После распада СССР в декабре 1991 года было создано Содружество Независимых Государств (СНГ), в состав которого вошли 12 республик бывшего Союза, за исключением 3 прибалтийских стран. Если экономический спад и период стагнации, наблюдавшийся в
В силу объективных и субъективных причин одни из них в своем развитии вырвались вперед, другим же пока еще не удалось выйти на уровень дореформенного периода, в полной мере компенсировать потери прошлых лет. Итоги
Численность населения стран Содружества на начало 2007 года оценивается в 279,7 млн. человек и осталась такой же, как год назад. Несмотря на рост в большинстве стран Содружества, в первую очередь в республиках Средней Азии, происходит сокращение населения в России, Беларуси и Украине. Среди стран СНГ Россия является крупнейшей по территории, населению и экономическому потенциалу. Ее территория превышает 17 млн. кв. километров, численность населения — 142 млн. человек. По Казахстану аналогичные показатели составляют 2,72 млн. кв. км. и около 15,4 млн. человек.
Территория других стран СНГ значительно меньше. В Украине она составляет 603,7 тыс. кв. км, население — более 46,6 млн. человек. Аналогичные данные по Туркменистану составляют 491,2 и порядка 6,7, Узбекистану — 448,9 и 26,6, Беларуси — 207,6 и 9,7, Кыргызстану — 199,9 и 5,2, Таджикистану — 143,1 и 7,0, Азербайджану — 86,6 и 8,5, Грузии — 69,7 и 4,4 млн. человек. Территория Молдовы и Армении составляет 33,8 и 29,8 тыс. кв. км, где проживает 3,9 и 3,2 млн. человек соответственно.
Объем ВВП и инвестиций в основной капитал, в млрд. долл. США по официальным среднегодовым курсам национальных валют к доллару США.
| |||||
Государства Содружества |
Объем ВВП |
ВВП на душу населения, в долларах США |
Инвестиции в основной капитал | ||
2000 |
2006** |
Объем |
06 в % к 05 | ||
Азербайджан |
5,3 |
18,3 |
2340 |
6,72 |
114,8 |
Армения |
1,9 |
6,0 |
1989 |
1,50 |
137,1 |
Беларусь |
11,4 |
35,5 |
3730 |
8,95 |
131,4 |
Грузия |
3,1 |
7,7 |
…. |
…. |
…. |
Казахстан |
18,3 |
74,0 |
5045 |
22,29 |
110,6 |
Кыргызстан |
1,4 |
2,6 |
542 |
0,36 |
118,2 |
Молдова |
1,3 |
3,3 |
932 |
0,73 |
117,0 |
Россия |
259,8 |
990 |
6873 |
164,94 |
113,5 |
Таджикистан |
1,0 |
2,7 |
402 |
0,30 |
155,1 |
Туркменистан |
…. |
…. |
…. |
…. |
…. |
Узбекистан |
…. |
…. |
522 |
2,14* |
110,0* |
Украина |
31,3 |
98,6 |
1750 |
13,51* |
116,1* |
Итого в среднем) по СНГ |
334,8 |
1238,7 |
4517 |
|
114,0 |
…. — данные отсутствуют (не представлены) 1 — без Туркменистана и Узбекистана * — январь- сентябрь ** — оценка |
Исходя из размера территории и численности населения, Молдова и Армения являются странами с наиболее высокой плотностью населения, превышающей 100 человек на квадратный километр. Далее по этому показателю следуют Азербайджан (97), Украина (77), Грузия (65), Узбекистан (59), Таджикистан (48), Беларусь (47), Кыргызстан (26) и Туркменистан (14). Наиболее низкая плотность населения в России и Казахстане, где она составляет соответственно порядка 8 и 6 жителей на квадратный километр. Численность экономически активного населения в странах Содружества в среднем за 2006 год оценивается в 133 миллиона человек. Уровень экономической активности (исчисленный как отношение численности экономически активного населения к общей численности населения) по сравнению с предыдущим годом не изменился и составил в среднем около 50%, в том числе в Армении, Молдове, Таджикистане — от 29% до 41%, в Азербайджане, Беларуси, Казахстане, Кыргызстане, России, Украине — от 45% до 52%.
