Российская экономика: прогнозы

Российская экономика: прогнозы

Российская экономика: прогнозы
Являются ли заявления о том, что российская экономика достигла дна или близка к этому, попыткой выдать желаемое за действительное, или это просто точка зрения оптимиста, которую в конце прошлой недели озвучил первый вице-премьера Игорь Шувалов?
Тогда же он предположил, что в четвертом квартале экономику ждет рост, а во вторник на открытой коллегии Минэкономразвития и вовсе заявил, что несмотря на кризис, к 2020 году Россия должна стать самой привлекательной для проживания страной во всей мировой экономической системе. «Это не абсурд и не сказка - мы имеем для этого все необходимые условия», - заверил присутствующих первый вице-премьер, добавив, что стратегические параметры программы экономического развития страны до 2020 года сохраняются и будут выполнены.
С Игорем Шуваловым, кстати, солидарно международное рейтинговое агентство Moody’s. Его аналитики также считают, что российская экономика нащупала дно, поэтому они не планируют последовать примеру коллег из Standard & Poor’s и Fitch и снижать прогноз по рейтингу России. Сейчас Россия имеет рейтинг по шкале Moody’s на уровне Ваа1 - на три ступени выше неинвестиционного уровня. S&P и Fitch присвоили стране рейтинг ВВВ - всего на одну ступень выше неинвестиционного уровня.
Как заявил аналитик агентства Moody’s Джонатан Шиффер, Россия «пока не стоит на грани» снижения кредитных рейтингов на фоне стабилизации курса рубля и валютных резервов. «Относительно того, что было в России пару месяцев назад, сейчас все выглядит лучше, страна больше не находится в свободном падении, - пояснил он. - У нее, похоже, есть ресурсы для выплаты долга в следующие 12-18 месяцев».
Аналитики Moody’s уверены, что даже в условиях сокращения импорта на 40% Россия все равно будет зарабатывать на экспортно-импортных операциях достаточно, чтобы платить по своим внешним долгам.
«Основания для оптимизма есть, что подтверждается динамикой российского фондового рынка за последние недели и укреплением рубля», - отметил со своей стороны главный экономист Deutsche Bank в России Ярослав Лисоволик. После завершения девальвации рубля положение России улучшилось. В отличие от большинства европейских стран у России есть значительные резервы, чтобы профинансировать бюджетные разрывы в течение 2009-го и следующего годов, отмечают эксперты банка.
Однако оптимистические ожидания в российском правительстве, пожалуй, разделяет только Шувалов. На той же коллегии Минэкономразвития во вторник глава Минфина Алексей Кудрин описал ближайшие экономические перспективы в весьма мрачных красках. «Сейчас мы ожидаем вторую волну проблем финансовой системы в связи с невозвратом кредитов реальным сектором», - предупредил вице-премьер, добавив, что «кто-то держался до последнего, ждал оживления рынка», однако подобные надежды не оправдались, и в ближайшее время серьезных оснований для роста спроса на продукцию реального сектора нет.
«Нам еще нужно многое расчистить, прежде чем проснутся спрос и доверие к рынку», - продолжил Кудрин, развеяв надежды на помощь государства для поддержания внутреннего спроса. «Спрос государства - это искусственное вливание, капельница для больного, пока в нем не проснутся собственные жизненные силы», - объяснил министр.
Он напомнил, что правительство и Центробанк «заплатили немалую долю ликвидности» за то, чтобы снять первую волну кризиса финансовой системы. «Мы стояли на грани коллапса финансовой системы, мы его предотвратили», - подчеркнул вице-премьер. Альтернативой в случае, если бы подобные меры не были приняты, могло стать, по его мнению, повторение ситуации 1998 года, когда обанкротились все крупнейшие финансовые институты.
Большинство российских экономистов разделяют озабоченность Кудрина,  отмечая, что вторая волна кризиса после временного улучшения российских макроэкономических показателей в феврале-марте может оказаться не единственной. При этом они указывают, что антикризисные меры, предпринимаемые правительством, помогут снизить глубину повторного падения, но вряд ли способны его предотвратить.
Так, замглавы Минэкономразвития РФ Андрей Клепач согласился с тем, что Россия находится около дна. Однако, по его словам, это не означает, что спад закончился. «Есть риски, что к осени может быть вторая негативная волна из-за недостатка внутреннего спроса по причине отсутствия достаточной кредитной поддержки. Но есть шансы этого избежать», - считает Клепач.
