О создании Союзного государства России и Белоруссии политики двух стран говорят давно и безнадежно, с постепенно угасающим энтузиазмом. Во времена Ельцина этот проект воспринимался как перспективный, реально осуществимый и даже заманчивый. Начавшаяся затем полоса политических препятствий свела многие наработки на нет, удлинила сроки реализации казавшихся незыблемыми договоренностей, добавила в обсуждение ключевых вопросов изрядную долю негативных эмоций.
Раскол потсоветского пространства, заметно ускорившийся в последний год, внес в
И вот теперь — новое ускорение. На заседании Высшего госсовета Союзного государства Белоруссии и России, состоявшемся в Москве 10 августа, госсекретарь Союзного государства Павел Бородин заявил: принято решение о развитии Союзного государства по образцу Евросоюза, что подразумевает делегирование полномочий государств союзным органам власти, наличие единой
Однако слово «Евросоюз» в заявлениях Путина и Лукашенко в ходе их последней июльской встречи не звучало. Зато этот вариант объединения давно лоббировал сам Павел Бородин. Значит, ему удалось убедить двух лидеров в необходимости развития Союзного государства именно по этому пути? Или это несогласованный с ними, или с одним из них, экспромт, ставящий своей целью прозондировать общественное мнение — наше и западное?
Прокомментировать ситуацию МиК попросил Александра Коновалова, президента Института стратегических оценок:
- Ну, прежде всего, я увидел кардинальное изменение целей — вместо Союзного государства Союз государств, то есть, признание того, что с Лукашенко ни о чем не договоришься.
- Но в политическом плане никаких намеков на это в ходе последней встречи двух лидеров не было. Тогда мы увидели демонстрацию полного взаимопонимания и услышали обещание построить Союзное государство в самые сжатые сроки. Сейчас Бородин заявляет, что объединение будет происходить по типу Евросоюза.
В принципе, когда дело имеешь с Лукашенко, никаких реалий видеть не надо, потому что любые реалии могут быть опрокинуты, в силу политических и личных свойств этого человека.
То, что я в ходе этого заседания от Бородина услышал, для меня прозвучало сенсационно. Потому что мы столько бились сначала над единой Конституцией, над тем, что мы — одна страна, одно целое. И вообще, основная идея объединения России и Белоруссии базировалась, на мой взгляд, на очень здоровой основе.
Ведь когда две страны могут стать одной? Когда есть чувство разделенной нации. Без этого ничего не выйдет. Вот в Германии они пронесли чувство разделенной нации через десятилетия. И второе — для этого должна исчезнуть практически элита второй страны. Но исчезнуть не физически, а как бы отойти с исторического пути, потому что объединение в этом случае возможно только в виде входа одной страны в другую.
Никакого иного объединения, на мой взгляд, кроме как вхождения Белоруссии в Россию, используя еще оставшееся очень сильное чувство разделенной нации — нет. Нужно подняться над политическими амбициями лидеров, нужно забыть обо всех этих глупостях и нужно понять, что этим странам надо быть вместе, что будет у них одна столица, хотя столицей можно называть
И для этого местной элите надо понять, что ее статус меняется. Одно дело — быть президентом независимой страны, когда ты приезжаешь и из пушек стреляешь. А другое дело — когда он может быть вызван в Москву и ему надерут то место, которым у слона не хочет быть Бородин. Потому что Москва все равно будет начальником. И ясно, что обратного объединения быть не может.
У каждого периода нашей интеграции были разные причины и поводы — и для того, чтобы как бы делать вид, что сближаешься, и для того, чтобы ничего не делать, а наоборот, ставить препятствия. Вот в период слабого Ельцина, например, очень болезненного Ельцина, рассматривался такой проект Конституции Союзного государства, который предусматривал единые органы исполнительной и законодательной власти и ратификационный принцип их руководства.
И если бы все это было принято, то тогда у Лукашенко была бы реальная перспектива выйти на политический простор России, так как в Белоруссии ему бы было уже тесно. И вполне резонная мысль тогда у него была, что этот дедушка долго не протянет, а я еще в хоккей играю…
Но как только эта мысль отвалились и стало ясно, что такой перспективы не будет, для Лукашенко проект Союзного государства превратился в чистое «кидалово», выколачивание из России нефти, газа и всего, чего нужно, но не предоставляя ничего взамен. Правда, Белоруссия предоставляет нам другие возможности — позволяет находиться на своей территории нашим военным, например, там они построили единственный в Советском союзе центр управления связи с подводными лодками, находящимися в океане.
