Ющенко берет новый старт?

Ющенко берет новый старт?
13 мая Конституционный суд (КС) огласил принятое накануне решение о конституционности постановления Верховной рады, которым выборы президента были назначены на 25 октября 2009 года. «Признать не соответствующим Конституции постановление Верховной рады о назначении очередных выборов президента Украины от 1 апреля 2009 года № 1214-VI», – зачитал решение председатель КС Андрей Стрижак. Конституционный суд также признал не соответствующими основному закону положения ч. 1 ст. 17 закона «О выборах президента Украины», согласно которым выборы президента «проводятся в последнее воскресенье октября пятого года его полномочий». Несоответствие Конституции, по мнению судей КС, состоит в том, что поводом для определения даты выборов стало постановление, основывающееся на старой редакции Конституции (до изменений 2006 года), а также не приведенные в соответствие с этими изменениями положения закона о выборах президента. Напомним, за постановление №1214-VI, внесенное на рассмотрение в парламент народным депутатом Геннадием Москалем («Наша Украина–Народная самооборона») и предусматривающее выборы 25 октября, проголосовал 401 депутат. После этого президент Виктор Ющенко обратился в КС с представлением, в котором просил признать это постановление Рады не соответствующим Конституции.
«Конституционный суд высказал свою позицию, которая совпадает с позицией президента и практически совпадает с той позицией, которую занимали фракции в Верховной раде до 1 апреля, до того дня, пока в парламенте не произошло нечто невероятное», – так прокомментировала  решение КС заместитель главы секретариата президента, постпред президента в Конституционном суде Марина Ставнийчук.
Наблюдатели отмечают, что решение о проведении президентских выборов 25 октября, а также спешка, с которой оно принималось, объяснялись депутатами угрозой роспуска парламента. После того как Верховная рада приняла постановление, Виктор Ющенко объявил о возможности одновременного проведения парламентских и президентских выборов. Теперь, в связи с изменением даты проведения выборов, у президента будет еще как минимум месяц, в течение которого он сможет подписать указ о досрочном прекращении полномочий Верховной рады. Откажется ли президент от этой идеи, пока остается неясным.
Сейчас депутаты заявляют, что для роспуска парламента нет никаких оснований, но не исключают, что президент будет предпринимать попытки «осуществить свой план». «На сегодняшний день Конституционный суд не дал президенту юридических оснований для роспуска Рады. Другое дело, что в этом заинтересован сам президент с Балогой и их челядь, которая хочет прорваться в Раду, еще находясь при своих должностях и имея админресурс»,– заявил заместитель главы фракции блока Литвина Олег Зарубинский.
Сам Владимир Литвин ранее охарактеризовал решение парламента о назначении президентских выборов на 25 октября этого года как «исключительно политическое и нелегитимное». По его мнению, таким образом «пытались приблизить президентские выборы, чтобы сохранить шансы тех, кто на сегодняшний день имеет самые высокие рейтинги». Украинский спикер считает, что парламент должен принять решение о назначении президентских выборов на 17 января 2010 года.
«Это вопрос исключительно в компетенции президента Украины, и он пока еще его не комментировал», – заявила со своей стороны Марина Ставнийчук.– Но для меня очевидно, что любые президентские выборы, которые могут состояться в срок до 17 января 2010 года, считаются досрочными и такие выборы могут быть проведены исключительно при условиях, которые ранее были названы президентом».
«В связи с решением Конституционного Суда Украины о признании неконституционным постановления Верховной Рады о назначении очередных выборов Президента на 25 октября 2009 года ожидается, что выборы Президента Украины состоятся в январе 2010 года. Таким образом, у Верховной Рады есть достаточно времени для усовершенствования избирательного законодательства», - заявил заместитель главы Секретариата Президента Украины - представитель Президента Украины в Верховной Раде Украины Игорь Попов. «Для качественного обновления власти на ближайших выборах Верховная Рада должна принять ряд решений, которые касаются избирательного законодательства. Избирательное законодательство в Украине нуждается в серьезном реформировании», - подчеркнул он.
