Предыдущая статья

Беспредел по Туркменбаши . Так-то, брат Пушкин

Следующая статья
Поделиться
Оценка

В Ашхабаде больше нет Пушкинского театра. 8 февраля, к годовщине смерти великого русского поэта «отец туркменской культуры и духовности» Сапармурат Ниязов отдал приказ снести здание театра и разбить на его месте сквер. @

Государственный русский драматический театр был открыт в Ашхабаде 1 октября 1926 года, когда город еще именовался Полторацк. В 1957 году театру было присвоено имя Александра Пушкина. Пушкинский — старейший театр в Туркменистане. Государственный академический драматический театр им. Молланепеса, театр оперы и балета им. Махтумкули (недавно переименованный в Национальный музыкально-драматический) и Ашхабадский театр юного зрителя — младше по возрасту.

Русский театр с момента своего основания являлся самым посещаемым учреждением культуры в столице Туркмении, а после того, как Ниязов начал насаждать повсеместно дух своих мифических предков, и вовсе остался последним вместилищем культурной жизни в стране, измученной ниязовским безвкусным примитивизмом. Хоть театр и назывался русским, здесь всегда работали актеры самых разных национальностей и шли пьесы самых разных драматургов: Эдмона Ростана, Александра Островского, Гусейна Мухтарова, Берды Кербабаева, Тоушан Эсеновой, Ата Каушутова, Александра Вампилова и многих других. Несмотря на повальную «рухнамизацию» и прочие невыносимые для творчества условия, до последнего времени труппе Пушкинского театра удавалось поддерживать серьезный профессиональный уровень своих работ.

Здание театра им. Пушкина — одно из последних архитектурных напоминаний о прежнем Ашхабаде, когда наш город еще не превратился в «беломраморный» форпост ниязовской диктатуры. Конечно, здание требовало ремонта, но сносить его не было никакой необходимости. Наоборот, долгое время обсуждался вопрос о реставрации здания Пушкинского театра. Сам Ниязов неоднократно «умничал» по этому поводу, дескать, «переговорю с Кремлем, узнаю, что они там думают насчет ремонта своего театра». Кроме того, Российский культурный центр, созданный при посольстве РФ в Туркменистане, формально разместился именно в помещении Пушкинского театра, поэтому судьба здания действительно не могла быть уж совсем безразлична российской стороне. Тем не менее, когда речь зашла о сносе театра, посол России Андрей Молочков не посмел ни словом перечить Ниязову, а прибывшая на празднование 64-го дня рождения диктатора губернатор Санкт-Петербурга Валентина Матвиенко пошла еще дальше, назвав варвара Туркменбаши «главным архитектором сказочного Ашхабада». «Мы увидели в архитектуре Ашхабада некоторый стиль Петербурга. Я думаю, что это лично его рука», — заявила Матвиенко, и, несколько дней спустя, Ниязов подтвердил свой «стиль» — Государственный русский драматический театр им. Пушкина был снесен подчистую.

Формальным поводом для разрушения театра Ниязов назвал «аварийное состояние» здания. И конечно, он «позаботился» об оставшихся без крыши над головой артистах. Отныне русский театр, согласно приказу Туркменбаши, будет располагаться в здании бывшего Дома культуры ашхабадской шелкомотальной фабрики им. 8 Марта — помещении никак не пригодном для функционирования популярного театра. Расположено оно хоть и на «одном из главных проспектов туркменской столицы», как поспешила сообщить ниязовская пропаганда, да только в самом его конце, фактически на окраине города. Кроме того, сцена там вполне годится для свадебных концертов, но никак не для серьезных театральных постановок, а предполагаемый зрительный зал даже отдаленно не напоминает театральный.

В последнее время ДК «шелкомоталки», как называют фабрику ашхабадцы, был занят предприимчивыми турецкими бизнесменами, которые открыли там ресторан, банкетный холл, бильярдную и еще массу необходимых для своих скучающих в Ашхабаде соотечественников вещей типа подпольного карточного клуба. Несколько лет назад «Достлук» (так назывался ДК при турках) изрядно погорел в пожаре, а когда был восстановлен, курировавшая легкую промышленность вице-премьер правительства Джемал Гекленова, имевшая «долю» от турецкого бизнеса в подведомственном учреждении, уже была сброшена с высоких постов, таким образом турки больше в «Достлук» не вернулись, здание осталось пустовать и вот… пригодилось, 4 года спустя, для хитроумной провокации Ниязова с Пушкинским театром.

