В том, что нарастающее противостояние между Россией и Украиной удастся удержать в цивилизованных рамках, возникает все больше сомнений: если еще несколько недель назад российский президент с сожалением говорил о годе упущенных возможностей в развитии отношений двух стран, то сегодня энергетический диалог перерос чуть ли не в открытую войну, участники которой не понимают и не слышат друг друга. Пространство для маневра сужается с каждым днем, намека на компромисс не видно, и если российские политики пока воздерживаются от комментариев, предоставляя право ведения переговоров хозяйствующим субъектам, то украинские лидеры делают все более острые заявления.
Называя «шантажом» заявления российской стороны о том, что с 1 января 2006 г. поставки газа на Украину могут быть прекращены, президент Виктор Ющенко обещает повысить плату за пребывание российского Черноморского флота в Крыму. И это решение, как считает спикер Верховной Рады Владимир Литвин, может серьезно осложнить отношения между Россией и Украиной. Более того, «я думаю, что это означает войну», подчеркивает Литвин, недавно приезжавший в Москву и беседовавший с Путиным. При этом он признает, что «в исторической ретроспективе» дороги Украины и России разошлись.
Новым ’стратегическим оружием’ называет швейцарская «Neue Zuercher Zeitung» позицию России в энергетической сфере, отмечая, что она отвечает сформулированной еще несколько лет назад Путиным доктрине, согласно которой, Россия впредь должна преследовать геостратегические цели преимущественно с помощью
Замешанным в спор
Поскольку мнимых причин сводить счеты по открытым счетам хватает, — в Москве не забыли, что Киев пытался создать демократический противовес СНГ — часть действующих лиц, судя по всему, испытывает явное наслаждение от волнения. Большинство наблюдателей, тем не менее, считают, что два соседа найдут, в конечном счете, компромисс, во всяком случае, по образцу
В свою очередь, «The International Herald Tribune» призывает не забывать, что в обращении к народу России в апреле 2005 года Путин сказал, что распад Советского Союза стал одной из «величайших геополитических катастроф
Медведев не стал церемониться, пригрозив, что если соглашение с Украиной не будет достигнуто, кран будет перекрыт. Поскольку 75 процентов потребляемого в Украине газа имеют российское происхождение, а доля российских поставок в общем объеме газа, потребляемого Европой, составляет 29 процентов (для некоторых восточноевропейских стран эта цифра равна 50 процентам), и газ этот идет по украинским трубопроводам, последствия могут быть катастрофическими…На данном этапе Россия вряд ли закроет кран, поскольку такое решение может поставить под угрозу долгосрочные планы „Газпрома“ и станет неосмотрительным шагом в чрезвычайно важный для компании момент. Даже если это так, к таким угрозам следует относиться серьезно».
Относится ли серьезно Украина к угрозе разрыва политических отношений с Россией, готова ли она к этому? К чему вообще могут привести нынешние разногласия? Эти вопросы МиК задал Вячеславу Игрунову, директору Международного института
- Рынок учитывает массу факторов, и нельзя на рынке определить, что сколько стоит без практики. То есть, нельзя подходить ко всему с одинаковой меркой. На рынке часто бывают совершенно неожиданные ситуации, потому что они включают или учитывают иногда то, что явно не бросается в глаза.
Когда мы говорим о Белоруссии, то отношения с Белоруссией для нас являются очень важным политическим, и даже экономическим фактором. Поэтому оплата дружеских отношений с Лукашенко тоже входит в стоимость нашего экономического сотрудничества. Грубо говоря, без Лукашенко, без Союза России и Белоруссии, формирование Единого экономического пространства, которое стало одной из идей фикс нашей политики, говорить не приходится. Именно поэтому, учитывая жесткость Лукашенко, трудность переговоров с ним, и необходимость поддерживать с Белоруссией особенно теплые отношения, ситуация диктует такие цены на газ — несколько ниже 50 долларов.
С другой стороны, мы и с Украиной были готовы продолжать такие отношения. И на протяжении многих лет продавали ей газ по цене 50 долларов за тысячу кубов, учитывая, конечно, политическое значение наших особых отношений с Украиной.
Но как только эти особые отношения разорвались, и более того, Украина заняла такую, достаточно ярко выраженную, антироссийскую позицию, хотя она и не формулируется как таковая — «но суди людей не по словам их, а по делам их» — то перед Россией встал вопрос, должна ли Россия оплачивать вступление в НАТО, изгнание Черноморского флота, интеграцию с Европой, разрыв отношений с Россией за счет дотирования украинской экономики российским газом?
Конечно же, это не входило в интересы нынешнего российского руководства, поэтому было принято решение вывести цены на газ на тот же уровень, на котором находятся цены на газ при поставках в Прибалтику или на Кавказ — 110–120 долларов на тысячу кубов. Запросная позиция была 160. Более того, утечки информации, организованные из Кремля, свидетельствовали о том, что с Украиной были готовы договориться на 80 долларов, но запросная позиция была 160, которая давала бы России политические преимущества — мы поставили такую льготную вам цену, хотя и близкую к рыночной, но, из дружбы как бы снижаем еще вдвое.
Но украинцы не захотели дать России этого политического выигрыша и категорически отказались вообще переговариваться: у нас 50 долларов и нас это устраивает, а если вам это не подходит, то у нас есть труба, которая может плохо функционировать. А это уже шантаж, это уже поведение бандита на большой дороге. Дорога идет через зону моего влияния и будьте добры принять мои условия. Это совершенно не рыночные отношения.