По словам чиновника, соответствующий комитет Верховной Рады должен рассмотреть зарегистрированные проекты законов о выборах и разработать новые. В частности, подчеркивает Попов, несовершенны и не соответствуют общественным потребностям ряд избирательных норм, которые действовали во втором туре выборов Президента в 2004 году и действуют сейчас. К ним был высказан ряд замечаний, которые сейчас могут быть рассмотрены украинским парламентом. В частности, это касается голосования избирателей по месту проживания, использования открепительных талонов и другое.
Представитель Президента напомнил, что глава государства также настаивает на пересмотре избирательной системы по выборам депутатов Верховной Рады и введении голосования по открытым спискам, что сделает выбор украинских граждан более осознанным и ответственным. В реформировании, по его словам, нуждаются и выборы в местные советы, которые должны проходить по мажоритарной системе.
Заместитель главы Секретариата Президента Украины - Уполномоченный Президента Украины по вопросам контроля за деятельностью Службы безопасности Украины Игорь Пукшин со своей стороны, комментируя решение Конституционного Суда, отметил: «Это решение указывает всем политическим силам на необходимость руководствоваться при принятии решений исключительно Конституцией Украины, а не политическими амбициями». По его мнению, после соответствующего решения КС было бы логичным, чтобы парламент определил дату президентских выборов, которая соответствует решению Конституционного Суда и Конституции Украины.
Между тем народный депутат от Партии регионов Анна Герман считает, что  «решение КС относительно признания неконституционным постановления Верховной Рады о назначении выборов Президента на 25 октября не спасет помаранчевую команду». «Оно лишь продлит агонию нынешних руководителей государства и нанесет вред Украине - заявила депутат. - Ющенко те несколько месяцев не спасут. И я на его месте не цеплялась бы так за эту должность. Эти несколько месяцев лишь углубят кризис и ухудшат ситуацию в стране. Если бы пришел новый президент, то он бы еще успел до зимы по крайней мере как-то собраться с мыслями относительно того, что делать с этой страной».
В то же время, по ее словам, если Конституционный Суд принял такое решение, то его нужно выполнять. При этом Анна Герман считает, что президент уже не сможет распустить парламент, даже если президентские выборы пройдут в январе. «У президента ни времени, ни силы уже ни на что не осталось», - пояснила она.
По общему мнению украинских экспертов, перенос выборов на начало будущего года был вполне ожидаем. Однако такое решение не выгодно, в первую очередь, Юлии Тимошенко, поскольку каждый день ее пребывания на посту премьера во время острейшего экономического кризиса снижает ее рейтинг. В свою очередь остальные кандидаты в президенты, включая самого Ющенко, получат дополнительное время для полноценной избирательной кампании.
Рассуждая о том, как может развиваться ситуация с датой выборов и с форматом кампании разных кандидатов,  Кость Бондаренко, руководитель Института проблем управления им. Горшенина отметил: «Решение о проведении выборов президента 25 октября Верховная Рада не сможет принять повторно, поскольку Конституционный суд признал постановление ВР о назначении выборов президента 25 октября неконституционным. В принципе, с самого начала шла речь о том, что назначение выборов именно на октябрь было некой попыткой в очередной раз уколоть Ющенко, сократив его президентский срок на несколько месяцев – политически от этого решения никто не выигрывал и не проигрывал. В политике есть очень много шагов, которые имеют очень низкий коэффициент полезного действия, зато создают слишком много шумихи: постановление ВР о выборах президента в октябре, очевидно, и есть один из таких шагов. Эти три месяца – с октября по январь – не принципиальны для избирательной кампании. Речь шла скорее о том, кто будет формировать бюджет на следующий год, чьи интересы при этом будут учтены больше и так далее. Ну и, конечно, о том, чтобы насолить Ющенко и на три месяца его президентские полномочия сократить, и в этом были солидарны фактически все фракции парламента».