По его словам, антикризисные меры правительства в виде вливаний в банковскую систему 555 млрд. руб. дают эффект более 1% ВВП. Он подчеркнул, что это деньги, которые обязательно должны дойти до реального сектора. Комментируя показатели последнего месяца, представитель МЭР рассказал, что спад ВВП РФ в феврале 2009г. по отношению к февралю 2008г. составил 7,3%. Падение валового продукта за январь-февраль 2009г. составило 8%, а за январь - 8,8%.
При этом снижение ВВП в феврале к январю 2009г. составило 0,8%, в то время как в январе 2009г. к декабрю 2008г. снижение составляло 2,4%. Таким образом, отметил Клепач, спад замедлился. При этом он предположил, что экономический спад продолжится в течение трех кварталов 2009г., при благоприятном развитии событий в IV квартале 2009г. начнется рост, а при неблагоприятном - спад продолжится.
Сергей Смирнов,  доктор экономических наук, директор института социальной политики ГУ-ВШЭ отмечает: «Меня вообще немного удивляет в создавшейся ситуации то, что алармисты становятся очень спокойными, а те, кто говорили, что кризис нас минует и что резервы у нас достаточные, они, наоборот, переходят в разряд алармистов. Кудрин, насколько я понимаю, смотрит на всё с каких-то макроэкономических позиций. То, что происходит в социальной сфере, - это, в общем-то, действительно развитие и углубление кризиса, это его отложенные последствия. Потому что весь октябрь, ноябрь, декабрь мы сдерживали-сдерживали кризис, и сейчас происходит то, что должно было произойти ещё в январе (с точки зрения занятости и всего прочего). И это продлится ещё некоторое время.
Что касается перспектив кризиса, вспоминается фраза из песни Галича: мы стоим за дело мира и готовимся к войне. Она, на мой взгляд, отражает позицию Кудрина. Я думаю, что он, как и следует министру финансов, подстраховывается и перестраховывается на случай разных нежелательных последствий. Какими они могут быть? Мы с вами помним прогнозы цен на нефть - говорилось о 30, даже о 20 долларах за баррель. До 30 мы пока не падали, минимум было, по-моему, 37-38 долл. Сейчас цена колеблется в районе 46-49 долл. за баррель. И я думаю, что Кудрин прекрасно знает, за счёт чего формируется платёжный баланс страны, за счёт чего формируется её бюджет, и он просто закладывает в свои прогнозы риск того, что цены на нефть всё-таки продолжат своё падение. Потому что в противном случае, даже при 50 долл. за баррель, у нас есть достаточно симпатичные перспективы.
Отчего будут зависеть цены на нефть? Ну конечно, от того, как договорятся между собой нефтедобывающие страны, и насколько эффективно они будут регулировать поступление нефти на рынки. Если нефть всё-таки будет дефицитом, то нам ничего не грозит. Если же на мировой рынок опять будет поступать дешёвая нефть, тогда прогнозы Кудрина могут оправдаться. Но я думаю, что, даже если произойдет ухудшение ситуации, оно не будет носить такого системного характера, как, например, в декабре-январе и отчасти в феврале».
«Согласия в правительстве нет, это очевидно, - отмечает со своей стороны директор департамента стратегического анализа компании ФБК Игорь Николаев. - В данном случае Алексей Леонидович, как финансист и человек более осторожный, считает нужным давать более мрачные оценки, так как лучше сказать, что все будет плохо, поскольку, если все будет хорошо, его пессимизм забудут. Но в данном случае его оценка более реалистична, поэтому нельзя говорить о том, что он перестраховывается».
Некоторые члены правительства, по мнению Николаева, слишком рано начали примерять розовые очки, опираясь на промежуточные данные статистики. «Во-первых, падение промышленного роста не прекращалось, просто в феврале темпы его немного снизились, - поясняет аналитик. - Но при этом торговля упала почти на 5 процентных пунктов. К тому же даже если согласиться с тем, что кризис в России достиг дна, радоваться не приходится, поскольку в наших условиях совсем не факт, что после достижения дна сразу произойдет отскок вверх по всем показателям. Мы на этом дне еще побарахтаемся». Отмечаемый в последнее время рост индексов фондовых рынков достигнут за счет чистой спекуляции, поэтому данный фактор - не показатель восстановления или оживления в экономике, считает Николаев.
