Предыдущая статья

Такая желанная Абхазия

Следующая статья
Поделиться
Оценка
Эта отколовшаяся от Грузии область стала объектом тонкой дипломатической игры между Москвой и Вашингтоном @
Собственный перевод из французского журнала «L’Express» @

Задолго до того как между Москвой и Вашингтоном начались разногласия по ближневосточному вопросу в целом, на юге кавказского региона уже слышались отголоски предстоящей войны с Ираком. В этом регионе, который раньше полностью находился под контролем сначала Советского Союза, а затем России, присутствие США в настоящее время становится все ощутимее. Президент Грузии Эдуард Шеварднадзе открыто встал под знамена Буша-младшего. Более того, 21 марта, буквально на следующий день после начала военной операции в Ираке, грузинский парламент ратифицировал договор о военном сотрудничестве с Соединенными Штатами, согласно которому Вашингтон получает огромные привилегии для своих военных, а также гражданских лиц из числа армейского обслуживающего персонала. Отныне вышеуказанная категория американских граждан может въезжать на территорию Грузии по простому удостоверению личности, без паспорта и визы, и провозить с собой все, что душе угодно, – оборудование, технику, транспортные средства. Также разрешено ношение оружия и предоставлены гарантии неприкосновенности, сравнимые с теми, что имеют дипломаты. «Наши интересы совпадают с интересами Америки, - подчеркивает Ираклий Батиашвили, глава Комиссии по обороне и безопасности. – Только американцы способны оказать нам действенную поддержку и защитить от интриг со стороны России». Москва реагирует болезненно и обвиняет Америку в том, что самолеты U2, совершающие полеты над грузинской территорией, а это значит - в непосредственной близости от театра военных действий в Чечне, на самом деле шпионят за Россией, а не борются с террористами, как уверяют в Вашингтоне. Тон задан. «Ястребы» из Москвы не склонны терпеть инородное топтание на постсоветском пространстве. Понятно, что появление в прошлом году в Тбилиси 200 инструкторов из Пентагона им крайне не понравилось. Сегодня Дума единогласно, 350 голосами «за» при 3 «против» и 1 воздержавшемся, критикует становящиеся все более прочными связи между Грузией и Вашингтоном, которые представляют «угрозу» интересам Москвы, и обвиняет бывшую советскую республику, а ныне кандидата в члены НАТО, в стремлении добиться «неограниченного» размещения американских войск на своей территории. В российском парламенте даже слышатся призывы к «репрессивным» мерам: некоторые депутаты требуют присоединить к России Абхазию и Южную Осетию, области, состоящие в давнем конфликте с Тбилиси.

