Предыдущая статья

Армения призывает Евросоюз ей помочь

Следующая статья
Поделиться
Оценка

Европейский союз должен сыграть свою роль в деле нормализации армяно-турецких отношений. Как сообщает агентство "Медиамакс",
об этом заявил министр иностранных дел Армении Вардан Осканян, выступая на совместном брифинге со своим датским коллегой Пером Стигом Мюллером, прибывшим в Ереван в рамках регионального визита по странам Южного Кавказа.

По словам руководителя армянского внешнеполитического ведомства, в процесс улучшения отношений между Арменией и Турцией могут внести лепту и отдельные члены ЕС, в том числе и Дания.
В.Осканян заявил, что в случае установления равноценных отношений со всеми странами Южного Кавказа, Турция будет играть особую роль в регионе, поскольку является единственным членом НАТО, граничащим одновременно с Арменией, Грузией и Азербайджаном, и единственным государством региона, обладающим официальным статусом кандидата на вступление в Европейский союз.

Пер Стиг Мюллер сказал, что осенью Европейская комиссия представит доклад о соответствии Турции так называемым "Копенгагенским критериям". В декабре доклад будет рассмотрен на саммите руководителей стран ЕС, где и будет принято решение о сроках начала переговоров о вступлении Турции в Европейский союз, сказал датский министр.

По его словам, независимо от того, когда начнутся эти переговоры, они будут носить продолжительный характер. Пер Стиг Мюллер напомнил, что переговоры о вступлении Испании, Португалии и Греции в ЕС продлились 7-8 лет, а странам Восточной Европы понадобилось около 10 лет.
В.Осканян, отвечая на вопросы журналистов, коснулся и предстоящей встречи с министром иностранных дел Азербайджана Эльмаром Мамедъяровым в Праге. Он так же, как и Э.Мамедъяров, не стал говорить о вопросах, которые будут обсуждаться на переговорах в столице Чехии. Он сказал лишь, что на встречах министров иностранных дел Армении и Азербайджана "готовится база для дальнейшего содержательного диалога, в том числе и на уровне руководителей двух стран". "В настоящее время такой базы нет", - заметил В.Осканян.

На первый взгляд официальный Ереван устами министра иностранных дел декларирует вполне приемлемые вещи. Однако видные армянские политические и общественные деятели, в том числе представляющие правящую коалицию, выступают с заявлениями, которые не оставляют даже малейшего шанса на успех диалога как с Азербайджаном, так и с Турцией.

Достаточно вспомнить, что буквально на днях глава армянской диаспорской организации "Ай Дата" Киро Маноян, подструктуры правящей Армянской революционной федерации ("Дашнакцутюн"), которая в свою очередь является партией правящей коалиции, в интервью одному из российских агентств заявил буквально следующее: "Они (имеются в виду турки) захватили не только Западную Армению, но и отхватили кусок от Восточной. Они ответственны за все и как наследники, и как непосредственные участники. Признание Геноцида не может быть лишь нравственным актом.

Оно должно иметь последствия в виде компенсации. Первопричина нынешнего состояния Армении - Геноцид. Говоря Геноцид, мы имеем в виду не только истребление населения, но и оккупацию наших территорий... Будь вопрос нравственного характера, Турция давно бы сказала: "Это было, мы сожалеем и давайте забудем". Но они прекрасно понимают, что этим все только начнется". Вот так, не больше не меньше.

Не менее откровенно лидер "Ай Дата" изложил позицию возглавляемой им организации по карабахскому вопросу. Оказывается, армянской стороне не с чем идти на уступки. "Нам нечего уступать, мы просто оставим их в покое... Мы не можем во имя компромисса уступить территории, поскольку это будет угрожать нашей национальной безопасности... До тех пор, пока наличествует разграничение трех понятий - Нагорный Карабах, Армения и освобожденные территории - уступчивое настроение армянской стороны очевидно. Уверен в необходимости закрепления юрисдикции НКР над освобожденными территориями, поскольку эти земли не просто освобождены - они настолько же армянские, насколько Степанакерт и Шуша, соответственно, цена их точно такая же",- заявляет он. Более циничным и откровенным вряд ли можно быть.

Нет, содействия международных организаций, в том числе Евросоюза, в налаживании взаимоотношений с Турцией просить можно. Но при этом и Армения должна взять на себя определенные обязательства. Но нельзя же так: требовать от Турции установления нормальных отношений с Арменией, а самой, по сути, оставляя открытым вопрос так называемого "геноцида" и "оккупированных территорий", выступать с огромными территориальными и финансовыми претензиями в отношении государства, с которым якобы хочет, как говорится, "жить в мире и дружбе".

А Азербайджану, скорее всего, в официальном порядке стоит обратиться к руководству Турции с предложением не ставить в качестве непременного условия налаживания нормальных отношений с Арменией освобождения всех оккупированных азербайджанских территорий.

Во-первых, это внесет ясность в армяно-турецкие отношения. Вряд ли Турция согласится нормализовать отношения с Арменией и открыть границу без выполнения со стороны официального Еревана иных условий, о которых речь идет выше. Даже если это произойдет, то Армения практически ничего не приобретет. Ведь ни рынок Армении, ни ее экономика не настолько привлекательны для турецких предпринимателей. Иначе Анкара уже давно, не обращая внимания на интересы Азербайджана, добилась бы установления экономических отношений с Арменией.

Во-вторых, это лишит заинтересованные политические силы желания использовать карабахскую тематику в спекулятивных целях не только в Армении, Азербайджане и Турции, но и на международной арене, особенно со стороны официального Еревана. Ведь Ереван везде и всюду трубит, что Турция не налаживает нормальных отношений с Арменией только из-за армяно-азербайджанского противостояния, то есть из-за этнической солидарности, и, как следствие, она даже не может выступать в качестве посредника в урегулировании карабахского конфликта. После снятия этого вопроса всем станет ясно, что это не так, и армяно-турецкие отношения имеют не менее острые противоречия.

Далее, азербайджанской дипломатии пора обратить особое внимание на то, что термин "освобожденные территории" в отношении оккупированных территорий вне Нагорного Карабаха в последнее время очень часто используется армянскими политиками. Ведь чем дольше данные территории будут под оккупацией, тем дольше и больше термин будет в обращении и станет чем-то обыденным, привычным и для международного сообщества...

 

Р.Миркадыров, «Зеркало»