«Что касается Ющенко, то, думаю, вся эта история является для него поводом задуматься о том, что власть нужно держать в руках крепко, а не превращать президентский срок в сплошной досуг с рисованием картин и лепкой горшков. Решение КС возвращает ему отобранные три месяца, а следовательно, отодвигает полугодовой срок до конца окончания президентских полномочий, когда Президент уже не может распустить парламент, - продолжил эксперт. - Теперь есть еще, по крайней мере, три дополнительных месяца, и Ющенко может воспользоваться своим конституционным правом на роспуск ВР - в частности ситуацией, сложившейся в парламенте с блокированием трибуны. Роспуск парламента Ющенко может попытаться использовать, чтобы стать президентом во второй раз: могут быть и одновременные президентские и парламентские выборы, или сначала парламентские, а затем - президентские. Следует учитывать, что Президент не может получить депутатский мандат в условиях, если будут одновременные парламентские и президентские выборы – согласно Конституции запрещено одновременное баллотирование в президенты и в Верховную Раду. Если же досрочные выборы состоятся раньше, чем президентские, Ющенко может получить парламентский мандат, но, в то же время, будет вынужден сложить президентские полномочия. То есть все это палка о двух концах. Но я не думаю, что Ющенко будет размениваться на депутатский мандат».
«Отодвинуть дату важно, прежде всего, Президенту, поскольку, во-первых, он получает дополнительных три месяца, чтобы активно работать, меняя ситуацию в свою пользу. Во-вторых, все понимают, что такое выборы 17 января: как правило, когда избирательная кампания приходится на праздники, это прекрасная возможность для злоупотреблений и максимального использования административного ресурса, который преимущественно находится в руках Президента. Я думаю, недооценивание соперника - слишком большая ошибка наших политиков. Я часто общаюсь с представителями БЮТ и всегда им говорю – не сбрасывайте Ющенко со счетов, потому что раненный тигр намного опаснее, чем живой и здоровый. Радоваться падению рейтинга Ющенко на фоне тех возможностей, которые по Конституции имеет президент до конца срока своих полномочий, – слишком несерьезно. Дело в том, что демократия – это такой строй, при котором сделать из мухи слона очень просто...», - заключил Кость Бондаренко.
Андрей Ермолаев, руководитель центра социальных исследований «София», со своей стороны отметил: «У Конституционного суда был небогатый выбор решений. Сами депутаты признавали политизированность голосования по дате 25 октября. КС оказался в пикантной ситуации, когда нужно было либо тянуть резину и уходить от конкретного решения, либо признавать данное постановление парламента неконституционным без внятных трактовок. В вопросе определения даты президентских выборов существует политическая и правовая составляющие. Политическая составляющая состоит в том, что Президент пользуется высочайшим уровнем недоверия как среди избирателей, так и среди политического класса. Именно поэтому Верховная Рада назначила максимально близкую дату выборов. С этим ничего не поделаешь, с этим надо считаться, ведь 401 голос – это весомый аргумент. Эта политическая коллизия накладывается на правовую. В юриспруденции действует принцип необратимости действия закона. В 2004 году Ющенко действительно избирался по Конституции редакции 1996 года. Третий тур выборов – это метафора. В действительности было переголосование второго тура. Никакие сроки не должны выступать в роли реперных, надо действовать по правилам. КС же просто в своем решении опирался на нормы действующей Конституции. Очевидно, что большинство парламентариев не согласятся с таким решением. Вряд ли они будут идти на откровенный конфликт с КС. Не исключаю, что будет попытка определить дату выборов, максимально приближенную к предыдущей – на ноябрь или декабрь. Большинство депутатов просто устали от сотрудничества с Виктором Ющенко и желают легитимным путем максимально приблизить дату выборов. Президентские выборы рассматриваются как точка перелома, которая повлияет на всю архитектуру власти и расстановку сил. Чтобы преодолеть всю нынешнюю конфликтность, все хотят пройти это как можно быстрее».
