Антикризисный план: дальше 2009 года никто не заглядывает

Антикризисный план: дальше 2009 года никто не заглядывает

Антикризисный план: дальше 2009 года никто не заглядывает
31 марта председатель правительства России Владимир Путин подписал распоряжение о внесении в Государственную думу Федерального собрания РФ проекта федерального закона «О внесении изменений в федеральный закон «О федеральном бюджете на 2009г. и на плановый период 2010г. и 2011г.»». Проект закона предполагает дефицит федерального бюджета РФ на 2009г. в размере 2 трлн. 978,4 млрд. руб. Прогнозируемый общий объем доходов федерального бюджета планируется в сумме 6 трлн. 713,6 млрд. руб., в том числе нефтегазовых - 2 трлн. 057,2 млрд. руб., расходов - 9 трлн. 692 млрд. руб.
Основные характеристики федерального бюджета на 2009г. утверждены исходя из прогнозируемого объема валового внутреннего продукта в размере 40 трлн. 420 млрд. руб. и уровня инфляции в размере 13%. Общий объем доходов по сравнению с утвержденным ранее объемом снижен на 4 трлн. 213,5 млрд. руб., в том числе объем нефтегазовых доходов федерального бюджета снижен на 2 трлн. 635,3 млрд. руб. Общий объем расходов федерального бюджета в 2009г. по сравнению с утвержденными ранее предполагается увеличить на 667,3 млрд. руб., или на 7,4%. Общий объем расходов федерального бюджета на текущий год предполагается установить в размере 9 трлн. 692 млрд. руб.
При этом ранее утвержденные бюджетные ассигнования предполагается сократить на 943,3 млрд. руб., но предусмотреть новые бюджетные ассигнования на 2009г. в размере 1 трлн. 610,6 млрд. руб. Из этой суммы на государственную поддержку банковской системы планируется направить 300 млрд. руб., на проведение мероприятий активной политики занятости населения с учетом ситуации на региональных рынках труда - 43,7 млрд. руб., на увеличение размера максимальной величины пособия по безработице - 33,9 млрд. руб.
Кроме того, на предоставление возможности использования средств материнского капитала на погашение основного долга и уплату процентов по кредитам и займам, в том числе ипотечным, на приобретение или строительство жилья будет направлено 26,3 млрд. руб.
Дополнительная финансовая поддержка субъектов РФ обойдется в 150 млрд. руб. (также предусматривается увеличение объема предоставления бюджетных кредитов региональным бюджетам на сумму до 150 млрд. руб.), дополнительные межбюджетные трансферты государственным внебюджетным фондам - 388,5 млрд. руб. На иные мероприятия по поддержке отдельных отраслей экономики и социальной поддержке населения будет направлено 601,5 млрд. руб. Иные расходные обязательства, изменение размера которых зависит от показателей прогноза социально-экономического развития РФ, запланированы в сумме 66,7 млрд. руб.
Первоначальный вариант антикризисной программы правительства был рассмотрен на заседании кабинета министров 19 марта, после чего началось его обсуждение - в нижней и верхней палатах парламента, на региональном и экспертных уровнях.
Чьи замечания будут учтены кабинетом в первую очередь? «Единой России», чьим лидером является премьер, или экспертного сообщества? Судя по частым встречам Путина с партийцами, предпочтение будет отдано им. Очередное обсуждение прошло 1 апреля. Как сообщил на встрече с премьером председатель Высшего совета партии, спикер Госдумы Борис Грызлов, «Единая Россия» подготовила 400 дополнений в программу, причем в качестве главной антикризисной меры он предложил организовать новый класс трудящихся - управдомов. «У нас до 3,3 млн. многоквартирных домов, и мы могли бы создать до 1 млн. рабочих мест, причем не за счет федерального бюджета», - сообщил спикер. Из его слов следовало, что новый институт не только поможет трудоустроить увольняемых, но и окажет серьезное влияние на все экономические отношения в РФ. «Опытный управленец, управдом, может минимизировать затраты жильцов до 20-25%. В свою очередь монополии, которые начнут получать меньше доходов, станут думать об оптимизации расходов»  - убеждал он.
