Кто первым откажется от раздела мира на сферы влияния?

Кто первым откажется от раздела мира на сферы влияния?

Кто первым откажется от раздела мира на сферы влияния?
Российские и американские политики и эксперты продолжают давать высокие оценки состоявшейся в Лондоне встрече президентов Барака Обамы и Дмитрия Медведева.
Как следует из заявления российского МИДа, эта встреча стала важным событием двусторонних отношений и ознаменовала начало их нового этапа. Выступая в минувший четверг на пресс-конференции в Москве, представитель МИД России Андрей Нестеренко отметил, что первая встреча Барака Обамы и Дмитрия Медведева позволила заложить основы практического сотрудничества между двумя странами, а ее итоги превзошли ожидания.
Комментируя совместное заявление президентов, Андрей Нестеренко перечислил сферы, где стороны намерены активизировать сотрудничество, особо выделив сокращение стратегических вооружений. По его словам, заключение нового соглашения об ограничении стратегических вооружений на смену старому договору СНВ, срок действия которого истекает в декабре, вполне возможно.
Представитель российского МИДа подчеркнул, что при наличии упорства, политической воли и искреннего желания Россия и США смогут сделать новый качественный скачок в своих отношениях, которые в последние годы пребывали в состоянии застоя. Коснувшись темы отношений с НАТО, Нестеренко заявил, что Москва готова сотрудничать с альянсом, однако Россия отвергает попытки провести в Европе новые разделительные линии. По его словам, это может произойти в том случае, если в НАТО вступят Украина и Грузия.
По мнению российской стороны, многое здесь будет зависеть от того, к каким изменениям в характере и миссии альянса приведут намеченные реформы. При нынешних условиях, отметил Нестеренко, возможность членства России в НАТО нельзя рассматривать в практическом плане.
Говоря о новой стратегии американской администрации в Афганистане, дипломат в целом признал ее продуманный и прагматичный характер. По его словам, Россия приветствует тот факт, что в новой афганской стратегии подчеркивается важность региональных факторов, а также интеграции чисто военных мер с гражданским, социальным и экономическим развитием.
Российские эксперты также отмечают, что лондонская встреча продемонстрировала подчеркнуто дружелюбный тон общения президентов и их готовность к продолжению диалога. Однако имели место и определенные негативные моменты. Среди них генеральный директор Международного института политической экспертизы Евгений Минченко назвал возможное ускорение вступления России в ВТО, которое в условиях кризиса будет вредным для нашей экономики, и договоренности о сокращении ядерных вооружений, так как в результате может возникнуть ситуация военного диспаритета. «Совместное давление на новые страны «ядерного клуба» (Индию, Пакистан, Израиль, возможно, в ближайшем будущем Иран и Северную Корею), по моему мнению, будет неэффективным. Главная проблема для России и США - возможность новых конфликтов на Большом Ближнем Востоке (развал Пакистана, новое обострение вокруг Израиля и т.д.) - вообще не обсуждалась или обсуждалась безрезультатно», - указывает эксперт.
В целом, стратегическая линия не изменится: риторика по отношению к России станет более доброжелательной, при этом будет несколько свернута внешнеполитическая активность из-за нехватки денег, прогнозирует Минченко. «Однако демократы будут больше внимания, чем республиканцы, уделять ситуации с правами человека и демократическими процедурами. От Медведева будут добиваться оттепели», - заключает он.
Руководитель Отделения международных отношений ИАИ РГГУ Олег Павленко считает наиболее реалистичным сценарием развития отношений США и России налаживание прагматичных отношений во внешнеэкономической сфере, умеренное охлаждение по грузинскому вопросу, смену режима на Украине, жесткий обмен мнениями по иранской проблеме, а также «торможение» проектов восточноевропейского ПРО и российских «Искандеров».