Важно также то, что через Белоруссию шли наши транзитные пути, так что Лукашенко считал, что мы ему должны еще
В общем, он ничего не сделал для того, чтобы это пространство стало единым, а сделал максимум для того, чтобы извлечь экономические выгоды, даже не для Белоруссии, а скорее, для себя лично, и для своего окружения. Просто, экономика Белоруссии представлена в основном им самим и людьми, ему лояльным.
Потом был период очень резких заявлений относительно того, что будет два эмиссионных центра, что есть полная глупость, так как два эмиссионных центра — это когда можно рисовать деньги в каждой кухне, что одно и то же.
Потом было заявление о том, что «этот поганый рубль нам не нужен». Много было заявлений, в том числе, и в адрес Путина. И Путин,
То, что сейчас произнесено, имеет более рациональную основу, и если Бородин говорит, что две страны будут объединяться на принципах Евросоюза, то Евросоюз всегда строился на принципах рациональности и учета интересов. Но он так и не стал единым государством, хотя там единая валюта. Это объединение государств с единым таможенным пространством, но каждая страна избирает свое руководство, у каждого существуют свое правительство и своя армия.
И даже принятие единой Конституции в единой Европе натолкнулось на пока еще непреодолимые препятствия. А все начиналось, если вы помните, с европейского объединения угля и стали, то есть начинали с объединения в двух отраслях.
Нам несколько легче. У нас очень много было общих отраслей, которые мы сначала разъединяли из единого целого, причем нерационально. С другой стороны, дело в том, что мы очень долго шли разными путями, исторически очень долго.
Евросоюз очень долго работал над модификацией законодательной базы правил игры, хотя бы в экономической сфере. Если мы будем, с учетом наших экономических интересов, работать и двигаться в общем направлении, это очень неплохо. Но я
- А в политическом смысле как обстоят дела? Сегодня много говорят о том, что создание Союзного государства может быть способом обеспечения продления президентских полномочий Владимира Путина, но в другом качестве. Среди множества версий высказываются и такие.
Ну,
- Но речь идет о едином Союзном государстве и едином президенте во главе его…
- Ну, я думаю, что уже даже самым отчаянным оптимистам, каким считается Павел Бородин, уже ясно, что никакого единого Союзного государства не получится. И если рассчитывать на этот вариант, то тогда надо давать Лукашенко
Потому что, одно дело, что они себе придумали «Родину» с Глазьевым и Рогозиным и теперь не знают, что с ними делать, но посадить себе на плечи этого хоккеиста? Это вряд ли. И я думаю, что максимум на что Лукашенко может рассчитывать в смысле гарантий, что его «не посодют» и не отберут то, что он натаскал за это время. Но этого ему мало…
- А отношение Евросоюза какое будет к этому образованию?
Ну пока это все равно иллюзия. Пока ничего нет. Нет ни общего таможенного пространства, ни свободного перетока труда и капитала, ни единой тарифной политики — нет ничего. Но если, допустим, Россия будет развиваться в демократическом направлении, и это заставит Белоруссию
Если же процесс будет обратный — как в анекдоте про еврейского мальчика, которого, чтобы убрать произношение, привели к попу, но через год поп заговорил с еврейским акцентом — то тогда они этого приветствовать, естественно, не будут, если в России негативные тенденции будут развиваться. Да и диктатуры, понимаете, ни во что друг с другом не объединяются.
- Ну, а если сравнить два интеграционных проекта — ЕЭП и Союзное государство по новому образцу — в плане перспектив, то где их больше?
Ну, конечно, если то же самое создавать с Белоруссией, а не еще с двумя государствами, то формально это задача более легкая. Да и Белоруссия присутствует и там, и там. И к белорусским проблемам добавится еще специфика Казахстана, и добавится специфика Украины. Но рассуждая о том, какое пространство нужнее и какое бы было эффективнее, я думаю, что это
А что думает народ?
В майском исследовании Аналитического центра Юрия Левады (http://www.levada.ru/press/2005060100.html) опрошенным было предложено назвать (из предложенного списка) пять стран, которых можно назвать наиболее близкими друзьями, союзниками России, а также пять стран, наиболее недружественно, враждебно настроенных по отношению к нашей стране.