«Сейчас важно разделять две проблемы, которые стоят перед политиками, – отстранить Ющенко и рассчитывать на победу какого-то кандидата. Сегодня большое число политиков и политических групп не устраивает сложившийся монополизм нескольких известных лидеров на президентских выборах, - подчеркивает эксперт. - С одной стороны, многих объединяет нелюбовь к Ющенко, а с другой – нет прямой связи с расчетами на конкретных кандидатов. Очевидно, что чем ближе дата президентских выборов, тем выше шансы у нынешних электоральных лидеров Виктора Януковича и Юлии Тимошенко. Несмотря ни на что, у этих политиков есть важная предпосылка для успеха – наличие электоральных ядер, которые подтверждаются всеми социологическими исследованиями. Вторая важная предпосылка к успеху – наличие структуры организации. У Тимошенко и Януковича такая политическая структура есть. У их конкурентов есть большие проблемы с организационными возможностями и электоральными симпатиями. Яценюк, Тигипко и Гриценко – это скорее медийно-информационный феномен, нежели организационный и деятельный. Этим политикам еще нужно время».
«Многие считают, что осень будет очень тяжелая для правительства, а потому поздние выборы могут усилить позиции его критиков. С этим связаны определенные расчеты «новых кандидатов», которые хотели бы провести выборы в начале 2010 года. Они рассчитывают, что осень подорвет позиции как правительства, так и оппозиции. С 2010 годом связанны и расчеты команды Ющенко. Тезис о том, что выборы в 2010 году дадут возможность Ющенко распустить парламент, очень сомнителен. Оснований для роспуска нет, и я сомневаюсь, что таковые появятся в ближайшее время. Даже если такие основания каким-то образом будут созданы, то так же, как и в 2007 году, этот указ просто будет проигнорирован. Произойдет раскол между сторонниками выборов и коалициантами, которые будут руками и ногами держаться за парламентские кресла» - прогнозирует Ермолаев. «Интрига ведь состоит не в указе Президента. Все ведущие парламентские силы признают, что парламент будет переизбран, вопрос только в том, когда. По целому ряду симптомов можно сказать, что в команде Тимошенко сформировалось мнение, что успех на президентских выборах откроет дорогу для досрочных парламентских выборов. Дело даже не в количестве голосов, которые можно будет получить команде нового президента в досрочной парламентской кампании. Будут новые переговоры с оппонентами, новые конфигурации, которые можно заново сконструировать. Естественно, есть и обратные расчеты у президентской команды и Партии регионов. Они хотят провести досрочные парламентские выборы перед президентскими. Это очень хороший разгон и способ укрепить свой имидж и программу перед президентской кампанией. Такие выборы выгодны «регионалам» и команде Ющенко, но не выгодны Тимошенко. Поэтому ситуация и не развязывается. Разные планы блокируют друг друга. Но я думаю, что досрочные парламентские выборы не будут результатом указа. Они станут результатом парламентского кризиса и парламентского решения. Время, когда выборы можно было провести указом, прошло», - заключил руководитель центра социальных исследований «София».
Вадим Карасев, руководитель Института глобальных исследований, со своей стороны, указал: «Если Верховная Рада предпримет попытки назначить дату выборов, скажем, 30 октября, или 5 ноября, но ни в коем случае не 17 января, как говорил Президент, то такие решения ВР опять будут оспорены в КС. Думаю, что сейчас все уже понимают, что манипулировать президентским электоральным календарем нет смысла. Но гипотетически игра в абсурд может быть продолжена. Однако при этом надо учитывать, что чем больше Верховная Рада и лидеры парламента (а это, прежде всего, лидеры БЮТ и Партии регионов) будут заниматься манипуляциями с датой выборов, тем больше они будут терять - и авторитета, и рейтинга. Если все-таки эта игра продолжится, это будет сигналом, что они просто боятся январской даты и пытаются сверстать электоральный календарь под свои интересы. Это позиция слабых».