Возможно, для кого-то истинные мотивы, побудившие Ниязова подавить остатки русской культуры в своем темном царстве, и неизвестны, но те граждане Туркменистана, которые пока еще имеют возможность следить за развитием туркмено-российских отношений по независимой прессе, прекрасно знают, что двигало диктатором-разрушителем — не забота о театре и не архитектурные замыслы, а злоба, злоба и ярость, которые обуяли Ниязова, узнавшего о том, что накануне дня его рождения государственный телеканал «Россия» планирует показать документальный фильм об участии туркменских спецслужб во главе с самим Туркменбаши в обеспечении транзита наркотиков из Афганистана в Россию, пишет «Гундогар»

Что за материалы удалось раздобыть специальному корреспонденту РТР Аркадию Мамонтову, не известно, но взбесился Туркменбаши так, словно его действительно, что называется, поймали за руку. Уговоры, требования и угрозы со стороны руководства Туркменистана на российскую сторону влияния не оказали (фильм оставался в телепрограмме до последнего дня), и тогда Ниязов решил прибегнуть к своему излюбленному приему — шантажу. «Вчера я дал поручение и о переселении театра имени Пушкина. Нынешнее помещение Пушкинского театра находится в аварийном состоянии. Поэтому мы снесем его и на этом месте разобьем сквер для отдыха горожан», — злобно вращая зрачками, произнес Ниязов по национальному телевидению, а тем временем само здание театра уже было оцеплено военной полицией. Накануне сотрудников администрации и артистов разбудили ночью, собрали у театра и велели вынести из помещения личные вещи и реквизит. «Операция» была проведена в рекордные сроки. Бульдозеры довершили эту локальную «культурную революцию». Во избежание эскалации напряженности накануне визита В. Матвиенко, руководство РТР сняло фильм Аркадия Мамонтова «Трафик» с эфира.

А дальше — в Ашхабад прибыла губернатор Санкт-Петербурга. Она называла Ниязова «глубокоуважаемым господином», «серьезным философом» и «большим другом России», но все же не избежала «отеческих» нравоучений со стороны злобного диктатора. «Россия должна нам 100 миллионов долларов. Давайте на эти деньги построим русский театр», — с издевкой предложил Ниязов. «Давайте», — согласилась с ним Матвиенко. Пожалуй, это оказалось единственной договоренностью, которой добилась питерская статс-дама во время своего светско-политического визита в Туркменистан. Все остальные объявленные «достижения» были еще более нелепы, вроде планов постройки в безводном Туркменистане пивного завода «Балтика».

А еще пару дней спустя, в газетах было опубликовано обращение коллектива Государственного русского драматического театра им. А. С. Пушкина к своему «благодетелю» Ниязову: «Позвольте выразить Вам сердечную признательность за то пристальное внимание, что Вы оказываете развитию театрального искусства в нашей стране, и передать Вам слова благодарности за предоставленное в распоряжение нашего театра новое здание. Это событие, несомненно, станет новым импульсом в жизни нашего коллектива и его творческих поисках, откроет новые возможности живого, реального воздействия на процесс культурного развития общества, активного утверждения общественных и нравственных идеалов, общечеловеческих духовных ценностей, заповедей Рухнама».

Свободы сеятель пустынный,

Я вышел рано, до звезды;

Рукою чистой и безвинной

В порабощенные бразды

Бросал живительное семя –

Но потерял я только время,

Благие мысли и труды…

Паситесь, мирные народы!

Вас не разбудит чести клич.

К чему стадам дары свободы?

Их должно резать или стричь.

Наследство их из рода в роды

Ярмо с гремушками да бич.

Великий Пушкин, написал эти строки в 1823 году. Но, даже гений не предполагал, какой жестокий смысл приобретут они, без малого два века спустя.

 

Ниязов приказал юношам брить бороды

Пожизненный президент Туркмении Сапармурад Ниязов распорядился, чтобы молодые люди не отращивали бороды и длинные волосы, приказав министерству образования проследить за этим.

«Чтоб среди молодых не было, типа волосы отпускают или там бороду», — строго сказал министру образования Мамеддурды Сарыханову Ниязов на заседании правительства, репортаж с которого показало туркменское ТВ 24 февраля.

«Нужно следить за тем, как они одеваются и ведут себя», — указал 64-летний президент, чей официальный титул — Туркменбаши или Отец всех туркмен. Он не сообщил, будут ли применяться санкции в отношении носителей длинных бород, волос и баков.

Ранее Ниязов, проводя в жизнь близкие ему морально-этические нормы, закрыл балет и оперу, запретил курить в общественных местах и слушать радио в автомобиле.