«В широком смысле, речь идет о самой настоящей аннексии»
В начале 90-х гг. прошлого столетия Москва частенько прибегала к тактике разжигания сепаратистских конфликтов для того, чтобы более эффективно бороться с «ростками» независимости. Соседний Азербайджан получил тогда сполна за Нагорный Карабах. Что касается Грузии, там спорные регионы непосредственно граничат с Россией. Поэтому такая излюбленная тема, как «расчленение» российских земель, здесь не пройдет. Отметим также, что в январе прошлого года наблюдатели ОБСЕ обнаружили в Южной Осетии 122-мм самоходную пушку – тяжеловесное оружие российского производства, полностью запрещенное на этой территории.
Но вернемся к Абхазии. Эта республика простирается вдоль побережья Черного моря. В советские времена ежегодно ее пляжи, пальмы и экзотическая роскошь субтропиков привлекали до 2 миллионов отдыхающих, в том числе самых высокопоставленных аппаратчиков. Сегодня это заброшенная земля, своего рода Косово, но с разницей до наоборот, поскольку именно абхазцы, представляющие национальное меньшинство, захватили здесь власть при завуалированной поддержке России. В 1989 году абхазцы составляли чуть больше 17% от общего числа жителей, которое равнялось 525 000 человек. 45% населения составляли грузины, которые, несмотря на явное количественное преимущество, подвергались этническим чисткам и вытеснялись с их же земель. В течение всего лета 2002 года Москва щедро раздавала новые паспорта абхазцам, которые до этого имели паспорта Грузинской ССР. Три четверти жителей Абхазии и половина южных осетин получили тогда российское гражданство. В декабре 2002 года после 10-летнего перерыва было восстановлено железнодорожное сообщение, соединяющее Сочи - курорт на юге России - и Сухуми, столицу Абхазии. Грузинские власти, поставленные перед фактом, пытались протестовать – не без содействия США. Грузинский парламент был категоричен: не может быть и речи о возобновлении мандата российских «голубых касок», дислоцированных в Абхазии под эгидой СНГ. «В широком смысле, речь идет о самой настоящей аннексии», - заявляет Тамаз Надарейшвили, председатель абхазского парламента в изгнании. «С момента прекращения боевых действий девять лет назад ни одна из 28 резолюций ООН не была выполнена. Сепаратисты плюют на эти резолюции. Сейчас самое время применить пункт 7 Устава Организации Объединенных Наций, предусматривающий применение силы».
6 и 7 марта этого года Владимир Путин и Эдуард Шеварднадзе встретились в Сочи, «по просьбе российского президента», как уточнил грузинский дипломат, ратующий за национальное достоинство. По информации из других источников, Шеварднадзе был «вызван» в Сочи, причем в не совсем вежливой форме. Результат: российские «миротворческие» силы остались в Абхазии. Путин ни на йоту не уступил и в вопросе железнодорожного сообщения между Россией и Сухуми, более того, потребовал возобновления маршрута до Армении – военного аванпоста России на Северном Кавказе.
За это он согласился на частичное возвращение 250 000 грузинских граждан, вынужденно покинувших Абхазию во время грузино-абхазского конфликта. Это значит, что примерно 80 000 жителей Гальского района, что на юге Абхазии, смогут вернуться в родные края. Также предусматривается, при условии внешнего финансирования, восстановление плотины на реке Ингури, что позволит обеспечить электричеством и грузин, и абхазцев, и даже русских.
Все это планы, достойные похвалы, конечно. Но раз уж речь зашла о возвращении перемещенных лиц, хотелось бы узнать, как будет обстоять дело с международным контролем и гарантиями безопасности. Но об этом не было сказано ни слова. «Россия хочет, чтобы все проблемы межу Москвой и Тбилиси решались в двухстороннем порядке, - констатирует один из западных экспертов. – Но настораживает тот факт, что в действительности российско-грузинские отношения нельзя назвать паритетными. Допустить подобный прецедент значило бы вызвать бурю негодования в Грузии».
Деликатный вопрос о политическом статусе Абхазии остается нерешенным. Сухуми отказывается оставаться в составе Грузии даже в обмен на предоставление «особых прав». Нет полной независимости, меньше и почестей. Абхазский «президент» Владислав Ардзинба, ослабленный долгой болезнью, тем не менее, осознает все риски. «Может статься, что Россия поглотит нас», - поделился он своими тревогами с Зурабом Лакербая, секретарем грузино-абхазской Координационной Комиссии. На что тот ответил, что видит лишь один единственный выход: Шеварднадзе и Ардзинба должны поровну поделить ответственность за урегулирование конфликта перед тем, как покинуть политическую сцену.
В 2005 году по истечении второго срока своих полномочий грузинский президент должен уйти. Никто не сомневается, что Кремль попытается подмять под себя того, кто станет преемником Шеварднадзе. Но Вашингтон уже дал понять, что в его намерения входит поиск политического решения затянувшихся конфликтов. Для строительства нефтепровода Баку-Тбилиси-Джейхан, по которому будет транспортироваться азербайджанский и казахский сырец на турецкий терминал в Средиземном море, необходимо, прежде всего, обеспечить безопасность на юге Кавказа – главном стратегическом призе в борьбе за зоны влияния между Россией и США.