Также Грызлов посоветовал «отказаться от результатов, которые дают зарубежные рейтинговые агентства». Спикер предложить опираться на расчеты исключительно национальных агентств, «которые безусловно были бы под контролем соответствующих органов исполнительной власти». Следующее предложение – «объявить 10-15 крупнейших инвестиционных проектов, поддерживаемых государством», с тем чтобы «граждане могли бы принимать участие в их финансовой поддержке, имея в виду всевозможные инвестиционные облигации и даже те облигации, которые будут выпускаться государством». Эту экономическую модель спикер Госдумы предложил закруглить максимальным отказом от импорта продовольствия. «Если бы мы могли вместо закупок производить продукцию, то это было бы плюс 3,2% к сегодняшнему ВВП страны», - поделился он расчетами.
В ответ Путин заявил: «Импортозамещение, на мой взгляд, не панацея от всех бед. Просто закрыть рынок от импортных товаров мы сегодня, к сожалению, не можем, потому что это приведет к росту цен внутри страны, и особенно на продукты питания».
Юрий Лужков, поддержавший наем миллиона управдомов, потребовал «активно воздействовать на ЦБ по снижению ставки рефинансирования» и вообще запретить банкам заниматься «коммерческой деятельностью» в рамках антикризисного кредитования. «Есть определенный перекос в поддержке банковской системы: банковская система начала жить внутри себя, зарабатывать на тех ресурсах, которые имеются», - поддержал его Грызлов. Но Путин ответил партийцам: «Мы дали ровно столько, сколько нужно было, чтобы спасти финансовую систему страны и вклады граждан».
Первый вице-спикер Госдумы Олег Морозов предложил освободить малый бизнес от уплаты арендных платежей и увеличить до 100 млн. руб. максимальный объем годового оборота, который позволяет бизнесу использовать эту льготу. Кроме того, по его мнению, программу необходимо также дополнить и мерами по защите инвалидов, выпускников школ, средних специальных учреждений и вузов.
По словам главы думского комитета по труду и соцполитике Андрея Исаева, «в июле на рынок труда поступит большое количество рабочей силы, не имеющей трудового стажа» - выпускников, и одновременно будет демобилизовано большое число «срочников» двух призывов /на 2 и на 1 год/. «Необходимо подумать о квотировании для них рабочих мест на предприятиях, которые имеют госзаказ», - предложил Исаев. В квотировании рабочих мест, считает он, нуждаются и инвалиды, которых насчитывается 12 млн. человек.
Другое направление критики партийцев правительственной программы по борьбе с кризисом связано с незаконной трудовой миграцией. «Необходима целенаправленная государственная политика, которая поборола бы это явление как безусловное зло», - подчеркнул Исаев. По его мнению, ответственность за нарушения «должны нести те работодатели, которые по сути организуют рабовладельческий труд».
Подводя итоги встречи, Путин заверил, что все социальные обязательства правительством будут выполнены, на что планируется выделить дополнительные средства. «Прямо на преодоление кризисных явлений, по предварительным расчетам, выделяется большая сумма - примерно 1,4 трлн. руб.» - сообщил он, тем самым сразу же сократив антикризисный пакет на 200 млрд. руб. На заседании правительства 18 марта, где были одобрены и поправки в бюджет, и программа, речь шла об 1,6 трлн. руб.
Но никто из членов «Единой России» уточнять у премьера неожиданное сокращение расходов не стал. Госдума рассмотрит поправки в бюджет 2009 года до 15 апреля, после чего внесет закон в Совет федерации, сообщил  Борис Грызлов.