Общее число безработных, определяемое по методологии Международной организации труда, то есть включая численность ищущих работу самостоятельно (без обращения в службы занятости), по данным последних выборочных обследований, проведенных в 2006 году, составило в Казахстане 0,6 млн. человек (8% численности экономически активного населения), Молдове — 0,1 млн. человек (5,4%), России — 5,3 млн. человек (7%), Украине — 1,4 млн. человек (6,4%), Кыргызстане (2005 год) — 0,2 (9%), В Таджикистане (по данным 2004 года) — 0,2 (7,4%).
Для сравнения в 2005 году: в Австралии, Великобритании, Ирландии, Норвегии, США, Швейцарии, Швеции и Японии уровень безработицы находился в пределах 4–6% от численности экономически активного населения. В Бельгии, Италии, Испании, Канаде, Финляндии, Франции, Чехии этот показатель составлял 7- 9%, Германии, Греции, Турции — 10–13%, Польше и Словакии — 16–18%.
Число безработных, официально зарегистрированных в службах занятости, в большинстве стран Содружества в 2–3 раза ниже общего числа безработных, что обусловлено в основном недостаточной заинтересованностью незанятых граждан в получении официального статуса безработного
ВВП и промышленность
В последние годы в странах Содружества наблюдалось дальнейшее закрепление тенденции относительной стабилизации, наметившейся в 2000 году. Это нашло свое отражение в росте основных макроэкономических показателей: ВВП, выпуска промышленной и сельскохозяйственной продукции, розничного товарооборота, инвестиций в основной капитал, оборота внешней торговли. В большинстве стран отличалось относительной стабильностью и финансовое положение. Государственные бюджеты сводились либо с профицитом, либо с небольшим дефицитом. Для ряда стран была характерна умеренная инфляция, поддержание достаточно устойчивых курсов национальных валют к доллару США, рост золотовалютных резервов.
Макроэкономическая ситуация в
Наибольший прирост внутреннего валового продукта (ВВП) за истекший период (как и в 2005 году) наблюдался в Азербайджане (34,5%) и Армении (13,4%). Наименьший прирост ВВП был отмечен в Кыргызстане (2,7%) и Молдове (4,6% — по данным за
В среднем по государствам Содружества в 2006 году производство ВВП было на 2% выше уровня 1991 года. В Азербайджане и Армении произведено почти в 1,5 раза больше ВВП, чем в 1991 году, Беларуси, Казахстане и Узбекистане — почти в 1,4 раза, России — на 2%. В то же время в ряде государств Содружества относительно высокие темпы восстановительного роста пока еще не позволили компенсировать экономический спад, наблюдавшийся в
Достижению государствами Содружества относительно высоких темпов экономического роста в 2006 году (как и в последние несколько лет) способствовали высокие мировые цены на сырье (нефть, газ и продукцию металлургической промышленности) и активный спрос на внутренних рынках. Рост ВВП определялся главным образом динамикой промышленного производства, где темпы прироста были близки к аналогичным показателям ВВП. Исключением из этого правила в минувшем году стала Армения, где масштабный рост экономики сопровождался некоторым спадом в промышленности, а также Кыргызстан и Молдова, где в результате спада в основном секторе отмечены самые низкие темпы прироста ВВП.
За 2001–2006 годы промышленное производство в среднем по Содружеству увеличилось почти в 1,5 раза. Выше, чем в среднем по государствам СНГ, возросло производство в Азербайджане (в 2,2 раза), Беларуси, Казахстане и Украине (1,7 раза), Таджикистане (1,8 раза). В Кыргызстане в результате снижения промышленного производства в 2002 году (на 11%), в 2005 году (на 12%), в 2006 году (на 10%) произошло снижение в промышленности за истекшие шесть лет по сравнению с 2000 годом на 9%.