С подобной оценкой согласен руководитель Центра внешнеэкономических исследований Института США и Канады РАН Михаил Портной, который ожидает развития сотрудничества по линии торговли и инвестиций при одновременном продолжении привычных колкостей в СМИ. «Серьезные люди - в первую очередь, российский бизнес - будут в это время заняты делом. Оптимистический сценарий - активное развитие этого сотрудничества», - отмечает эксперт. Среди возможных негативных вариантов развития межгосударственных отношений он указывает на возможные резкие обострения латентных конфликтов на евразийском пространстве и дипломатическую изоляцию России.
«Ядерной войны со стороны США или со стороны России не ожидаю, - заявил, комментируя итоги встречи двух президентов, независимый политолог Дмитрий Орешкин. – Все остальное - более или менее реалистично, и даже оптимистично».
Позитивные оценки состоявшейся встречи на высшем уровне прозвучали и в Вашингтоне.  Председатель комитета Сената по иностранным делам Джон Керри заявил: «Я приветствую совместное заявление президента Обамы и президента Медведева об их приверженности долгосрочной цели достижения мира, свободного от ядерного оружия, с поддающимися контролю постепенными сокращениями наших стратегических ядерных арсеналов. Мы должны двигаться в этом направлении, чтобы не допустить попадания ядерных арсеналов в руки новых субъектов, которых становится все больше, но которые не хотят играть по старым правилам. Для того чтобы добиться успеха в этом, необходимо начать с нового уровня американо-российского партнерства. Я также приветствую намерение президентов вести переговоры о новом, всеобъемлющем, обязательном к исполнению договоре о сокращении и ограничении стратегических наступательных вооружений взамен договора СНВ до истечения срока его действия в декабре 2009 года. Нашим приоритетом должно стать достижение договоренности, которая защитит интересы национальной безопасности США, прежде чем мы потеряем единственные имеющиеся в нашем распоряжении принципы верификации ядерного соглашения с Россией».
«Я удовлетворен итогами встречи двух лидеров. Оба они выглядели готовыми нажать кнопку перезагрузки. Это позволяет им оставить некоторые разногласия, которые способны вернуть нас к проблемам времен холодной войны», - отметил со своей стороны заместитель директора Центра российских и евразийских исследований в Гарвардском университете, член международного дискуссионного клуба «Валдай» Маршал Голдман.
«Сделав это, они откроют путь для более глубокого сотрудничества двух стран, в том числе в области торговли, и, что более важно, в сфере борьбы с проблемой, беспокоящей обе страны - исламским терроризмом», - отметил эксперт. «Это также шанс забыть о попытках установки Соединенными штатами ракет в Польше и, одновременно, ослабить давление на Грузию и Украину со стороны России», - заключил Голдман.
«Тот факт, что обе страны хорошо осознают, что отношения должны восстанавливаться, вселяет оптимизм. Конечно же, это только первый шаг, но атмосфера уже стала лучше», - разделяет оптимистичный настрой старший исследователь центра Джеймса Мартина по вопросам нераспространения оружия института международных исследований Монтерея  Роберт Нурик. По его словам, самый важный итог встречи Обамы и Медведева - это то, что стороны определились со своими приоритетами и готовы вместе работать над новым договором по СНВ.
«Обе администрации выразили готовность вместе работать в сфере сокращения наступательных потенциалов и достичь договоренности по СНВ до декабря. Это нелегко, но возможно. У этой работы есть хорошие перспективы, важно только, чтобы стороны придерживались схемы переговоров», - убежден Нурик.
У сенатора-республиканца, специалиста в области контроля вооружений Ричарда Лугара  вызвало самую восторженную реакцию совместное заявление Медведева и Обамы. Он оценил заявление президентов как «по-настоящему значимое». «Совместное заявление является просто невероятным по своему оптимизму и размаху», - подчеркнул сенатор.