«Этой самой «второй волны», если принять терминологию Кудрина, можно ожидать к маю, - продолжил эксперт. - При этом невозврат кредитов ударит прежде всего по реальному сектору экономики, тогда как особых проблем в банковской сфере ждать не стоит. Будут проблемы у отдельных банков, но не более того». По данным аналитиков ФБК, по итогам года можно ждать падения промышленного производства в пределах 15-20%, что соответствует уровню 1992 года - самого тяжелого в новейшей истории. Что же касается ВВП, то самая оптимистичная цифра его падения - минус 7,5%.
Президент Института национального проекта «Общественный договор» Александр Аузан настроен не менее пессимистично. «Я думаю, что второй волной кризиса дело не ограничится, думаю, что будет и третья волна, а за ней могут последовать другие, возможно более мелкие», - заявил он. По мнению эксперта, подобное протекание кризиса будет характерно не только для российской экономики, но и для всего мира.
Аузан прогнозирует, что кризис продлится 2-3 года, и в течение этих лет Россия и другие развитие страны станут свидетелями не одной волны спадов. «Такого мнения, кстати, придерживается и правительство России, ведь уже говорилось, что расходы бюджета будут сокращены не только в 2009 году, но и в следующем», - добавил эксперт.
По его мнению, упав на дно, российская экономика может просто не найти ресурсов, чтобы с этого дна подняться. При этом существует возможность реализации сценария не по V-образной, а по L-образный кривой.
«Будет L-образный кризис и длительный период стагнации. Можно, конечно, сказать, что это и есть дно, но с него мы не пойдем вверх, а будем ползти по нему. Япония из такого 10 лет выходила», - соглашается с ним советник Института современного развития Никита Масленников. По его мнению, основной причиной второй волны кризиса станет задолженность реального сектора перед банковской системой.
«Сейчас задолженность реального сектора составляет около 5%, критическая масса задолженности согласно мировой практике - 10-12%, а прогноз экспертов на третий квартал - 20%», - поясняет он. При этом эксперт обращает особое внимание на скорость роста долгов компаний перед банками. «Если ситуация будет развиваться прежними темпами, то первые тревожные звонки мы получим уже в мае-июне, когда задолженность может достигнуть 10%», - считает Масленников.
Он предупредил, что еще одним толчком для продолжения падения может послужить и вторая волна девальвации, не уточнив сроки, когда она может начаться. «Пора уже убрать розовые оттенки из прогнозов. Если продолжается кредитное сжатие, то от дна не отскочить. А у нас по всем прикидкам пока не получается, что активы банковской системы вырастут в реальном выражении», - подчеркнул Масленников.
По его мнению, важной мерой должно стать предоставление средств банковской системе через целевые лимитные аукционы. «Это когда банк получает от ЦБ деньги под достаточно низкий процент с жестким обязательством, что он прокредитует реальный сектор», - пояснил эксперт. Обоснованием для получения кредитов станут программы модернизации производств, которым в дальнейшем банки будут выдавать кредиты.
Другая мера борьбы с волнами - это создание банковского пула, целью которого станет поддержка курса рубля. Подобные действия «сознательных» банков должны поощряться со стороны ЦБ уменьшением стоимости их фондирования, считает Масленников.
По мнению консультанта департамента Due Diligence компании «2К Аудит - Деловые консультации» Андрея Чернявского, второй виток кризиса может произойти несколько позже - летом-осенью, и одним из наиболее вероятных его результатов станет сокращение количества игроков в банковском секторе. «С рынка уйдут мелкие банки, причем их количество уменьшится на 20-25%, - считает он. - Те кредитные организации, которые не смогут соответствовать сложившимся условиям, могут быть поглощены более крупными банками, что в итоге приведет к укреплению и консолидации сектора. К осени можно ожидать всплеска активности в сфере сделок и поглощений (M&A)».
Но главная опасность, по мнению эксперта, заключается в том, что кризисные явления могут привести к социальной напряженности. «Можно ожидать панических настроений, которые спровоцируют ажиотажный спрос на валюту и массовый увод депозитов из банков, - прогнозирует Чернявский. - А у кредитных организаций вновь могут возникнуть проблемы с ликвидностью».