Что же касается указанного выше фактора роста за счет высоких мировых цен на сырье, отметим, что это способствовало росту экономик
На экономику же стран СНГ, являющихся импортерами этих товаров, этот фактор, наоборот, являлся препятствием для наращивания объема ВВП. Тем не менее, несмотря на это, ряду стран СНГ удалось добиться неплохих успехов в этом плане. Главной движущей силой в этих странах были рост потребительского спроса, а также, возможно, эффективные реформы по структурной перестройке экономики.
Восстановительный рост последних лет позволил лишь компенсировать потери
Однако объем произведенного всеми странами ВВП стал на порядок ниже по сравнению с США, численность населения которого (несколько больше 300 млн. человек) сопоставима с численностью населения стран Содружества. Такое положение объясняется как глубоким спадом
Сельское хозяйство
Рост экономики СНГ сопровождался увеличением объема продукции сельского хозяйства. Однако индексы физического объема продукции в этом секторе экономики росли намного медленнее, чем в промышленности. Так, объем продукции промышленности в среднем по государствам Содружества увеличился за последние шесть лет на 46%, а по продукции сельского хозяйства — лишь на 26%. Следовательно, среднегодовые темпы прироста составляли немногим более 4%. Наибольший прирост производства в этот период отмечался в Азербайджане, Армении, Беларуси, Грузии и Казахстане.
Объем продукции сельского хозяйства в 2006 году в среднем по СНГ увеличился, как и в 2005 году, на 3%. Наиболее высокие показатели отмечены в Грузии (12,2%), Узбекистане (7,1%) и Казахстане (7%). В государствах Содружества было намолочено зерна более 142 млн. тонн, или на 1% меньше, чем год назад. Валовой сбор зерна сократился в большинстве государств, а увеличился лишь в Казахстане и России.
Основными производителями зерна в СНГ остаются Россия, Украина и Казахстан, где в прошлом году его валовой сбор (в весе после доработки) составил соответственно 78,4 — 34,3 и 16,5 млн. тонн при урожайности 18,9 — 24,1 и 11,7 центнера с гектара соответственно. В прошлом году в странах Содружества сократился сбор плодов и ягод, но при этом больше накопали картофеля, а урожай сахарной свеклы увеличился по сравнению с предыдущим годом сразу на 39%.
Производство основных видов животноводческой продукции в государствах Содружества увеличивается примерно на 3–5% в год. Так, в прошлом году по сравнению с предыдущим скота и птицы на убой (в живом весе) произведено в среднем на 5% больше, яиц — на 4%, а надой молока не изменился. Доля хозяйств населения и крестьянских (фермерских) хозяйств в общем объеме производства мяса составила в среднем 58%, молока — 64%, яиц — 33%. В Казахстане эти показатели еще выше.
В целом темпы рост производства продовольственных товаров в СНГ не соответствуют растущему спросу населения, что негативно сказывается на уровне инфляции. Агропромышленный комплекс развивается преимущественно экстенсивным путем. Увеличение продукции достигается за счет наращивания посевных площадей и поголовья скота и птицы, а не путем повышения урожайности и продуктивности в животноводстве.
Инвестиции
Наряду с благоприятными внешними условиями и повышением внутреннего спроса определяющую роль в росте экономик стран Содружества играл инвестиционный фактор. В 2006 году рост инвестиций в основной капитал в среднем по странам СНГ составил 114% против 112% в 2005 году. Рост инвестиций в основной капитал наблюдался во всех государствах Содружества (Таблица).
За период с 2000 по 2006 год инвестиции в основной капитал в среднем по Содружеству увеличились в 2 раза. Наиболее высокие темпы роста инвестиций были достигнуты в Азербайджане (в 7 раз), Армении (4,5 раза), Беларуси (2,4 раза), Казахстане (3,4 раза). Наибольший объем инвестиций в абсолютных цифрах, естественно, приходится на Россию, а также на Казахстан и Украину. В остальных странах СНГ объем инвестиций колеблется от 0,3 до 9 млрд. долларов США.