С ним солидарен старший исследователь по трансатлантической политике Совета по международным отношениям Джеймс Голдгайер, отметивший, что с проблемой СНВ связана другая серьезная проблема. «Как и ожидалось, самым большим потенциалом для достижения согласия между двумя странами обладает договоренность по СНВ. Этот вопрос связан с проблемой ПРО, поскольку Россия пытается увязать систему, направленную против Ирана, с вопросом о стратегических наступательных вооружениях, а это чревато проблемой», - считает Голдгайер.
Признав, что проблема ПРО остается мощнейшим тормозом для развития российско-американских отношений, эксперт подчеркнул, что и это проблему можно решить, причем способ ее решения лежит на поверхности. «Лучший способ решить проблему ПРО - это заставить Иран отказаться от разработки ядерного оружия», - считает он.
В заключение Голдгайер признал, что встреча двух президентов вселила оптимизм и в него. «Совместное заявление Обамы и Медведева показывает, что стороны осознают наличие разногласий, но хотят двигаться вперед, основываясь на взаимном уважении», - подчеркнул он.
Еще одно намерение Обамы и Медведева - предпринять меры по скорейшему вступлению России в ВТО - прокомментировал директор по международной торговой политике Национальной ассоциации производителей Дуг Гуди. По его мнению, как только Россия вступит в ВТО, США будут обязаны установить с ней нормальные торговые отношения, что означает отмену в отношении России ограничительной внешнеторговой поправки Джексона-Вэника.
«Это будет серьезная политическая битва, но, надеюсь, все же не такая тяжелая, как была в 2000 году, когда пытались убедить конгресс в необходимости налаживания нормальных торговых отношений с Китаем», - сказал эксперт. При этом Гуди убежден в том, что вступление России в ВТО станет хорошей новостью для американских промышленников во времена, когда они тщетно ищут новые возможности для сбыта своих товаров.
Между тем многие эксперты обращают внимание на нюансы состоявшихся переговоров. В частности, они указывают на то, что хотя президенты Обама и Медведев договорились возобновить переговоры по «Договору о стратегических наступательных вооружениях», Россия отказалась обсуждать договор о тактических вооружениях до тех пор, пока США не выведут свои тактические боеголовки с баз НАТО в Европе.
Комментируя вероятность  того, что администрации президента Обамы рассмотрит такую возможность вопреки возражениям своих европейских союзников, Анжела Стент, профессор государственной и дипломатической службы Джорджтаунского университета и директор Центра евразийских, российских и восточно-европейских исследований при Факультете дипломатической службы этого университета сказала: «Я считаю, что первое и самое главное – начать переговоры по продлению договора о СНВ. У нас уже есть опыт в этой сфере и нам известны вопросы, которые должны подлежать обсуждению. Разумеется, мы можем не соглашаться по поводу систем, которые должны быть включены в договор СНВ, но это не должно препятствовать началу переговоров.
Проблема состоит в том, что для наших европейских союзников важно сохранение американского тактического оружия на базах НАТО в Европе в качестве гарантии их безопасности. Так что Россия вряд ли может рассчитывать на согласие США вывести 200 единиц тактических боеголовок с европейских баз Североатлантического альянса. Однако в зависимости от того, как будут продвигаться переговоры по СНВ, не исключено, что к этому вопросу можно будет вернуться позже. Для этого необходимо укрепление доверия между Соединенными Штатами и Россией».
Комментируя ситуацию вокруг Ирана и американские интересы в этом вопросе, Анжела Стент отметила: «Во-первых, Соединенные Штаты и наши союзники в Европе понимают, что влияние России на Иран не беспредельно. Только от Тегерана зависит решение – будет ли Иран обладать ядерным оружием. Максимум, на что могут рассчитывать США, это на договоренность с Россией и с некоторыми европейскими странами не продавать Ирану определенные системы вооружений, например, такие как С-300, что, по мнению США, нагнетает напряженность. Я полагаю, что у нас не должно быть больших ожиданий в отношении Ирана. У США и России разные интересы в этом регионе. Наша задача – не позволить России еще более ухудшить ситуацию путем дальнейшего вооружения Ирана.