Наиболее близкие друзья и союзники России
(из общего списка указаны первые два десятка стран, расположенных по частоте упоминаний)
1. Белоруссия |
45 |
2. Германия |
23 |
3. Казахстан |
20 |
4. Украина |
17 |
5. Индия |
16 |
6. Франция |
13 |
7. Китай |
12 |
8. США |
11 |
9. Болгария |
11 |
10. Армения |
9 |
11. Финляндия |
6 |
12. Италия |
6 |
13. Киргизия |
5 |
14. Польша |
5 |
15. Азербайджан |
5 |
16. Великобритания |
5 |
17. Израиль |
5 |
18. Узбекистан |
4 |
19. Молдавия |
4 |
20.Япония |
4 |
Нет таких |
10 |
Затруднились ответить |
14 |
Наиболее недружественные России страны
1. Латвия |
49 |
2. Литва |
42 |
3. Эстония |
32 |
4. Грузия |
38 |
5. США |
23 |
6. Украина |
13 |
7. Афганистан |
12 |
8. Ирак |
10 |
9. Япония |
6 |
10. Иран |
6 |
11. Азербайджан |
5 |
12. Молдавия |
4 |
13. Польша |
4 |
14. Армения |
4 |
15. Китай |
4 |
16. Англия |
3 |
17. Израиль |
3 |
18. Германия |
3 |
19. Белоруссия |
2 |
20. Молдавия |
2 |
Как Вы в целом относитесь сейчас к…
|
США |
Евросоюзу |
Украине |
Белоруссии |
Очень хорошо |
6 |
6 |
9 |
16 |
В основном хорошо |
55 |
65 |
63 |
66 |
В основном плохо |
26 |
12 |
17 |
9 |
Очень плохо |
9 |
3 |
3 |
2 |
Затруднились ответить |
9 |
15 |
8 |
7 |
Доверие к некоторым зарубежным и региональным лидерам
Насколько Вы доверяете…
|
Определенно, да |
Скорее, да |
Скорее, нет |
Определенно, нет |
Не знаю, кто это |
Затруднились ответить |
Н.Назарбаеву |
7 |
12 |
24 |
10 |
7 |
19 |
Р.Кадырову |
4 |
24 |
28 |
12 |
11 |
22 |
А.Лукашенко |
12 |
36 |
26 |
10 |
2 |
14 |
Нужна ли России, Украине, Казахстану и Белоруссии экономическая интеграция?
Представление об этом дают данные третьей волны исследования в странах Единого экономического пространства (ЕЭП), проведенной в апреле 2005 г. участниками Исследовательского консорциума «Евразийский монитор» (http://www.wciom.ru/?pt=9&article=1391) — Всероссийского центра изучения общественного мнения (ВЦИОМ), Донецкого
Как показывают опросы, на сегодняшний день социальная однородность ЕЭП оказывается размытой. Страны, входящие в ЕЭП, довольно сильно различаются по ключевым социальным показателям — индексам удовлетворенности жизнью, материальным положением и экономической ситуацией в стране. Казахстан и Украина, судя по полученным данным, находятся на разных «полюсах» социального самочувствия (позитивном и негативном, соответственно), а Белоруссия и Россия располагаются между ними.
Отвечая на вопрос, в какой стране (надгосударственном объединении) вы хотели бы жить, граждане 4 стран ЕЭП демонстрируют существенные различия во взглядах. Респонденты, желающие жить в ЕЭП, однозначно доминируют только в Казахстане (27%). В Белоруссии они преобладают, но незначительно (24% за ЕЭП, 22% — за жизнь в объединенной Европе). На Украине несколько преобладают те, кто стремятся в объединенную Европу (30% против 26% за ЕЭП). В России преобладают те, кто хотел бы жить в собственной стране (30%) и в возрожденном СССР (27%), доли сторонников ЕЭП и объединенной Европы отличаются незначительно (15 и 14% соответственно).
Для сравнения: в Казахстане группа сторонников самостоятельного национального развития страны занимает второе место по численности (25% опрошенных), в Белоруссии и на Украине — третье (21 и 20% соответственно). Таким образом, наиболее проинтеграционно настроены жители Казахстана, в Белоруссии и на Украине борются сразу две интеграционные концепции (ЕЭП и Евросоюз), а Россия ориентирована на укрепление собственной независимости и на воспоминания о былом величии в составе СССР. Жители России к тому же наименее информированы о такой организации, как ЕЭП. Так, на Украине о ней знают 40% респондентов, в Казахстане — 37, в Белоруссии — 33, а в России — только 26%.