«В данной ситуации Виктор Ющенко занял позицию сильного, потому что, во-первых, есть конституционная норма, и Верховной Раде нужно было свое постановление о дате выборов сделать максимально приближенным к ней, чего сделано не было. В данной ситуации Президент выиграл! – выразил уверенность эксперт. - Он с самого начала говорил – забудьте о дате 25 октября! И не потому, что у него есть контроль над КС, а потому, что он в данном случае придерживался Конституции. В политике есть очень хороший принцип: если в чем-то есть неуверенность, лучше спрятаться за закон. В данном случае Президент так и сделал. Во-вторых, Президент выиграл с точки зрения политической конъюнктуры и политической тактики, потому что у него еще есть время для того, чтобы вернуть утраченные электоральные позиции и электоральное лидерство. За восемь месяцев в условиях экономического и политического кризиса, в условиях синусоидальной реверс-аверсной политической динамики возможны такие сюрпризы, что мало не покажется – и с рейтингами в том числе! В таких условиях накачанные рейтинговые пузыри просто сжигаются! Еще пару таких резонансных дел, как дело Луценко, и политическая сцена перевернется! К тому же осенью ожидается пик кризиса, и никто не знает, как повернется ситуация в экономике. Осенью банкам придется отдавать кредиты. Осенью же станет понятно, что у нас в газовых отношениях с Россией, и кто реально выиграл, а кто проиграл, и что у нас вообще происходит в государстве!»
«Я говорю не о том, что Ющенко может продемонстрировать какую-то новую революционную динамику, а о том, что рейтинги нынешних фаворитов будут, безусловно, падать, и к осени произойдет депопуляризация Виктора Януковича, и особенно Юлии Тимошенко. А для Ющенко эти восемь месяцев будут возможностью для нового старта – в президенты!» - подчеркнул Карасев. - Новый старт для него – это шанс вернуть себе рейтинговые перспективы. Понимаете, для того чтобы подняться, иногда надо уйти в тень. Раз Тимошенко не согласилась на дуэт и сделала фальстарт президентской кампании в 2008 году, Президенту надо было отдать ей инициативу в руки. Теперь Ющенко выходит из полутени в том, что касается экономики, внешней политики, энергетической безопасности, и фактически берет новый старт. Остальные все к финишу начинают понемножку сдыхать – посмотрите на Юлию Владимировну и Виктора Федоровича! У них же нет никаких предложений – они устали, они достали!»
«У Ющенко есть ресурс – и содержательный, и исторический, и в плане того, что нужно стране. Потому что или страна будет двигаться в логике «иду туда – не знаю куда», или же страна должна выбрать более-менее четкий трек своего развития и четко позиционировать свою внешнеполитическую и государственную национальную идентичность. Ведь что мы получим на выходе из кризиса? Руину? Разобранную экономику и разбалансированную страну? Поэтому нынешние рейтинговые лидеры будут терять – к осени они многое потеряют. Наберет ли через рестарт Ющенко, тоже нет гарантий, но шанс, что могут подтянуться новые лидеры – это тоже правда. В данной ситуации важно, что эти три месяца – с октября по январь – будут играть на новое: и на новые лица – Яценюка, Гриценко, и на хорошо забытые старые – в данном случае, Ющенко, которые дадут новое содержание и качество украинской политике» - заключил руководитель Института глобальных исследований.
