Предыдущая статья

Охраняя таджикско-афганскую границу

Следующая статья
Поделиться
Оценка

Россия болезненно относится ко всему, что задевает ее интересы. Охрана таджикско-афганской границы Погранвойсками ФСБ РФ – тоже не исключение. Хотя, забегая несколько вперед, скажу, что к этой самой границе определение «охрана» не совсем корректно применять. Она уникальна в природе, так как до сих пор не охраняется пограничниками в общепринятом понимании этого слова, а обороняется неизвестно от кого с вкопанными в землю танками и БТР, прочей тяжелой броней. До 27 июня 1997 года (в этот день подписано Общее соглашение о национальном примирении между правительством РТ и Объединенной таджикской оппозиции, объявившее об окончании гражданской войны 1992-1997 годов) такие меры еще как-то можно было объяснить. Однако последовавшие за этим событием 7 лет никакой напряженностью на границе не отмечены. Тем не менее, российские пограничники, военнослужащие 201-й дивизии РФ в РТ (бронекулак пограничников) продолжают действовать в режиме чрезвычайной ситуации, пишет TRIBUNE-uz

(http://www.tribune-uz.info/politics/?id1=596&PHPSESSID=cdb88d8452e6826e4362f66db4b61d31).

25 мая 2003 года срок действия договора о совместной охране границы истек. Перед этим таджикская сторона заблаговременно внесла предложения по изменению рамок нахождения российских пограничников на территории Таджикистана. Москва решила отмолчаться. А когда заместитель председателя Комитета по охране госграницы при правительстве РТ (начальник штаба) генерал Нуралишо Назаров высказал свое мнение, все собаки были спущены на него. Что-де, он далеко вышел за рамки своей компетенции и обвинил Россию в том, что она якобы нарушает соглашение о сотрудничестве, заключенное в 1993 году, и не допускает таджикских пограничников к охране границы. Что-де, это - прямая противоположность тому, что ранее неоднократно декларировали президенты Владимир Путин и Эмомали Рахмонов, говоря о том, что о выводе российских "зеленых фуражек" из Таджикистана в ближайшие годы не может быть и речи. Хотя генерал говорил о необходимости упорядочить вопрос совместной охраны госграницы, российские газеты дружно выступили с оскорблениями в его адрес, самые мягкие из которых звучали, как «мелкая сошка».

Российская погрангруппа в Таджикистане насчитывает сегодня примерно около 11500 «штыков». Среди ее военнослужащих гражданство Таджикистана в настоящее время имеют 7% офицеров, 17% прапорщиков, 71% военнослужащих по контракту и 99% военнослужащих по призыву. Душанбе требует от Москвы, чтобы финансирование своей пограничной группы, охраняющей таджикско-афганскую границу, Россия осуществляла в полном объеме, а не по схеме 50 на 50% с той и с другой стороны, как это происходит в настоящее время. Для бедного и нищего Таджикистана это действительно накладно, ведь еще и свои погранвойска (разутые и раздетые пока) нужно содержать из скромного бюджета. А, учитывая режим чрезвычайной ситуации российских военных в Таджикистане, эти 50% возрастают до 150% (1 день засчитывается за 3, оплачиваемые отпуска почти трехмесячные, требующие соответственное денежное довольствие).

Мотивы отказа россиян покинуть границу – самые благородные. «Таджикистан самостоятельно не справится с охраной границы», «Таджикистан станет беззащитным, и враги воспользуются этим». Что на это возразить? Таджикским пограничникам доверили самостоятельно охранять 73 км границы на Калайхумбском направлении. Но у них ничего нет для нормальной службы. Нет элементарного ружейного масла, чтобы автомат был всегда готов к бою. Но они охраняют границу! В основном на чувстве патриотизма – она своя, родная! Здесь наименьшее количество попыток нарушения госграницы по всей линии.

Другой благородный мотив – надежный наркозаслон в лице российских пограничников- при ближайшем рассмотрении не совсем выдерживает критики. Москва всегда любит козырять тоннами изъятых на границе наркотических веществ. И умышленно не напоминает о том, что ежегодно таджикскими пограничниками на второй « запасной» линии, спецслужбами, правоохранительными органами Таджикистана изымается наркотиков не меньше. Но уже на территории страны, уже прошедших через российский «надежный заслон» наркотиков. В 2003 году – впервые – 52% изъятых наркотиков приходились на внутреннюю территорию.

Ситуация с наркопотоком такова, что принадлежность погранзаслона не имеет никакого значения. Раньше все валили на режим Талибан, но и тогда 84% всех наркотиков через границу с Таджикистаном поступали по каналам Северного альянса, который поддерживали Россия и Таджикистан. Теперь режима Талибан вроде бы не существует, а производство и переброска наркотиков резко увеличились. Значит, корень зла не в том, кто охраняет границу, а в нежелании «власть предержащих» покончить с наркотиками в самом Афганистане.

В последнее время к «обидам» россиян прибавились амбиции «великой державы». Российские СМИ, почувствовав укол национальному самолюбию, запестрели заголовками, типа «ОБСЕ и НАТО выдавливают Россию с таджикско-афганской границы». Все дело в том, что в сентябре 2003 года в Таджикистане побывал бывший в то время генсеком НАТО Джордж Робертсон, который пообещал, что совсем скоро Североатлантический альянс и ОБСЕ откроют в Таджикистане учебный центр и займутся переподготовкой пограничников государств Центральной Азии. Именно об этом была достигнута у него договоренность с таджикским президентом Эмомали Рахмоновым. Кроме этого, ЕС по программе технической помощи странам СНГ TAСIS выделяет Таджикистану 12 млн. евро, которые пойдут на реализацию программ по укреплению его границ. А американцы готовы построить мост через Амударью (соответствующее соглашение уже подписано, и работы скоро начнутся), чтобы наладить более тесные связи таджиков и афганцев. Мост будут охранять таджикские пограничники.

Из-за неприятия последнего варианта (контроля над переправой) Россия ставит под сомнение искренность Запада помочь Таджикистану, подразумевая только попытку вытеснить Россию. Вот какой пассаж выдала по этому поводу одна российская газета: «После падения режима талибов размах производства наркотиков достиг рекордных показателей. Ни США, ни НАТО, войска которых сейчас представлены в Афганистане, не в силах помешать этому процессу. Хотя обучить таджикских пограничников борьбе с наркобаронами желание у них есть. Но вопрос здесь так и остается без ответа: хотят то хотят, но смогут ли это сделать?» Словом, все бессильны, кроме, конечно же, России. Такая самоуверенность наводит на некоторые мысли…

Недавно с официальным визитом побывал в Таджикистане первый заместитель директора ФСБ и руководитель погранслужбы России Владимир Проничев, встречался, в том числе и с президентом страны Э. Рахмоновым. Не стал скрывать, что между двумя погранведомствами существуют разные точки зрения на вопросы будущей охраны госграницы с Афганистаном. Хотя при этом генерал опроверг появившиеся слухи о том, что таджикская сторона настаивает на скорейшем выводе российских погранвойск из страны.

Турко Дикаев