Решение иранских проблем – в прямых переговорах между Соединенными Штатами и Ираном. На это уйдет много времени, но мы уже видели начало в Гааге, когда американский посланник Ричард Холбрук пожал руку иранскому заместителю министра иностранных дел на конференции по Афганистану. Именно такой подход может привести к решению иранских проблем. Россия тут не причем».
Ключевой вопрос в ходе любого экспертного обсуждения - к чему будут готовы Вашингтон и Москва на дальнейших переговорах, в чем они могут уступить друг другу, а в чем – нет? Анжела Стент отвечает на него так: «По-моему, идея Quid pro quo очень опасна и она редко бывает эффективной. В данном случае мы имеем дело с двумя конкретными объектами резкой критики со стороны России, по которым вероятна договоренность с США. Во-первых, расширение НАТО за счет Украины и Грузии. Это вряд ли возможно в ближайшее время, потому что против этого возражают союзники США, в том числе Германия и Франция. Так что данный вопрос отложен на будущее. Во-вторых, я думаю, что размещение элементов системы ПРО в Польше и Чехии – еще один объект российской критики – также будет отложено. Это, как сказал президент Обама, связано с большими затратами и с отсутствием уверенности в боеспособности данной системы, а также с тем, что пока не ясно, каковы будут дальнейшие шаги Тегерана. Это нельзя считать уступками России. У США есть другие политические причины для таких решений».
«Гораздо сложнее будет обстоять дело с признанием независимости Абхазии и Южной Осетии. США и их союзники категорически отказываются это сделать, - подчеркивает эксперт. - Возможно, это станет камнем преткновения в переговорах с Россией. Вообще, во всем, что касается соседних с Россией стран, а также права Украины и Грузии ориентироваться на евро-атлантическое сообщество, США не пойдут ни на какие уступки Москве».
По мнению большинства обозревателей в США, России и Европе, первая встреча между президентами Бараком Обамой и Дмитрием Медведевым была успешной. Такого мнения придерживается и Кимберли Мартен, профессор политологии, специализирующаяся на теме российской внешней политики в Барнард-Колледже Колумбийского университета в Нью-Йорке.
«Особенно обнадеживает договоренность о возобновлении переговоров о контроле над ядерным оружием, что является необходимым условием продолжения действия существующего режима инспекций. Мне кажется, это наиболее значимый результат лондонской встречи. Даже если еще не называются конкретные цифры, сохранение действующего режима инспекций – чрезвычайно важно для укрепления доверия и безопасности между двумя странами» - отмечает эксперт.
Кимберли Мартен считает, что на данный момент у США и России есть общие стратегические интересы, по крайней мере, по двум направлениям. «Во-первых, обе страны заинтересованы в том, чтобы «Аль-Каида» не восстановила свои позиции в Афганистане, что привело бы к распространению радикального ислама в регионе, представляющем стратегический интерес для обеих стран. Во-вторых, обе страны заинтересованы в предотвращении ядерной угрозы со стороны Ирана» - отмечает она.
«Мне кажется важным признать, что, несмотря на упомянутые общие стратегические интересы, в других сферах интересы двух стран будут разниться, - продолжает политолог.-  Заслуживало бы сожаления, если бы Россия продолжала настаивать на разделении мира на сферы влияния и лишать Соединенные Штаты возможности поддерживать дружественные отношения со странами, расположенными вблизи ее границ. Вопрос о привилегированных интересах, скорее всего, будет продолжать вызывать разногласия. Я подчеркиваю, что положительный момент заключается в том, что стороны признали общность своих интересов в вопросах укрепления безопасности».
«Мне кажется важным сосредоточить внимание на общих интересах, не закрывая при этом глаза на разногласия. Например, я не думаю, что в интересах США сейчас было бы настаивать на расширении НАТО за счет стран, членство которых в альянсе Россия считает противоречащим ее интересам. В то же время, я надеюсь, что Россия признает, что сотрудничество с Западом может способствовать стабильности в сфере безопасности и экономики в странах, граничащих с ней» - подчеркивает Кимберли Мартен.