А между тем, согласно результатам опроса, проведенного компанией «Research & Branding Group» (R&B) в период с 25 апреля по 5 мая 2009 года, лидер Партии регионов Виктор Янукович победил бы на выборах Президента, если бы голосование проходило в ближайшее воскресенье. В рамках исследования было опрошено 2079 человек, средняя ошибка выборки составляет 2,2%. И на вопрос, какого кандидата они бы поддержали на президентских выборах, если бы они проходили в ближайшее воскресенье, 24,8% опрошенных ответили - Януковича. 15,6% опрошенных готовы проголосовать за премьера Юлию Тимошенко, 13,9% - за экс спикера Арсения Яценюка, 3,9% - за лидера Компартии Петра Симоненко, 2,6% - за спикера парламента Владимира Литвина. Кроме этого, за избрание на повторный президентский срок нынешнего президента Виктора Ющенко готовы проголосовать 2,6% опрошенных.
В соответствии с этим же опросом, президент Виктор Ющенко является лидером в негативных оценках со стороны граждан. «На сегодняшний день в Украине ни один из ведущих государственных и политических деятелей не имеет позитивного баланса личного рейтинга, то есть положительного соотношения позитивных и негативных оценок. Лидером негативных оценок является президент Виктор Ющенко», - сообщила заместитель директора группы компаний Research & Branding Group Марина Касьян, презентуя результаты исследования. В целом отрицательно оценивают деятельность Ющенко 75,5% респондентов (15,6% - насколько положительно, настолько отрицательно, 8,6% - в целом положительно, 0,3% - не знают такого).
Наибольшее число позитивных оценок получили лидер оппозиционной Партии регионов Виктор Янукович и лидер «Фронта перемен» Арсений Яценюк (оба - потенциальные претенденты на будущих президентских выборах). При этом и у них негативных оценок больше, чем позитивных. Так, деятельность Януковича в целом положительно оценивают 30,2% респондентов (Яценюка - 31,9%), в целом отрицательно - 47,8% (Яценюка, соответственно, 35,5%), насколько положительно, настолько отрицательно - 21,4% (у Яценюка этот показатель - 28,8%). Не знают Януковича 0,6% опрошенных, не знают Яценюка - 3,8%.
Как подтвердил социолог R&B Group Евгений Копатько, президентские рейтинги ведущих украинских политиков за прошедший месяц остались практически без изменений. При этом Яценюк лидирует на Западе Украины (28,6%), Тимошенко - в центральных областях (23,9%), Янукович - на Юго-Востоке страны (38,4%).
По мнению Владимира Горбача, аналитика Института евроатлантического сотрудничества, «большая часть регионалов заинтересована в досрочных выборах в Верховную Раду, только так партия сможет прийти к власти, получить пост премьера и места в его кабинете». На прошлые парламентские выборы в 2007 году партия тоже шла с большими ожиданиями, но в итоге, сформировав крупнейшую в Верховной Раде фракцию, сторонники Януковича оказались за бортом коалиции. Кроме того, финансовый кризис немного остудил горячие головы регионалов, многие из них уже почувствовали его влияние на своем бизнесе и поэтому вряд ли согласятся сейчас на весьма затратную парламентскую кампанию.
Еще одним вариантом для Виктора Януковича и возглавляемой им партии может стать договоренность с Юлей Тимошенко и ее блоком о проведении конституционной реформы. Но глава регионалов слишком долго боролся с премьером и боится довериться ей. Кроме того, против любых контактов партии с Тимошенко активно выступает группа бизнесмена Дмитрия Фирташа, которая лоббирует идею сотрудничества с Виктором Ющенко и его Секретариатом. Предложение президента заключается в досрочном проведении парламентских выборов. Для этого необходимо, чтобы регионалы вместе с коммунистами и лояльными Ющенко депутатами сложили с себя полномочия, тогда у президента появится возможность распустить Верховную Раду. Но против такого сценария, помимо уже отмеченного экономического аргумента, работает еще один: даже в случае роспуска парламента Юлия Тимошенко и ее правительство останутся на своих постах в ранге исполняющих обязанности до формирования новой коалиции, а это означает, что регионалам не стоит рассчитывать на скорый приход к власти.
