Предыдущая статья

Нефтяной магнат Ходорковский в плотных сетях правосудия

Следующая статья
Поделиться
Оценка
Собственный перевод из французской «Le Figaro»
Представьте себе такую ситуацию: с одной стороны, миллиардер, правая рука @ самого богатого человека России, у которого помимо денег есть и политические амбиции. С другой стороны, депутат, член прокремлевской партии. А теперь попросите последнего надавить на правосудие, дабы поднять одно очень старое и забытое досье, годами пылившееся в архиве Генеральной прокуратуры. Потом дайте добро правоохранительным органам на арест миллиардера, и, в конечном итоге, вы получите самое настоящее политико-экономическое уголовное дело.
3 июля российская Генеральная прокуратура объявила об открытии сразу трех дел, которые, пусть косвенно, но направлены против Михаила Ходорковского, чересчур амбициозного главы российского нефтяного гиганта ЮКОСа.
Акт первый: допрос в среду, 2 июля, Платона Лебедева, президента группы МЕНАТЕП. Российская прокуратура подозревает Лебедева в том, что в 1994 году он незаконно завладел пакетом акций стоимостью 283 миллиона долларов, принадлежащим государству. Судебное расследование по этому делу, начатое в самый разгар приватизационной смуты начала 1990-х гг., тянется и по сей день, но ни разу за это время не было предпринято ни единого действия в отношении Лебедева. Теперь же г-н Лебедев помещен под стражу на 48 часов.
Акт второй: прокуратура заявляет о произведенном две недели назад аресте Алексея Пичугина, начальника одного из подразделений службы безопасности ЮКОСа. Пичугину инкриминируется заказ на убийство супругов Гориных, жителей города Тамбова на юге России. По словам адвоката Пичугина, правоохранительные органы подозревают его подзащитного, который является крестным отцом сына Гориных, в том, что по его приказу были убиты мать и отец его крестника. Произошло это после того, как отец семейства, знавший о «темных делах» Пичугина, пытался шантажировать его.
И, наконец, «последний шип, подложенный в ботинок» Ходорковскому: российские власти приступили к расследованию по делу Восточной нефтяной компании (ВНК), которая принадлежит группе ЮКОС. Бывший директор ВНК Рамиль Бурганов обвиняется в хищении в 1998 году принадлежащих государству акций на сумму 1 миллиард рублей, что приблизительно составляет 33 миллиона долларов. В настоящий момент Бурганов находится в бегах и объявлен в международный розыск, у Интерпола имеется ордер на его арест.
Итак, Бурганов, Пичугин, но самое главное, Лебедев. Речь идет о перекрестном огне, нацеленном на то, чтобы поразить самого видного из российских олигархов. Человека, в отношении которого применяют эпитеты «сверходаренный» и «беспощадный». Который дебютировал на деловой сцене в конце 1980-х годов, еще до того, как совместно с Платоном Лебедевым он создал группу МЕНАТЕП. Этот мощнейший международный холдинг с головным офисом на Гибралтаре, 50% акций которого принадлежит Ходорковскому, владеет капиталом на сумму свыше 15 миллиардов долларов. Более того, МЕНАТЕПу принадлежит более 60% акций ЮКОСа, второго по величине нефтяного кита России, возглавляемого Ходорковским. С конца апреля, после слияния с «Сибнефтью», занимающей 4 место в мировом рейтинге нефтяных компаний, ЮКОС, как никогда, на слуху. А недавно Ходорковский в открытую заявил о своем намерении профинансировать либеральные партии СПС и «Яблоко» на парламентских выборах в декабре 2003 года. В 1990-х годах именно группа МЕНАТЕП являлась управляющей компанией, через которую проходили деньги Министерства финансов. Также МЕНАТЕП через свой банк осуществляла размещение российских капиталов за рубежом, в Швейцарии и прочих государствах «налогового рая». В те годы это была распространенная практика для большинства крупных российских банков.