Отвечая на вопросы об экономической интеграции в рамках ЕЭП, подавляющее большинство населения всех 4 стран приветствует приход на местные рынки товаров из других стран ЕЭП (возражает против этого только 11–22% опрошенных в зависимости от страны). Однако желание расширить товарное предложение входит в противоречие с заботой об интересах отечественных товаропроизводителей. Как результат, на уточняющий вопрос о том, надо ограничивать ввоз в страну импортных товаров или нет, дается значительно менее оптимистический ответ: за рестриктивную (ограничительную) политику в России высказалось 52%, в Казахстане — 47%, на Украине — 44%, в Белоруссии — 38%.
Наибольшую близость взглядов на Украине, в Белоруссии и России (в меньшей степени в Казахстане) продемонстрировали респонденты по вопросу, нужно ли допускать приобретение предпринимателями и компаниями из стран ЕЭП собственности (земли, предприятий) в их странах - везде к такой перспективе опрошенные относятся весьма прохладно. Отрицательно на этот вопрос ответили в России 71%, в Казахстане — 65%, в Белоруссии — 60%, на Украине — 63%.
Иной ракурс проблема приобретает, когда речь заходит о перспективе приобретения отечественными предпринимателями и компаниями собственности (земли, предприятий) в странах ЕЭП. Здесь уже преобладают положительные оценки: позитивно к этой возможности отнеслись в России 50% опрошенных, в Казахстане — 59%, в Белоруссии — 60%, и только на Украине — 39%. Отрицательно на этот вопрос ответили в России и Казахстане по 41%, в Белоруссии — 17%, на Украине — 39%.
Значимые различия зафиксированы также по вопросу об отношении к иностранным финансовым институтам (из стран ЕЭП), которые будут кредитовать население и предприятия страны и инвестировать средства в ее экономику. Положительно отнеслись к такой возможности в России только 43%, на Украине — 50%, в Белоруссии — 57% и в Казахстане — 70%. Четко просматривается дифференциация четырех стран на страны, приветствующие активность своих богатых соотечественников (Казахстан и Белоруссия) либо осуждающие ее (Россия и Украина).
Другой расклад характерен для такого аспекта экономической интеграции, как открытость национального рынка труда для выходцев из
О нежелании россиян вступать со странами ЕЭП в активный обмен кадрами говорят и данные, характеризующие отношение респондентов к возможности им самим или их родственникам поехали на работу в страны ЕЭП. Категорический отказ в России дали 65% респондентов, в Казахстане — 42%, в Белоруссии — 28%, на Украине — 40%. Таким образом, россияне не желают, чтобы к ним приезжали иностранцы из ЕЭП на заработки, но и сами не собираются ехать в эти страны с трудовой миссией. Кстати, только 4% опрошенных в России заявили, что они сами или их близкие выезжали за последние 5–6 лет на работу в страны ЕЭП, тогда как в Казахстане таких оказалось 15%, на Украине — 24%, а в Белоруссии — даже 34%.
Опрос был проведен 16–17 апреля 2005 г. по трехступенчатой выборке, репрезентирующей население России по полу, возрасту, территориальным зонам и типу населенного пункта (1600 чел.). В Белоруссии опрос был проведен 18–25 апреля 2005 г. (выборка трехступенчатая, репрезентирует население по полу, возрасту, территориальным зонам и типу населенного пункта, опрошено 1100 чел.). В Украине исследование проводилось 20–27 апреля 2005 (объем выборочной совокупности — 2100 чел.). В Казахстане опрос проводился 1–15 апреля 2005 года, опрошено 1500 человек (использовалась методика самозаполнения анкет респондентами).