Пессимистично настроен и Василий Колташов, руководитель Центра экономических исследований Института глобализации и социальных движений: «Чиновники, наконец, начали приближаться к реальной картине. Действительно: кризис далеко еще не завершен. Впереди новая волна падения, она может несколько отложиться, может грянуть внезапно - еще весной. Но она будет. До конца года дно не будет достигнуто, спад только еще разворачивается. Развиваться он будет нелинейно и неравномерно по отраслям. Во времени кризис будет выглядеть так: спад, депрессия, оживление. Однако сколько займет каждая из фаз и насколько глубоким будет падение, зависит от антикризисной политики. Пока можно прогнозировать очень глубокое падение и длительную депрессию».
По мнению Сергея Фильченкова, аналитика ИК «ФИНАМ»: «Правительство просто подстраховывается. Сначала Шувалов дает оптимистичный прогноз, что экономика уже почти достигла дна, потом Кудрин заявляет, что все будет намного хуже. Получается, что при любом раскладе правительство предугадало развитие событий - очень удобный подход. Причем, похоже, что правы оба чиновника. С одной стороны, развитие негативных тенденций в экономике замедлилось, скорее всего, новых обвалов не будет. С другой, проблемы есть, и они продолжают накапливаться, а отказ государства от политики всеобщего спасения неизбежно приведет к банкротству целого ряда недостаточно эффективных компаний. По большому счету, Кудрин готовит к этому общественное мнение, чтобы потом те же самые банкротства не стали шоком. «Второй волны» кризис, впрочем, я не ожидаю. Дальнейшее снижение вполне вероятно, но оно не будет носить резкого характера, это будет ожидаемый и даже в какой-то степени управляемый процесс».
Как отмечает главный научный сотрудник Института народнохозяйственного прогнозирования РАН, доктор экономических наук Андрей Блохин: «Вторая волна кризиса очень вероятна в глобальной экономике, и до нас она тоже докатится. К этому придется адаптироваться. Что касается нашей экономики, то причин для больших новых ступенек я не очень вижу». Правда, добавил эксперт, это не означает, что если в мировой экономике не будет новых спадов, то Россия сможет «естественным образом выйти из кризиса». «Чтобы из него выйти, надо серьезно работать и в финансовой, и в социальной сферах, развивать конкуренцию, малый бизнес, но тем не менее причин для резких падений в нашей экономике я не вижу», - добавил он.
Руководитель отдела экономического анализа МДМ-Банка Николай Кащеев обращает внимание на антикризисный план правительства: «Плюс - это его относительная оперативность и решительный настрой. Минус - это, помимо всего прочего, идеологически недостаточное внимание конечному спросу. Смотрите, какая штука: вытаскивая банки, США заботятся именно о конечном спросе, потому что его там обеспечивает банковский кредит; Китай начинает конкретные программы по поддержанию спроса. Мы же пока делаем акцент на поддержании производителя: «заколачиваем» в него деньги чуть не с помощью нагана, мало заботясь о том, кому он будет сбывать свою продукцию».
«Пока, за исключением сохранения устойчивости банковской системы, мы не видим особого эффекта от антикризисных мер, - отмечает со своей стороны руководитель аналитического отдела УК «КапиталЪ»  Сергей Карыхалин. -Даже государственные предприятия испытывают огромные трудности, в том числе с обслуживанием долгов, не говоря уже о частных. Кредитование в экономике оживает очень вяло, ставки по кредитам очень высоки для подавляющего большинства предприятий. Абсолютно непонятно, как предприятия смогут обслуживать взятые сейчас кредиты под 18-20% годовых, даже если ситуация стабилизируется».
«Из острой фазы кризиса мы выйдем, но к экономическим показателям предыдущих лет можем не вернуться очень долго. Если цены на нефть стабилизируются на текущем уровне, а Россия не сделает никаких шагов по модернизации экономики, то нас могут ждать годы стагнации или незначительного роста», - прогнозирует эксперт.
«При всех претензиях к действующей команде, пока ей удалось избежать самых катастрофических последствий, которые маячили на горизонте прошлой осенью - краха банковской системы, развала инфраструктуры (транспорт, электроэнергетика, коммунальные службы), остановки градообразующих предприятий (сценарий «Новочеркасск-2009»). Хотя риски резкого ухудшения ситуации еще есть, экономика постепенно адаптируется к новым условиям», - отмечает со своей стороны аналитик компании «Совлинк» Ольга Беленькая.
