ираке, будут отстранены от процесса послевоенного восстановления, но другое дело - Великобритания, чья армия непосредственно и активно участвует в интервенции. Это участие должно быть отмечено соответствующей долей в будущих контрактах. К тому же, деньги, поставленные на кон, не могут не разжечь аппетита. Согласно подсчетам, произведенным семью нобелевскими лауреатами в области экономики и 150 американскими экономистами, расходы на войну, оккупацию и последующее восстановление Ирака составят примерно 2 000 миллиардов долларов, исходя из расчета, что в оккупации будут задействованы 200 000 солдат на протяжении 5 лет. Эта среднестатистическая и долгосрочная оценка значительно превышает те 80 миллиардов долларов бюджетных средств, которые изначально просила администрация Буша.
В ближайшие несколько месяцев на повестку дня также будет вынесен вопрос о восстановлении и модернизации иракских нефтяных месторождений. Эмбарго на экономические отношения с Ираком, действующее с 1990 года, перекрыло доступ каким бы то ни было инвестициями, в результате средства не выделялись даже на техническое обеспечение и эксплуатацию месторождений.
Как считает Пьер Терзиан, директор журнала «P?trostrat?gies», после реабилитации нефтяных месторождений, которые использовались не в полном объеме, зачастую из-за недостаточного финансового и технического обеспечения, объемы нефтедобычи возрастут до 45 миллиардов баррелей. Так что помимо американских и британских нефтяных компаний, проявляющих к иракскому черному золоту такой живой интерес, свое место под солнцем готовятся потребовать и другие участники нефтяного рынка: французы, русские, итальянцы и китайцы.