Резкое снижение рейтингов премьер-министра и партии БЮТ заставило многих наблюдателей пересмотреть прогнозы на президентскую кампанию. Уже сейчас Юлия Тимошенко уступает Виктору Януковичу около десяти процентов популярности и впервые за долгое время, по данным социсследований, проиграла бы ему во втором туре. А до выборов еще почти полгода, и премьер, судя по всему, не собирается уходить в отставку. Поэтому былой уверенности, что Тимошенко однозначно станет президентом, у аналитиков сегодня нет. В связи с этим обсуждаются различные сценарии выхода премьера из столь сложной ситуации. Самый популярный заключается в создании коалиции с Партией Регионов и проведении конституционной реформы так, чтобы президент избирался не всенародно, а Верховной Радой. В случае реализации этого плана за Тимошенко остается правительство, а Янукович избирается президентом. Конечно, подобный сценарий на первый взгляд выглядит фантастическим, но только он позволит Украине не скатиться в очередную войну против всех в предвыборный период, отмечают аналитики.
Тем временем сам Виктор Ющенко заявил, что коалиция Блока Юлии Тимошенко и Партии регионов может быть создана лишь антиконституционным методом. По словам президента, любая коалиция должна «идти дорогой» в своем формировании, которую предусматривает Конституция. Создание же коалиции БЮТ и ПР может состояться при одном антиконституционном шаге: «Это когда Тимошенко и Янукович договорятся о проведении выборов президента в парламенте. Это не конституционный шаг. Это нарушение прав и свобод».
Отвечая на вопрос журналистов, будет ли в таком случае введено прямое президентское правление, Ющенко отметил: «Я буду поступать адекватно угрозе». Глава государства подчеркнул, что если «такое покушение на Конституцию будет твориться, мы будем в ответ иметь на это абсолютно адекватные шаги». По словам Виктора Ющенко, он готов сесть за стол переговоров с БЮТ и ПР, если речь идет об общем курсе по преодолению последствий финансово-экономического кризиса. Но в целом «этот альянс может состояться только на корыстных интересах», добавил президент.
Тем не менее, Юлия Тимошенко ведет активную подготовку к президентским выборам. Глава украинского правительства несколько меняет свое электоральное позиционирование, отказавшись от стремления ориентироваться на Москву. Так, некоторые украинские аналитики рассматривают участие Тимошенко в саммите по вопросам ГТС в Брюсселе как сигнал избирателям с западной Украины о том, что она не является сугубо пророссийским кандидатом на предстоящих выборах президента. Директор консалтинговой компании «Политтех» Тарас Березовец утверждает, что «западноукраинские избиратели очень требовательны и сдвиг премьера в сторону сотрудничества с Москвой стоил ей нескольких процентов голосов, именно поэтому Юлия Тимошенко приняла участие в конференции и только потом заявила, что Украина готова к участию России в модернизации ГТС».
Еще одной проблемой для премьера становятся противоречия в ее окружении. Так, в украинской прессе все чаще появляются материалы об обострившемся противостоянии ведущих групп в БЮТ. Наблюдатели отмечают, что проблема в борьбе за близость к лидеру. Так, старые влиятельные соратники Юлии Тимошенко начали активно выступать против усилившейся в последнее время группы Андрея Портнова. Кроме того, отходить от линии партии начал замглавы фракции БЮТ в Верховной Раде Николай Томенко, который активно выступает за сотрудничество с Арсением Яценюком. Наблюдатели не исключают, что в скором времени Томенко может перейти в стан экс-спикера.
По словам Владимира Горбача, БЮТ не обошел «недуг», которому подвержены все ведущие политические силы Украины. Участники основных партий, вступающие в переговоры и коалиции друг с другом, словно подхватывают какой-то неведомый вирус у своих партнеров, приводящий к разброду и шатанию. Долгое время все говорили о внутренних проблемах ПР и Народного союза «Наша Украина», теперь этой «болезнью» заражен и БЮТ.