Спикер Совета Федерации, лидер «Справедливой России» Сергей Миронов, у которого встреча с премьером состоялась несколькими днями раньше,  со своей стороны выразил надежду на то, что правительство при выработке антикризисных мер будет учитывать предложения всех политических партий. «Главный критерий необходимости тех или иных антикризисных мер, с моей точки зрения, – это социальное самочувствие граждан России, - считает Миронов. - Безусловно, нам нужно думать о макроэкономических показателях, развитии промышленности России и переходе от сырьевой экономики к перерабатывающей, в чем кризис может отчасти даже помочь. Мы должны прийти к такому состоянию экономики, когда решающее слово будет за высокими технологиями. Но я еще раз хочу сказать о том, что основная государственная задача сегодня – обеспечение нормального социального самочувствия населения».
В этой связи, признался Миронов, он критически относится к ряду пунктов правительственной антикризисной программы. «В целом в этой программе много и подробно говорится о том, что и как должно быть сделано. Но как только мы приступаем к реализации этих мер на практике, становится очевидно, что с точки зрения социальной защиты населения предложенных мер недостаточно», - подчеркнул спикер СФ. «Нужно не бояться идти на встречу пожеланиям людей, решая наиболее острые для граждан вопросы. В том числе, по оплате услуг ЖКХ в части снижения предельно допустимой доли оплаты до 10% от семейного бюджета. Это я считаю вполне обоснованным», - сказал Миронов.
В отношении предложений по налогообложению он обратил внимание на большую дифференциацию доходов россиян и необходимость снижения налоговой нагрузки на малообеспеченные слои населения. Надо менять «плоскую шкалу» подоходного налога и вводить налог на роскошь, считает Сергей Миронов. »Это разумные и вполне приемлемые предложения в условиях кризиса», - добавил он.
Предложения экспертного сообщества охватывают гораздо более широкий спектр проблем. Как заявили участники «круглого стола» «Вопросы к антикризисному плану правительства», прошедшего 31 марта в РИА Новости, сама программа написана хорошо, однако смущает отсутствие гарантий ее исполнения…
«Вот будет всенародное обсуждение, потом Госдума торжественно примет этот документ, а потом о нем все забудут, как уже не раз бывало с самыми разными программами», - выразил сомнение руководитель Центра социальной политики Института экономики РАН Евгений Гонтмахер. Меры, предлагаемые программой, хороши и достаточны, но механизмы их реализации отсутствуют. «Должен быть постоянно действующий институт, который бы отслеживал реализацию того, что в программе написано», - убежден экономист.
«Приоритеты, которые определены, требуют другой бюджетной политики, в том числе и на региональном и муниципальном уровне. Они требуют перераспределения, может быть, и новой структуры налогов», - считает Гонтмахер. Иначе, по его словам, «это не программа, не план, а просто некая декларация».
Есть и еще одна проблема, серьезно осложняющая анализ необходимости и достаточности предлагаемых правительством мер. «Антикризисный план бессмысленно рассматривать без скорректированного бюджета, который, кстати, публично до сих пор недоступен», - полагает главный экономист национального банка «Траст» Евгений Надоршин. Меры, изложенные в антикризисном плане, являются по сути дополнением к мерам, предусмотренным бюджетом-2009. Однако какие траты, на что и в каком объеме в итоге запланированы основным финансовым документом, до сих пор известно только в самых общих чертах.
Впрочем, если правительство сделает лишь небольшие конкретные шаги, но в правильном направлении, это будет уже неплохо. «Антикризисный план должен быть направлен на борьбу с кризисом, – заметил Надоршин. – Самоубийцу нужно сначала откачать в реанимации и перевести в общую палату, и лишь затем решать проблемы, которые, возможно, и привели к попытке суицида, с помощью терапевта, психолога или пластического хирурга».