Вместе с тем, по оценке Исполкома СНГ, масштабы инвестиционной деятельности все еще недостаточны для полного обновления морально и физически устаревших основных фондов, степень износа которых во всех государствах Содружества не снижается. Ситуация усугубляется еще тем обстоятельством, что во многих странах основной объем инвестиций идет в сырьевой сектор, и лишь небольшая его часть попадает в отрасли, обеспечивающие конкурентоспособность экономики.
Основным источником финансирования инвестиционной деятельности в государствах Содружества являются внебюджетные средства, за счет которых в 2006 году в среднем осваивалось около 85% инвестиций в основной капитал. Из бюджетных источников в Азербайджане, Казахстане и России было профинансировано 12–17% инвестиций в основной капитал, Армении, Кыргызстане, Молдове и Украине — 8–10%, Беларуси — 27%, Таджикистане — 41%.
За счет средств иностранных фирм и совместных предприятий в минувшем году в Азербайджане осуществлялось 54% капиталовложений, Армении и Беларуси — менее 1%, Казахстане и Молдове — 20%, Кыргызстане — 6%, Украине — 3%
За счет всех источников финансирования в эксплуатацию сдано жилья в среднем по государствам Содружества на 14% больше, чем в предыдущем. В государствах, кроме Азербайджана и Таджикистана, объемы построенного жилья превысили уровень 2005 года. В среднем по СНГ объемы жилищного строительства по сравнению с 2000 годом возросли в 1,6 раза. Наиболее значительный рост отмечался в Азербайджане и Молдове ( в 2,5 раза), Армении (1,9 раза), Казахстане (5,1 раза), Таджикистане (2 раза).
В Азербайджане на 1000 жителей в 2006 году было введено 144 кв. м жилья (в 2000 году — 60 кв.м), Армении — 114 (51), Беларуси — 426 (353), Казахстане — 404 (82), Кыргызстане — 109 (93), Молдове — 149 (59), России — 352 (209), Таджикистане — 70 кв.м (40 кв.м).
Если экономический спад и период стагнации, наблюдавшийся в
Рост экономики в странах СНГ сопровождался укреплением государственных финансов, что выразилось в увеличении бюджетных доходов и расходов, исполнении бюджетов в отдельных государствах с профицитом или сокращающимся дефицитом. В большинстве государств Содружества эффективно осуществлялась бюджетная и фискальная политика, развивалась налоговая система, а также уменьшалась государственная внешняя задолженность.
Тенденция к росту финансовых ресурсов, прежде всего доходов бюджета, сложившаяся в последние годы, продолжилась и в 2006 году. Как и год назад, темпы роста доходов бюджетов большинства государств Содружества опережали темпы инфляции, что оказало положительное влияние на реальное увеличение бюджетных ресурсов. По итогам 9 месяцев прошлого года доходы бюджета Азербайджана увеличились по сравнению с соответствующим периодом 2005 года на 84,9%, а индекс потребительских цен — на 7,3%, Армении — на 17,9 и 2,0%, Беларуси — на 22,3 и 7,1%, Казахстана — на 24,4 и 8,7%, Кыргызстана — на 24,1 и 5,8%, России — на 40,3 и 9,9%, Таджикистана — на 25,5 и 10,8%, Украины — на 26,2 и 8,3% соответственно. Отношение общего объема доходов бюджета к ВВП варьировалось от 17,8% в Таджикистане до 48,2% в Беларуси.
Формирование бюджетного потенциала в государствах Содружества происходило главным образом за счет налоговых поступлений. Так, по данным Статкомитета СНГ, в
В общих расходах бюджета в большинстве государств существенную долю занимали расходы на социальную сферу и экономику. В указанном периоде расходы бюджета на экономику в Азербайджане возросли в 2,6 раза, Армении — на 37,0%, Беларуси — в 2,7 раза, Казахстане — на 25,9%, Кыргызстане — на 24,8%, России — на 33,4%, Таджикистане — на 22,9%, Украине — на 74,7%.