Где бы Вы хотели жить? (закрытый вопрос, 1 ответ)
|
Россия |
Казахстан |
Белоруссия |
Украина |
В объединенной Европе |
14 |
12 |
22 |
30 |
В странах ЕЭП |
15 |
27 |
24 |
26 |
В СНГ |
11 |
19 |
9 |
9 |
Во вновь объединенном СССР |
27 |
17 |
14 |
7 |
В своей собственной стране |
30 |
25 |
21 |
20 |
Затрудняюсь ответить |
3 |
0 |
10 |
8 |
|
РОССИЯ |
КАЗАХСТАН |
БЕЛАРУСЬ |
УКРАИНА |
В 2003 ГОДУ ЛИДЕРАМИ РОССИИ, УКРАИНЫ, БЕЛОРУССИИ И КАЗАХСТАНА БЫЛО ПРИНЯТО РЕШЕНИЕ О СОЗДАНИИ ЕДИНОГО ЭКОНОМИЧЕСКОГО ПРОСТРАНСТВА. ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ, | ||||
Знаю |
25,9 |
37,1 |
33,1 |
39,8 |
Что-то |
45,0 |
49,2 |
37,3 |
39,0 |
Слышу впервые |
26,8 |
13,7 |
25,3 |
15,8 |
затрудняюсь ответить |
2,3 |
|
4,3 |
5,4 |
КАК ВЫ ОТНОСИТЕСЬ К ТОМУ, ЧТО В НАШИХ МАГАЗИНАХ ПОЯВИТСЯ БОЛЬШЕ ТОВАРОВ ИЗ РОССИИ, УКРАИНЫ, БЕЛОРУССИИ И КАЗАХСТАНА (ненужное убрать)? | ||||
Положительно |
38,7 |
47,0 |
43,1 |
39,7 |
Скорее положительно |
36,4 |
41,8 |
37,3 |
30,7 |
Скорее отрицательно |
12,5 |
7,6 |
7,3 |
11,1 |
Отрицательно |
7,7 |
3,4 |
3,9 |
9,8 |
затрудняюсь ответить |
4,6 |
0,1 |
8,3 |
8,7 |
ВВОЗ ИМПОРТНЫХ ТОВАРОВ, В Т. Ч. ТОВАРОВ ИЗ РОССИИ, УКРАИНЫ, БЕЛОРУССИИ И КАЗАХСТАНА (ненужное убрать) СОЗДАЕТ КОНКУРЕНЦИЮ ОТЕЧЕСТВЕННЫМ ТОВАРОПРОИЗВОДИТЕЛЯМ. В СВЯЗИ С ЭТИМ, С ВАШЕЙ ТОЧКИ ЗРЕНИЯ, НАДО ИЛИ НЕ НАДО ОГРАНИЧИТЬ ВВОЗ В НАШУ СТРАНУ ТОВАРОВ ИЗ … | ||||
Безусловно, надо |
19,6 |
12,7 |
11,1 |
15,9 |
Скорее надо |
32,4 |
34,7 |
26,9 |
28,5 |
Скорее не надо |
30,4 |
39,9 |
29,0 |
23,9 |
Безусловно, не надо |
12,7 |
12,5 |
21,8 |
21,2 |
затрудняюсь ответить |
4,8 |
0,3 |
11,2 |
10,4 |
КАК ВЫ ОТНОСИТЕСЬ К ТОМУ, ЧТО В НАШЕЙ СТРАНЕ ПОЯВИТСЯ БОЛЬШЕ БАНКОВ, ФИНАНСОВЫХ КОМПАНИЙ ИЗ РОССИИ, УКРАИНЫ, БЕЛОРУССИИ И КАЗАХСТАНА (ненужное убрать), КОТОРЫЕ БУДУТ КРЕДИТОВАТЬ ПРЕДПРИЯТИЯ И ГРАЖДАН НАШЕЙ СТРАНЫ, ДЕЛАТЬ ИНВЕСТИЦИИ (ВЛОЖЕНИЯ) В НАШУ ЭКОНОМИКУ? | ||||
Положительно |
19,4 |
28,3 |
27,7 |
23,3 |
Скорее положительно |
23,2 |
42,0 |
29,6 |
26,8 |
Скорее отрицательно |
26,6 |
20,6 |
15,2 |
13,0 |
Отрицательно |
18,8 |
8,6 |
9,3 |
19,6 |
затрудняюсь ответить |
12,0 |
0,5 |
18,2 |
17,3 |
|
РОССИЯ |
КАЗАХСТАН |
БЕЛАРУСЬ |
УКРАИНА |