«В нынешнем виде программа хороша, все основные вопросы затронуты, - считает Евгений Ясин, научный руководитель Высшей школы экономики. - В целом план носит сбалансированный и взвешенный характер: «всем сестрам по серьгам роздано».  Период метаний, когда было желание хвататься за все, что под руками, кончился, и появилось представление о ситуации, которое и воплощено в антикризисной программе, полагает экономист. «Беспорядочные раздачи государственных средств прекратились, и появилась концепция, которую я в целом поддерживаю», - отметил Ясин. Однако, по его мнению, в антикризисной программе недостаточно мер по обузданию инфляции. «Инфляция на уровне 13 процентов – это жутко много, - считает экономист. - При таком уровне о выходе из кризиса не может быть и речи. Ведь, в таком случае процентная ставка по ссудам окажется никак не меньше 18-20 процентов. А сами кредиты, с учетом высоких политических рисков будут выдаваться по 23-25 процентов. Подобная ставка просто непереносима для большинства предприятий».
Кроме этого, не стоит забывать про тяжелейшее политическое наследие – отрицательную процентную ставку по депозитам в реальном исчислении.
Пока в плане предусмотрено слишком сбалансированное решение - успокоить население, дать понять, что социальные расходы не сокращаются, отметил Ясин. «Но мы должны решаться на серьезные меры борьбы с инфляцией, поскольку ситуация действительно опасна. Все развитые страны вступили в кризис с инфляцией 2-3 процентов, и сейчас многие опасаются дефляционного шока, - размышляет он. - А мы? Цены действительно растут, особенно на импортные товары».
В любом случае, и с этим согласились все эксперты, правительству следует внимательнее отнестись к выполнению социальных обязательств и реализации инфраструктурных проектов. Но методы решения этих задач у всех оказались разные. Евгений Ясин полагает, что две эти задачи можно совместить. «Инфраструктурные проекты в такой период имеют смысл, только если вы намерены использовать рабочую силу на общественных работах. Иначе это выброшенные деньги», - полагает он.
Евгений Надоршин считает, что в кризисное время крупные инфраструктурные проекты будут несвоевременны, однако идею введения общественных работ он поддержал. «Я противник временных мер помощи безработным. От них сложно отказаться, и они объективно ведут к росту безработицы. Лучше платить за работу, пусть даже не самую эффективную», - сказал он. При этом основным недостатком программы Надоршин видит то, что она не решает проблемы снижения спроса.
А между тем, с идеей временных выплат самым социально незащищенным слоям населения на самый острый период выступает Всемирный банк. «К антикризисному плану мы ничего революционного не предлагаем, но обращаем внимание на быстрое ухудшение в социальной сфере», - заявил главный экономист российского представительства ВБ Желько Богетич.
Глобальный кризис в последние месяцы стал развиваться сильнее и быстрее, чем ожидалось, и характеризуется синхронизацией как процессов снижения спроса, производства и капитальных потоков, так и развития ситуации в разных странах, заметил он.
«Этот глобальный кризис повлечет наиболее серьезные последствиями со времен Второй мировой войны, - пояснил эксперт Всемирного банка. - С ноября 2008 года наблюдается неожиданно стремительно падение глобального спроса, выпуска продукции, сужение потока капитала по всему миру». Кризис достаточно синхронизован и по странам, и по всем компонентам глобального спроса – потребление, инвестиции, чистый экспорт, продолжил Богетич. Тенденция к падению продолжается и в начале 2009 года, отметил он.
«Продолжительность и масштаб, скорость распространения кризиса значительно превосходит представления большинства аналитиков, включая и Всемирный банк», - подчеркнул экономист. На базе глобального контекста стоит учитывать тройной внешний шок, оказавший влияние на российскую экономику. Речь идет об оттоке капитала, резком снижении цен на нефть и ухудшении условий финансирования. Эти шоковые воздействия значительно обострились с ноября 2008 года, уточнил Богетич.
До сентября 2008 года российская экономика росла 7-процентными темпами, и уже в январе российский ВВП рухнул на 8,8% по отношению к январю-2008. Всемирный банк отмечает огромную разницу между фактическим и потенциальным ростом. Самым вероятным сценарием в 2009 году для России станет снижение ВВП до 4,5%. Уровень безработицы в России к концу 2009 года достигнет 12%, а уровень бедности - 15,5%, заключил главный экономист Всемирного банка по России, повторив тем самым недавний прогноз ВБ для России.