«Основные ошибки, на мой взгляд, связаны с бесконтрольным расходованием огромных ресурсов на поддержку банковской системы и обеспечением плавной девальвации. Главной проблемой на данный момент представляется неспособность правительства справиться с резким ростом безработицы и сокращением доходов населения», - добавляет эксперт.
О том, какие антикризисные меры будут наиболее эффективными и способах улучшения ситуации в целом, ведущие российские экономисты, политологи, представители региональной элиты и делового сообщества говорили в ходе двухдневного мозгового штурма, который состоялся в рамках Красноярского экономического форума. Свои предложения в «Банк антикризисных идей» за два дня дали более 200 человек, а общее количество рассмотренных предложений превысило 500.
Экспертный совет форума, проанализировав все идеи, выделил два уровня предложений: а) ценности и принципы государственной политики в условиях кризиса, б) конкретные меры.
1. Ценности и принципы
1.1. Глубина кризиса в России вызвана не только внешними факторами, но и значительными структурными недостатками российской экономики: ее высокой зависимостью от экспорта сырья, низкой дееспособностью основных институтов, слабым развитием финансового сектора, чрезмерным долгом частного сектора.
1.2. При формировании антикризисной политики власти и бизнесу следует исходить из сценария долгосрочного структурного кризиса в мировой экономике, который может продлиться 3-5 лет.
1.3. Все планируемые меры антикризисной политики должны публично и обстоятельно обсуждаться в треугольнике «власть - бизнес – общество». В нынешней ситуации государство должно показательно снизить основные виды формальной и неформальной государственной нагрузки на бизнес, объявить «водяное перемирие», направленное на снижение административной, налоговой и коррупционной нагрузки на бизнес.
1.4. При планировании и реализации мер антикризисной политики надо руководствоваться целями формирования новой конкурентоспособной экономики, а не попытками сохранить и законсервировать старую структуру экономики до восстановления благоприятной конъюнктуры. Стратегическая цель – «выход из кризиса вперед, а не назад» - требует реализации нового этапа структурных реформ.
1.5. Антикризисные меры государства не должны мешать реализоваться позитивной роли кризиса, который должен произвести санацию неэффективной части экономики. Государство не должно проводить политику «национализации рыночных рисков».
1.6. Акцент в антикризисной политике должен быть перемещен в целом с поддержки предприятий и собственников на поддержку спроса, на создание стимулов для развития бизнеса и поддержку социально незащищенных слоев граждан.
1.7. Скорость и качество выхода из кризиса прямо зависят от качества работы основных институтов, прежде всего судов, процедур банкротства и гражданского контроля. Необходимо принять энергичные меры по модернизации основных общественных институтов и повышению эффективности их функционирования.
2. Меры
2.1. Необходимо сформулировать масштабный план государственной поддержки жилищного строительства как отрасли, формирующей максимальные мультипликативные эффекты для экономики, с выходом на объем инвестиций не менее 500 млрд. руб. в год. При этом упор должен делаться на комплексное освоение территорий и малоэтажное строительство с применением современных энергосберегающих решений, с бесплатным предоставлением в собственность жителям новых поселений земельных участков. В комбинации инструментов господдержки следует учитывать: субсидирование ставок по ипотечным кредитам, государственный заказ на жилье для бюджетников, увольняемых в запас военнослужащих, отселяемых жителей моногородов, бесплатное предоставление обустроенных земельных участков под застройку компаниям, государственные гарантии застройщикам, субсидирование ставок по кредитам застройщикам.
2.2. Правительство должно определить и объявить приоритеты технологического перевооружения российской экономики с предоставлением существенных налоговых преференций инвесторам. В частности, следует отменить импортные пошлины на ввоз технологического оборудования и предоставлять налоговые каникулы по уплате НДС на ввозимое оборудование, отложив уплату налога до начала деятельности. В ряде секторов следует поддержать государственными деньгами лизинговые компании.
2.3. Правительство должно разработать и осуществить комплексный план по поддержке въездного туризма как отрасли, формирующей значительный мультипликативный эффект для экономики. Для этого необходимо либерализовать процедуры визового регулирования и пограничного контроля.