И тогда у России просто не осталось возможности иной, кроме как настаивать на 160 долларах, поскольку в противном случае она была бы просто уничтожена политически. Получается, что огромная Россия, собственник ресурса, не может даже вести переговоры со
В этой ситуации Россия приняла решение не только настаивать на своей цене, но и пойти дальше. И я не исключаю, что за этим скрываются и другие мотивы. Также я не исключаю, что еще есть возможность
- А как Вы думаете, останется ли Россия в стороне от предстоящих парламентских выборов на Украине? И, не сумев договориться в экономическом плане, удержится ли она в рамках цивилизованных отношений в политической сфере?
Что касается политических отношений и вмешательства в выборы, то Россия, безусловно, фактически не вмешивается в украинские выборы и она и дальше будет стоять от них очень далеко. Но не
Но здесь бы я хотел вернуться к тому, что Россия пытается цивилизованным путем договориться с Украиной по газу. Я хочу отметить, что на Украине большинство людей не считает, что это цивилизованный путь. И националистическая пресса сделала Россию душительницей украинской экономики и украинской нации. И надо сказать, что это имеет достаточно серьезное влияние на Украине, причем влияние даже на тех людей, которые традиционно пророссийски настроены.
- А если прогнозировать развитие это ситуации, Вы
Нет, к сожалению, тенденции сегодня негативные. Я думаю, что безусловно, имеет место неконструктивный подход к переговорам со стороны Украины, но я не исключаю, что и Россия не очень удачно ведет свою политику и может быть, выдвигает некоторые требования, возможно, непубличные, которые мало приемлемы для Украины.
Украина: взгляд изнутри
«Бюджет — свидетельство слабости правительства»
Ростислав Ищенко,
То, с какими усилиями исполнительная власть проталкивала бюджет через Верховную Раду, стало очередным свидетельством отсутствия у правительства Еханурова поддержки высшего законодательного органа страны. Непопулярный Кабинет продавливал через депутатов нереалистичный популистский «социальный бюджет», образца тимошенковского бюджета 2005 года, прекрасно зная, что этому составу Кабмина не придётся отвечать за его выполнение. Если выборы пройдут честно — к власти придут другие политические силы и членство в правительстве Еханурова станет несмываемым клеймом в биографии любого политика. Если Ющенко всё же удастся отменить или сфальсифицировать выборы, то страна начнёт переход к тоталитаризму, а в таких условиях правительства отвечают перед народом только после своего свержения, правда тогда уже, как Чаушеску, по полной программе.
Несмотря на все усилия, на неприкрытый шантаж со стороны министров и президента, протолкнуть бюджет без нарушения духа и буквы парламентаризма не удалось. Голосование, собравшее минимально необходимые 226 голосов «за», было проведено после того, как Рада уже недвусмысленно отказалась возвращаться к этому вопросу. Так насиловали парламент только в средине правления Кучмы, когда многим казалось, что он будет президентом вечно.
Поражает бессмысленность этого действа. Ведь любому нормальному человеку понятно, что, не зная цены на газ, которую придётся платить России, невозможно рассчитать основные параметры главного финансового документа страны. Более того, через три месяца новый парламент сформирует новое правительство (если, конечно, в стране к тому времени ещё будет существовать демократия) и это правительство вполне логично откажется отвечать за предвыборный популизм предшественников. В отличие от Еханурова это правительство будет опираться на парламентское большинство, потому, что без формализации такового невозможно будет само формирование Кабмина, и легко проведёт изменения к бюджету.
Думаю, что не позже апреля Юрию Ивановичу предстоит выслушать немало нелицеприятных оценок его профессионализма как премьера и профессионализма команды, которую он согласился возглавить. Главное же, что он не сможет даже использовать этот бюджет в предвыборных целях, поскольку люди кушают не бюджетную резолюцию, а продукты. Ситуация же в экономике, а, соответственно, и в кошельках сограждан, аховая.
Украина накануне парламентских выборов 2006 года
Константин Затулин, директор Института стран СНГ, депутат ГД ФС РФ:
В конце ноября на Украине началась избирательная компания, которая закончится 26 марта избранием депутатов всех уровней: от Верховной Рады до региональных и местных парламентов. Обновить предстоит весь законодательный корпус страны от уровня района и поселка до города и государства. Всего Минюстом Украины зарегистрировано 146 партий, которые имеют право участвовать в выборах, и съезды основных политических претендентов уже состоялись.
Следует обратить внимание на то, что съезды «Народного Союза Наша Украина» (НСНУ) и «Батькивщины» прошли с серьезными проблемами и конфликтами. В то же время, съезд «Партии регионов» прошел в целом успешно. Возможно, впервые за год после событий «оранжевой революции» эта партия стала демонстрировать свою активность.
Хочу подчеркнуть, что мнение о том, что Юлия Тимошенко станет бороться с Виктором Януковичем за голоса
Ющенко и Тимошенко
Я думаю, что Верховная Рада после марта не будет походить на российский парламент в его нынешнем состоянии. Здесь не будет доминировать консолидированное большинство партии власти. Возможности украинской оппозиции в лице
Также надо отметить, что сегодня идет конкуренция между Социалистической партией Александра Мороза и «Народной партией» Владимира Литвина за роль третьей силы. Но, в то же время, Мороз остается в «оранжевой» коалиции и в его партии состоят знаковые фигуры правительства, такие, как министр внутренних дел Юрий Луценко.
Я также думаю, что у коммунистов и партии Натальи Витренко еще есть возможность нарастить свои рейтинги в ходе предвыборной борьбы, однако, они не будут иметь серьезного влияния на политическую жизнь страны.
В будущем парламенте Украины, на мой взгляд, будут 6 или 7 политических партий, которые будут очень
(из выступления на