«Сейчас мы считаем разумным обратить внимание на социальную сферу, - заключил Богетич. - Необходимо временное повышение уровня социальной защиты, во имя облегчения участи граждан России».
С ним согласился Евгений Гонтмахер: «Надо усиливать социальные расходы, удар по населению будет сильным. Мы должны выйти из кризиса с модернизированным обществом, гласит программа. Но с чем мы будем создавать инновационную экономику в 2020 году? Кризис дисквалифицирует рабочую силу и бьет по человеческому капиталу».
Необходима реформы образования и здравоохранения, позволяющие сберечь и преумножить способности личности, считает руководитель центра социальной политики. «Антикризисный план меня устраивает, ведь там есть красивая фраза о том, что после кратковременного усиления роли государства в экономике при выходе из кризиса мы будем полагаться на частную инициативу. Там написано, что средства налогоплательщиков не стоит тратить поддержку неэффективных предприятий. Конечно, меня и это устраивает, поскольку речь заходит о демократии налогоплательщика» - пояснил он.
Правда, и в меморандуме не хватает принципиальных вещей, поскольку ничего не сказано о реформе самого государства, продолжил Гонтмахер. Колоссальные задачи, стоящие перед Россией и являющиеся куда более тяжелыми, чем аналогичные антикризисные задачи в Европе, призваны ликвидировать последствия системного кризиса, подчеркнул он. При этом эксперт добавил, что кризис в России был неизбежен, «и сейчас мы расплачиваемся за наши собственные многочисленные ошибки».
«Если в развитых странах кризис характеризуется дефляцией, когда падение цен угнетает экономический рост, то программа правительства, связанная с ростом расходов, приведёт к стагфляции, когда при падении ВВП цены продолжат сильно расти»,  - отмечает со своей стороны замдиректора фонда экономических исследований «Центр развития» Валерий Миронов. По его оценке, с началом траты резервных фондов инфляция может возрасти до 16–17%.
С учетом социальной направленности предлагаемых мер программа носит в значительной мере «проинфляционный» характер, ведь с марта начинается трата Резервного фонда. А это, фактически, эмиссия, которая будет происходить в течение года, поясняет Миронов, и может вылиться в инфляцию. «Я удивлен прогнозами по снижению инфляции ниже 10%, которые появились, - говорит эксперт. - Мы считаем, что первая волна девальвации с точки зрения ее «проинфляционного» воздействия еще не отыграна. Кроме того, мы считаем, что будет вторая волна обесценения курса рубля». Прогноз Фонда по инфляции значительно выше – 16-18%, подчеркивает он.
Кроме того, в программе не просчитана и возможность «второй волны» кризиса. Причём она может быть вызвана не только ростом невозврата кредитов предприятиями банкам, но и невозвратом ипотечных кредитов, а также дефолтом одного из крупных торговых партнёров России, особенно если эти факторы совпадут во времени. Наконец, антикризисные меры правительства исходят из стабильности рубля, тем самым недооценивается риск его нового ослабления, которое возможно, если восстановится кредитование и снова начнёт расти импорт, считает Миронов.
«Мы легко тратим свои резервы, расходуем на борьбу с кризисом около 6% ВВП (впереди нас по этому показателю лишь Аргентина и Саудовская Аравия), - аргументирует свою озабоченность эксперт. - А следовало не меньше 2% ВВП привлечь на финансовом рынке». Кроме того, по его мнению, необходимо сделать «тарифную паузу» для естественных монополий с их последующим реформированием и не увеличивать ЕСН, что бьёт по инновационным и обрабатывающим отраслям, с возможной компенсацией бюджетных потерь за счёт налоговой нагрузки на добывающие отрасли.