Размеры государственного долга (внутреннего и внешнего) в государствах Содружества имеют тенденцию к снижению. Так, в Армении на конец сентября 2006 года величина государственного долга по отношению к ВВП составляла 29,2% (на конец 2001 года — 46,4%), Казахстане — 8,4% (17,7%), в Кыргызстане — 72,8% (99,3%), в России — на конец 2005 года — 14,2% (на конец 2001 года — 48,1%).
Во многих
В течение 2006 года ситуация на валютных рынках государств Содружества характеризовалась относительной стабильностью, в большинстве стран наблюдалась тенденция укрепления национальных валют к доллару. В Туркменистане и Украине курс доллара за год не изменился. Во всех государствах в течение прошлого года наблюдались незначительные колебания курса единой европейской валюты. Снижение курса американской валюты сопровождалось укреплением позиций евро к национальным валютам. С 1 января 2006 года в Азербайджане была проведена деноминация маната в 5000 раз.
В 2006 году, так же, как и в предыдущие годы, на потребительском рынке почти во всех государствах Содружества продолжался рост цен на товары и услуги, отмечалось некоторое ускорение темпов их роста. Незначительное замедление роста цен наблюдалось лишь в России и Беларуси. Наиболее высокий уровень инфляции по итогам прошлого года зафиксирован в Молдове (14,1%), Таджикистане (12,5%), Украине (11,6%) и Азербайджане (11,4%). В остальных странах уровень инфляции измерялся однозначным числом, а наименьший ее уровень был в Кыргызстане (5,1%), Армении (5,2%) и Беларуси (6,6%).
Изменение цен на продукты питания, расходы на которые в семейном бюджете населения все еще остаются очень высокими и составляют от 36% до 64% общей суммы потребительских расходов,
Потребительский рынок в последние годы оставался стабильным. При этом в некоторых государствах, как и в предыдущие годы, на формирование товарных ресурсов заметное влияние оказывали импортные поступления. В Армении и Таджикистане на начало 2006 года импортная продукция составляла (по оценке) 55 и 58% соответственно объема товарных ресурсов, предназначенных для внутреннего потребления. В Казахстане и Кыргызстане — 41 и 46%. В то же время в Беларуси и России ресурсы потребительских товаров, наоборот, примерно на две трети формировались за счет собственного производства.
Начавшееся в середине
Социальная сфера
Длительный спад и стагнация в экономике, продолжавшиеся до конца
Улучшение уровня жизни наметилось с 2000 года, когда начался рост экономики. Но в начальный период в социальном плане мало что менялось. Заметные позитивные изменения наметились лишь в последние 3–4 года. Но уровень жизни населения в государствах Содружества изменялся
Практически во всех странах Содружества в последние годы наблюдались высокие темпы роста заработной платы и доходов населения, опережающих рост экономики. В связи с относительной стабилизацией потребительских цен в прошлом году (как и в 2001 — 2005 годах) в большинстве государств заметно сократился разрыв между темпами роста номинальной и реальной заработной платы по сравнению с предыдущим пятилетием.
Лидером по размерам средней зарплаты среди государств Содружества остается Россия, самый низкий ее уровень — в Таджикистане. Разрыв между уровнями зарплаты внутри стран Содружества возрос до 12,1 раз против 11,5 раз в 2005 году. По оценке Статкомитета СНГ, средняя заработная плата в декабре прошлого года составила в России 545 долларов, Казахстане — 402, Беларуси — 312, Украине — 253, Армении — 221, Азербайджане — 173, Молдове — 168, Кыргызстане — 105 и Таджикистане — 45 долларов. Данные по Туркменистану, Узбекистану и Грузии отсутствуют (не представлены).
В прошлом году самая низкая заработная плата, как и в начале предыдущего пятилетия, зарегистрирована в аграрном секторе, здравоохранении и образовании. В образовании и здравоохранении в ряде государств заработная плата увеличилась, но
К сожалению, Статкомитет СНГ не приводит данные по размеру доходов населения и пенсий по странам Содружества. Но эти показатели, как правило, складываются пропорционально размеру средней заработной платы. То есть в тех странах, где выше размер заработной платы, там выше и размер доходов и пенсий и наоборот.