КАК ВЫ ОТНОСИТЕСЬ К ТОМУ, ЧТО ПРЕДПРИНИМАТЕЛИ И КОМПАНИИ ИЗ РОССИИ, УКРАИНЫ, БЕЛОРУССИИ И КАЗАХСТАНА (ненужное убрать) ПРИОБРЕТАЮТ СОБСТВЕННОСТЬ (В ТОМ ЧИСЛЕ ПРЕДПРИЯТИЯ, ЗЕМЛЮ) В НАШЕЙ СТРАНЕ — ПОЛОЖИТЕЛЬНО ИЛИ ОТРИЦАТЕЛЬНО? | ||||
Положительно |
10,3 |
11,1 |
10,1 |
9,4 |
Скорее положительно |
12,8 |
23,5 |
13,1 |
12,9 |
Скорее отрицательно |
27,3 |
39,3 |
28,6 |
16,8 |
Отрицательно |
43,4 |
25,9 |
31,8 |
46,6 |
затрудняюсь ответить |
6,3 |
0,2 |
16,5 |
14,2 |
КАК ВЫ ОТНОСИТЕСЬ К ТОМУ, ЧТО НАШИ ОТЕЧЕСТВЕННЫЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛИ И КОМПАНИИ ПРИОБРЕТАЮТ СОБСТВЕННОСТЬ (В ТОМ ЧИСЛЕ ПРЕДПРИЯТИЯ, ЗЕМЛЮ) В РОССИИ, УКРАИНЕ, БЕЛОРУССИИ И КАЗАХСТАНЕ (ненужное убрать) — ПОЛОЖИТЕЛЬНО ИЛИ ОТРИЦАТЕЛЬНО? | ||||
Положительно |
24,3 |
20,7 |
31,8 |
19,2 |
Скорее положительно |
25,3 |
37,9 |
28,5 |
19,9 |
Скорее отрицательно |
20,3 |
25,4 |
10,1 |
11,6 |
Отрицательно |
20,5 |
15,7 |
6,6 |
27,1 |
затрудняюсь ответить |
9,7 |
0,3 |
22,9 |
22,3 |
КАК ВЫ ОТНОСИТЕСЬ К ТОМУ, ЧТО В НАШЕЙ СТРАНЕ ВСЁ ЧАЩЕ МОЖНО БУДЕТ ВСТРЕТИТЬ РАБОТНИКОВ ИЗ РОССИИ, УКРАИНЫ, БЕЛОРУССИИ И КАЗАХСТАНА (ненужное убрать)? | ||||
Положительно |
14,0 |
19,4 |
14,3 |
20,7 |
Скорее положительно |
25,0 |
35,8 |
23,7 |
26,6 |
Скорее отрицательно |
29,4 |
30,9 |
24,8 |
22,6 |
Отрицательно |
25,3 |
13,5 |
20,1 |
18,4 |
затрудняюсь ответить |
6,3 |
0,3 |
17,1 |
11,7 |
С ВАШЕЙ ТОЧКИ ЗРЕНИЯ, СЛЕДУЕТ ИЛИ НЕ СЛЕДУЕТ ОГРАНИЧИТЬ СВОБОДНЫЙ ВЪЕЗД РАБОЧЕЙ СИЛЫ ИЗ РОССИИ, УКРАИНЫ, БЕЛОРУССИИ И КАЗАХСТАНА (ненужное убрать)? | ||||
Безусловно, следует |
30,4 |
15,2 |
22,9 |
20,3 |
Скорее следует |
36,1 |
38,9 |
31,3 |
25,0 |
Скорее не следует |
19,9 |
35,3 |
21,9 |
26,6 |
Безусловно, не следует |
9,3 |
10,2 |
9,6 |
14,4 |
затрудняюсь ответить |
4,2 |
0,4 |
14,3 |
13,7 |
|
РОССИЯ |
КАЗАХСТАН |
БЕЛАРУСЬ |
УКРАИНА |
ДОПУСКАЕТЕ ЛИ ВЫ В ПРИНЦИПЕ, ЧТОБЫ ВЫ САМИ ИЛИ | ||||
Безусловно, допускаю |
9,7 |
18,7 |
21,5 |
22,7 |
Скорее допускаю |
20,8 |
39,3 |
38,0 |
26,8 |
Скорее не допускаю |
29,8 |
28,5 |
15,2 |
25,3 |
Безусловно, не допускаю |
35,2 |
13,3 |
13,3 |
14,7 |
затрудняюсь ответить |
4,5 |
0,2 |
12,0 |
10,6 |
СКАЖИТЕ, ЕЗДИЛИ ЛИ ВЫ САМИ ИЛИ | ||||
Да |
4,2 |
15,2 |
33,5 |
23,7 |
Нет |
93,2 |
84,8 |
63,0 |
73,2 |
затрудняюсь ответить |
2,6 |
|
3,5 |
3,1 |