Как отмечает Валерий Миронов,  «у 13 стран из группы «двадцати» есть антикризисные меры, расписанные на 2010, 2011-ые годы, а у нас дальше 2009 года никто не заглянул, а трат на этот год приходится неприемлемо много». «Что будет в 2010-м, а что в 2011-м? Никому не ясно», - пессимистично заключает он.
Среди возможных рисков, которые могут привести ко второй волне кризиса, о вероятности которой заявил на прошлой неделе министр финансов Алексей Кудрин, эксперты называют не только невозврат долгов предприятиями, но и возможный отток вкладов населения. Усугубить ситуацию могут и дефолты сопредельных государств, например, Украины, которая является одним из главных торговых партнеров РФ. Поэтому эксперты поддерживают планы России по оказанию финансовой помощи странам СНГ. «Стабильность наших торговых партнеров нужна, чтобы не просел, в частности, наш машинотехнический экспорт. Таким образом, мы пытаемся обеспечить этот островок стабильности собственными силами», - пояснил Евгений Надоршин.
Между тем Российский союз промышленников и предпринимателей изъянов в антикризисной программе правительства не нашел, предложив первому вице-премьеру Игорю Шувалову на встрече с ним 30 марта обсудить вопрос о ее продлении на 2010 год и на период после 2012 года.
Председатель союза Александр Шохин отметил главный плюс правительственного плана - бюджетное финансирование антикризисных мер. Единственное дополнение от РСПП, по его словам, заключается в том, чтобы «увязать меры на 2009 год с видимыми перспективами на 2010-2012 годы». РСПП беспокоит, прежде всего, отсутствие гарантий бюджетной поддержки в рамках антикризисного плана после 2009 года.
Также Шохин назвал важной темой замену ЕСН страховыми выплатами с 2010 года. Вопрос о реформе ЕСН, намеченной на 2010 год, и является в целом ключевым нерешенным вопросом экономической политики на ближайшие годы - так, по сути, дискуссии о ЕСН и ставке НДС являются главной содержательной частью обсуждения «плана-2020» Минэкономики. По разным оценкам, переход от ЕСН на страховые выплаты увеличит налоговое бремя от 300 млрд. руб. до 1,3 трлн. руб. в 2010 году - рост налогообложения в разгар кризиса в РСПП считают одной из главных угроз.
По словам Александра Шохина, если правительство в этом году не определится с пенсионной реформой и связанными с ней налоговыми изменениями, «работодатели уже в этом году могут начать высвобождать работников». Другое высказанное им пожелание - определиться по вопросу сохранности накопительной части пенсии: «Управляющие компании показали падение стоимости накоплений на 50%». Эта тенденция может привести к массовому изъятию накоплений из частных пенсионных фондов.
На этом предложения РСПП к антикризисному плану правительства были исчерпаны. Как заявил глава совета директоров АФК «Система» Владимир Евтушенков, его в антикризисной программе правительства «все устраивает». Единственным оппозиционером выступил председатель комитета ГД по экономической политике и предпринимательству и член фракции «Единая Россия» Евгений Федоров, назвавший дискуссию по антикризисным мерам конкурсом домохозяек на тему «как потратить деньги».
Между тем на призыв правительства предоставить собственные предложения в антикризисную программу дружно откликнулись регионы. В частности, Республика Башкортостан предложила рассмотреть вопрос о компенсации затрат на обеспечение деятельности исполнительных органов госвласти субъектов РФ в связи с осуществлением переданных им полномочий РФ. Северная Осетия предлагает нормативно ввести в практику деятельности банков предельную ставку по кредитам, выделяемым реальному сектору, в размере суммарной величины ставки рефинансирования ЦБ и 5-процентной маржи. Астраханская область выступила с инициативой предоставить налоговые каникулы строительным организациям, снизившим цены на жилье для социальных нужд.