2.4. Приоритетными направлениями антикризисной политики должны стать обеспечение макроэкономической стабильности и борьба с растущей инфляцией. Необходимо объявление 12-18-месячной паузы на изменение тарифов естественных монополий с одновременным активным применением методов публичного контроля за их издержками для определения внутренних источников повышения эффективности.
2.5. Необходимо в ближайшее время начать публичное обсуждение новой налоговой реформы, которая, среди прочих, сможет решить проблемы долгосрочной сбалансированности пенсионной системы одновременно со снижением налогообложения труда и проблемы стимулирования нефтяных компаний к расширению добычи в сложных условиях и созданию новых перерабатывающих мощностей.
2.6. Правительство должно сформулировать и добиться реализации среднесрочной инвестиционной программы, направленной на развитие каналов широкополосного доступа в интернет по технологии ADSL в регионах России с целью обеспечения такой возможности в течение 3 лет во всех региональных центрах и городах с населением свыше 300 000 человек, а в течение 5 лет - во всех городах с населением свыше 50 000 человек.
2.7. Поскольку в течение нескольких ближайших лет при реализации мер антикризисной политики государство может стать собственником пакетов акций российских компаний, то необходимо уже сейчас определиться с принципами и целями использования этих активов. В качестве возможной альтернативы следует рассмотреть возможность передачи сформированных государственных пакетов акций в собственность Пенсионного фонда как института, наиболее полно отражающего материальные интересы общества в целом.
2.8. Серьезным вызовом для властей и общества может стать ситуация в моногородах России. В связи с этим правительству во взаимодействии с бизнесом необходимо выработать стратегический план их реструктуризации, нацеленный на создание новых рабочих мест в центрах прогнозируемой деиндустриализации или на переселение жителей моногородов на вновь осваиваемые территории.
2.9. Необходимо оказание государственной поддержки отдельным крупным инвестиционным проектам, находящимся в завершающей стадии строительства, путем предоставления государственных гарантий.
2.10. Необходимо увеличить государственные инвестиции в поддержку процесса модернизации образования, стимулировать новые образовательные стандарты и организационные формы.
2.11. Необходимо завершить реформу технического регулирования, являющегося сегодня значительным препятствием для инвестирования.
2.12. Государство должно быть готово к решению проблем «плохих долгов» банковской системы через создание «плохого банка». Вместе с тем рекомендуется привлечь к формированию и управлению деятельностью такой структуры частных инвесторов. Одновременно правительство не должно заставлять банки, находящиеся под его контролем, кредитовать нежизнеспособные предприятия в условиях кризиса, поскольку это будет вести к наращиванию «плохих долгов», превращая системообразующие банки в «плохие банки».
2.13. Власть должна пойти на открытый и публичный диалог с бизнесом и обществом с целью выработки наиболее адекватных решений в области антикризисной политики и экономического развития.
2.14. Власти следует изменить политику освещения текущей ситуации в государственных СМИ, нацелив их на адекватное и открытое обсуждение реальных проблем в экономике для аккуратного снижения градуса завышенных общественных ожиданий.
2.15. Ввести процедуру парламентского контроля за деятельностью госкомпаний и госкорпораций с обязательным публичным раскрытием информации об их деятельности.
2.16. Осуществить «перезагрузку» системы национальных проектов, нацелив их а) на мероприятия по снижению социальных последствий кризиса; б) на мероприятия по модернизации общественной инфраструктуры по время кризиса.
2.17. Правительство должно изменить принципы возврата НДС для добросовестных налогоплательщиков.
2.18. Следует перейти к принципу «единого окна» при сдаче отчетности в налоговые органы и внебюджетные фонды, к предоставлению всей налоговой (и аналогичной) отчетности по электронной почте.
2.19. Правительство должно разработать и реализовать новую программу дебюрократизации отношений между бизнесом и властью, ориентированную на облегчение процедур создания и регистрации бизнеса, замену государственного лицензирования страховыми платежами или регистрацией в саморегулируемых организациях бизнеса.
2.20. Необходимо предусмотреть финансирование за счет средств федерального бюджета расходов регионов, направленных на возврат авансов по налогу на прибыль, полученных в 2008 г.
Нет смысла консервировать старую структуру экономики до восстановления благоприятной конъюнктуры. Стратегическая цель – «выход из кризиса вперед, а не назад».
Оценить статью
(0)