Комментируя мнение газеты «Вашингтон Пост» о том, что истинное партнерство между Россией и США невозможно до тех пор, пока «Кремль проводит авторитарную внутреннюю политику и неоимпериалистическую внешнюю политику», эксперт отметила: «Мне кажется, что вопрос о том, что происходит в российской политике сегодня, остается открытым. Я думаю, что в России сохраняется возможность перемен, хотя бы в силу того, что в руководстве страны работают очень разные люди. Нельзя исключать и возможность конфликта между Путиным и Медведевым. Я также думаю, что ситуация в России сегодня отличается от той, которую мы наблюдали летом прошлого года – речь идет о последствиях экономического кризиса. Похоже, что экономическое положение России не так плачевно, как в некоторых других странах. В то же время, необходимо признать, что Россия продолжает в значительной мере зависеть от экспорта нефти, и глобальный спад экономики негативно повлияет на перспективы роста российской экономики и ее бюджет. Мне кажется, в национальных интересах России признать, что сотрудничество с Западом может дать положительные результаты. Я думаю, учитывая разные мнения в российском руководстве, сдвиги в этом направлении вполне возможны».
«Мне не ясно, является ли президент Медведев либералом. Но очевидно, что он ставит во главу угла экономические интересы России, а сотрудничество с Западом может быть наиболее эффективным способом достижения экономических целей» - заключает политолог.
«США и России смогут открыть новую страницу в отношениях, когда Москва преодолеет свою постимперскую травму» - такое мнение высказал Инго Маннтойфель, руководитель русской онлайн- и радиоредакции Deutsche Welle. «Шансы на удачу велики: глобальный финансовый и экономический кризис вынуждает как США, так и Россию укреплять международное сотрудничество. Кроме того, как Обама, так и Медведев предпочитают более сдержанный и обходительный тон, чем их предшественники. Это способствует сближению» - отмечает аналитик.
«Тем не менее по многим международным вопросам существуют значительные расхождения во взглядах. Но дело даже не в этих расхождениях. Самое большое препятствие на пути к основополагающему улучшению американо-российских отношений - это разница в роли, которую стороны им отводят, - полагает Маннтойфель. - Для Барака Обамы и его кабинета улучшение отношений с Россией - всего лишь средство для достижения иных целей. В Вашингтоне Россию считают не более чем региональной державой, которая, правда, может при желании досадить США. Но как равного по силам партнера или противника Москву не воспринимают».
«Реальные вызовы для политики Вашингтона - это глобальный финансовый и экономический кризис, война с террором и обуздание ядерных амбиций Ирана. Чтобы справиться с этими вызовами, неплохо было бы улучшить отношения с Россией. Но такое улучшение - не самоцель. И поэтому Обама не готов окончательно отказаться от развертывания элементов ПРО в Восточной Европе или от перспективы вступления Украины и Грузии в НАТО» - полагает немецкий эксперт.
«Россия придает отношениям с США совсем иное значение. Для России США - до сих пор точка отсчета для определения своего положения в мире. Поэтому во внешней политике отношения с Вашингтоном - приоритетный вопрос. Именно поэтому в Москве так злорадствовали по поводу экономических трудностей в США, хотя они и ударили бумерангом по самой России, - продолжает Маннтойфель. - Поэтому Москва и сделала все возможное, чтобы вытеснить американцев из Киргизии, хотя поражение НАТО в Афганистане и грозит катастрофой самой России. Именно этим и объясняется политика Москвы в отношении Ирана, хотя иранское атомное оружие, если оно будет создано, станет угрозой в первую очередь для самой России».
«Перезагрузка отношений между Вашингтоном и Москвой станет возможной лишь после того, как Россия преодолеет свою постимперскую травму и станет во внешней политике отстаивать свои реальные национальные интересы» - заключил немецкий эксперт.
Оценить статью
(0)