Вологодская область ратует за увеличение размера единовременного денежного пособия на каждого члена семьи (сейчас - 500 рублей) гражданам, переселяющимся в сельскую местность, до величины не ниже 5-кратного прожиточного минимума. Костромская область предлагает организовать подписание соглашений между военкоматами и учреждениями профобразования по призыву выпускников с целью предупреждения их постановки на учет в качестве безработных.
Между тем многие западные эксперты относятся к антикризисным инициативам российского правительства скептически. Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) прогнозирует снижение ВВП в России в 2009 году на 5,6%, что отражает еще более пессимистичный взгляд на российскую экономику, чем у экспертов Всемирного банка. Эффект от совокупности внешних и внутренних ударов по экономике оказался настолько силен, что скорого восстановления экономики ожидать не приходится, констатируют эксперты ОЭСР.
Ранее организация прогнозировала рост российского ВВП на 2,3%. В распространенном на этой неделе докладе ОЭСР, посвященном обзору мировой экономики, говорится, что ВВП России выйдет в плюс только к 2010 году. Пытаясь заглянуть в 2010 год, авторы доклада отмечают, что рост ВВП России будет сильно зависеть от мировых цен на нефть. По мнению аналитиков ОЭСР, к тому времени баррель вырастет в цене незначительно, а значит, и рост экономики составит 0,7%.
В способность России диверсифицировать свою экономику в годы кризиса докладчики не верят. Заявляя, что российская экономика еще не скоро оправится от шока, вызванного резким падением цен на нефть, оттоком капитала и снижением внутреннего спроса, авторы доклада выражают обеспокоенность движением российских властей в сторону протекционизма. В качестве опасных примеров приводятся повышение тарифов на импорт подержанных автомобилей и субсидии отечественным компаниям. ОЭСР призывает российские власти консолидировать банковский сектор, ликвидировав ряд несостоятельных банков.
Перед выходом доклада ОЭСР свой прогноз по ВВП России дал Всемирный банк. Как уже отмечалось, согласно ВБ, российская экономика в 2009 году упадет на 4,5%. Между тем официальные прогнозы российских властей более оптимистичны. Замминистра экономического развития Андрей Клепач прогнозирует падение ВВП на 2,2%, а министр финансов Алексей Кудрин даже ожидает роста российской экономики в четвертом квартале.
Основной пункт расхождений прогнозов российского правительства и международных агентств очевиден: в Минэкономики ориентируются на сокращение мирового ВВП на 0,3% в 2009 году. Кроме того, в ведомстве Эльвиры Набиуллиной рассчитывают, что ожидаемого международными финансовыми организациями роста бедности и существенного снижения внутреннего потребления в 2009 году не произойдет.
По оценкам министерства, оборот розничной торговли в 2009 году вырастет на 0,3% на фоне падения промпроизводства. В то же время Андрей Клепач признает, что риски большего падения ВВП существуют, все будет зависеть от того, насколько эффективными окажутся антикризисные меры правительства.
Некоторые эксперты также настроены оптимистично. «Цены на нефть до конца года будут придерживаться ближе к 50 долл. за баррель, что обеспечит достаточно комфортный уровень для функционирования российской экономики», - отмечает главный экономист Deutche Bank в России Ярослав Лисоволик. По прогнозам аналитиков Deutche Bank, снижение ВВП в 2009 году составит только 2,5%.
Экономический рост зависит от эффективности антикризисных мер правительства, считают эксперты. «Сейчас начинает реализовываться сценарий, когда государственная поддержка ориентируется в большей степени на реальный сектор и наиболее уязвимые отрасли экономики», - полагает Лисоволик. По его мнению, международные организации просто не склонны верить в эффективность антикризисной политики российского правительства, и именно этим объясняются их пессимистичные прогнозы.
Западные аналитики не считают, что импортозамещение на фоне девальвации рубля в России будет достаточным, чтобы поддержать ВВП на более или менее стабильном уровне, пояснил со своей стороны замдиректора фонда экономических исследований «Центр развития» Валерий Миронов.
Оценить статью
(0)