Что же касается удельного веса пенсионеров в общей численности населения, то, по данным статистики, в последние годы этот показатель остается практически стабильным: четверть населения Беларуси, России и Украины, пятая часть жителей Грузии, шестая — Азербайджана, Армении, Казахстана и Молдовы, 12% населения Кыргызстана, 8% — Таджикистана. Значительный разрыв этого показателя по странам Содружества объясняется разной демографической ситуацией, установленным возрастным цензом выхода на пенсию, а в отдельных случаях — и возможностями стран выплачивать пенсию всем гражданам, имеющим на то право.
Общие выводы
Подводя итоги
Развал Союза, разрыв сложившихся хозяйственных связей, сформировавшийся тип реформ привел к тому, что за 17 лет объем произведенного всеми странами СНГ ВВП стал на порядок ниже по сравнению с США, сопоставимыми со странами Содружества по численности населения. Уровень жизни большей части населения остался невысоким по сравнению как с дореформенным периодом и в еще большей степени — с экономически развитыми странами.
Несмотря на то, что реальные доходы населения в последние годы возросли во всех странах СНГ, не произошло кардинальных сдвигов в повышении уровня жизни большей части населения. Менее доступными стали услуги образования, здравоохранения. По уровню доходов на душу населения отдельные страны СНГ отстали от ведущих стран Запада в 10 — 100 раз, а во многих важных сферах, таких как наука, образование и медицина, — и того более.
Произошло чрезмерное расслоение общества по уровню доходов. Величина коэффициента, показывающего соотношение доходов самого богатого и самого бедного населения, во многих странах превышает 10 и более раз, в то время как в развитых странах он составляет 4–6 раз, а в советское время не превышал 4–5 раз. К тому же статистические данные о росте реальных доходов в среднем на душу населения не вызывают массового доверия, поскольку понятно, что рост средних показателей во многом обеспечивается сверхдоходами богатой группы.
Разумеется, в силу объективных и субъективных причин достижения отдельных стран в
Но если для тех стран, кто отставал в росте, эта задача наряду с повышением уровня жизни населения остается приоритетной, то для других на первый план выходят вопросы модернизации экономики, повышения ее конкурентоспособности. Как было сказано, темпы роста инвестиций в основной капитал в последние годы практически во всех государствах Содружества опережали темпы увеличения ВВП. Однако для существенного обновления основных фондов, степень износа которых продолжает нарастать, этих инвестиций было недостаточно.
Экономика СНГ в последние годы росла быстрыми темпами во многом благодаря благоприятной внешней конъюнктуре и восстановительному росту. Для обеспечения устойчивого роста и для того, чтобы экономика СНГ не только росла, но и развивалась в основном за счет внутреннего спроса, нужна активная промышленная политика. Единственной гарантией экономической (да и политической) устойчивости могут быть высокие технологии, на базе которых только и можно создать конкурентоспособную экономику, занять подобающее место на мировой арене и обеспечить населению достойный уровень благосостояния.
Эта задача еще более сложная, чем достижение просто роста экономики. И в этом плане всем государствам Содружества без исключения предстоит еще многое сделать. Возможности стран СНГ в этом плане также существенно отличаются. Одни из них имеют финансовые ресурсы, необходимые для структурных преобразований, в других ресурсов катастрофически не хватает.
В то же время успех или неуспех реформ обуславливается не только наличием финансовых ресурсов и природных богатств, но во многом зависит от политики власти. На сегодняшнем этапе ключевыми становятся вопросы развития человека, инвестиций в человеческий капитал, а также задачи укрепления и совершенствования экономических и политических институтов. Пожинать плоды экономической стабильности в перспективе смогут лишь те страны, власти которых окажутся способными создать условия для будущего роста и развития, должным образом справиться со структурными проблемами и выработать осмотрительную макроэкономическую политику.
Нигмат Рамазанов