С некоторых пор совершенно неожиданно и для экспертов, и для конкурентов в число основных претендентов на президентское кресло ворвался экс-спикер Верховной Рады Арсений Яценюк. 22 мая 2009 года ему исполнится 35 лет и судя по всему, в этот же день он объявит о начале своей президентской кампании, хотя де-факто она длится уже несколько месяцев и довольно успешна. Так, по результатам исследований Киевского международного института социологии, молодой политик уверенно входит в тройку самых популярных кандидатов в президенты с рейтингом 13,6%, а виртуальный блок «Арсения Яценюка» на выборах в парламент в середине апреля набрал бы 10,2% голосов.
Правда, многие украинские эксперты и политологи призывают с осторожностью относиться к столь резкому росту популярности политика. Так, по мнению политолога Михаила Мищишина, «электоральные перспективы кандидата в президенты Арсения Яценюка крайне преувеличены». «В то же время он очень неудобен премьеру Тимошенко, так как привлекателен для избирателей, разочаровавшихся в ней, но реально вряд ли сможет составить полноценную конкуренцию Юлии Тимошенко и Виктору Януковичу», – заключает политолог.
Директор Агентства моделирования ситуаций Виталий Бала считает, что «пока не началась полноценная предвыборная кампания, рано говорить о реальных шансах Яценюка». «Когда все основные претенденты начнут настоящую подготовку к выборам, против молодого политика будут работать мощные пиар-службы его конкурентов, вот тогда, в условиях жесткой конкуренции, рейтинги могут обрушиться», – прогнозирует политтехнолог.
Действительно, уже сейчас в украинской прессе все чаще появляются компрометирующие экс-спикера материалы. Припоминают Яценюку и его связь со многими олигархами, прежде всего с демонизированным в Украине Дмитрием Фирташем, и его якобы не совсем украинское происхождение. В укор молодому политику ставят и то, что он страшно далек от простого народа: известно, что он уже со студенческой скамьи работал в крупном бизнесе. В то же время «за» Арсения Петровича говорит его молодость и богатый послужной список. В любом случае в преддверии президентской кампании все претенденты вынуждены учитывать фактор Яценюка и корректировать свои стратегии.
На этом фоне, несмотря на то, что Виктор Ющенко объявил о своих планах участия в президентской кампании, многие не верят в то, что ему удастся составить конкуренцию основным претендентам на этот пост. Рейтинг популярности главы государства – около 3%. Но он вынужден продолжать бороться, если не за свое политическое будущее, то по крайней мере за то, чтобы обеспечить себе и своей семье гарантии неприкосновенности. Виталий Бала считает, что «для президента и его окружения сверхзадача заключается в том, чтобы остаться в политике после окончания их полномочий и при этом получить депутатскую неприкосновенность». Именно поэтому президент и глава его секретариата Виктор Балога так стремятся распустить парламент, чтобы до окончания своих полномочий успеть получить депутатские корочки.
Одновременно с этим президент старается навести порядок в практически потерянной для себя партии Народный Союз «Наша Украина» (НСНУ). Так, из секретариата президента в руководство партии был направлен Роман Бессмертный. «Его приход на пост главы исполкома НСНУ, – по мнению Михаила Мищишина, – связан со стремлением Ющенко организовать оставшиеся лояльными ему осколки партии и попытаться вернуть некогда близких ему и влиятельных политиков Петра Порошенко, Александра Третьякова и Николая Мартыненко, тем самым оторвав их от Тимошенко». «Если эта задача не будет выполнена, президенту ничего не останется, как рассчитывать на партию «Единый центр», которую возглавляет руководитель его секретариата Виктор Балога», - заключает Михаил Мищишин.
Оценить статью
(0)
Добавить комментарий
Получать ответы на почту
Получать ответы на почту