В Вашингтоне завершилась встреча сопредседателей Минской группы ОБСЕ Стивена Манна (США), Юрия Мерзлякова (Россия), Бернара Фасье (Франция) и личного представителя действующего председателя ОБСЕ Анджея Каспршика. В ходе встречи были проанализированы итоги переговоров президентов Армении и Азербайджана в Рамбуйе и намечены дальнейшие шаги в урегулировании
Как сообщается, об итогах обсуждений, а также о дальнейших шагах, которые необходимо предпринять в процессе урегулирования конфликта, официальным Баку, Еревану и Вене будет сообщено дополнительно.
По словам американского сопредседателя Минской группы С.Манна, в ходе его визита вместе с заместителем госсекретаря США по вопросам Европы и Евразии Даниэлем Фридом в Азербайджан и Армению они всесторонне проинформируют президентов двух стран о вопросах, которые были обсуждены на встрече в Вашингтоне, передает АПА.
А. Д. Фрид, выступая в палате представителей США, заявил, что Вашингтон «призывает лидеров Армении и Азербайджана не упустить момент и положить конец
«Мы продолжаем работать с нашими европейскими партнерами для борьбы с тиранией и урегулирования конфликтов вдоль европейских границ свободы — в Беларуси, на Южном Кавказе и на Балканах. Для достижения этих целей мы стремимся усилить возможности таких ключевых международных организаций, как НАТО и ОБСЕ, и усилить отношения
Соединенные Штаты также считают, что конфликты в Нагорном Карабахе и Южной Осетии имеют свои отличительные особенности и к ним следует относиться как к «отдельным вопросам». Об этом уже заявил официальный представитель госдепартамента США Шон Маккормак, комментируя заявление президента России о том, что предоставление независимости Косово может создать прецедент для урегулирования постсоветских конфликтов.
Другой заместитель госсекретаря США Метью Брайза считает, что «путь урегулирования конфликтов, обеспечения энергетической безопасности и развития экономики лежит через проведение демократических реформ». Об этом он заявил во время встречи с председателем парламента Армении Артуром Багдасаряном (АПА). По его словам, урегулирование данного конфликта имеет большое значение для всего региона. В свою очередь, А.Багдасарян отметил, что в этом году есть хорошая возможность для урегулирования конфликта.
Что касается Армении, то там все больше политиков начинают осознавать, что официальный Ереван находится на пороге нового дипломатического поражения. Как заявил в беседе с корреспондентом PanARMENIAN.Net председатель постоянной комиссии Национального собрания Армении по внешним связям в 1995–1999 годах Ованес Игитян, в резолюциях ООН есть положительный момент, потому что смысл всех этих резолюций не только в том, что они, осуждая всякие действия локальных сил, предлагают выйти из занятых районов. На самом деле резолюции легализуют Нагорный Карабах как сторону переговоров, это юридическая формула. По его словам, в настоящее время очень важно не делать резких движений, делать громких заявлений. «Широкомасштабные военные действия могут изменить формат переговоров. Возникнет совсем другое поле, где
О.Игитян также заметил, что принцип права наций на самоопределение в ООН сейчас перешел в право народов. "Любое изменение формата или течения конфликта требует новой юридической основы. В этом случае Армению и НКР может ждать наихудший сценарий — нечто подобное Московскому договору 1921 года между Советской Россией и Турцией или пакт
Итак, обращает на себя внимание несколько моментов.
Россия также выступает против определения жестких
Что касается Армении, то она, естественно, не заинтересована в том, чтобы Совбез ООН по примеру Парламентской ассамблеи Совета Европы объявил ее агрессором, со всеми вытекающими отсюда последствиями. А это неизбежно, если, конечно, Азербайджану удастся добиться обсуждения данного вопроса в Совбезе ООН.
Во-вторых,
А. М. Брайза выразился и того откровеннее. По его мнению, «путь урегулирования конфликтов, обеспечения энергетической безопасности и развития экономики лежит через проведение демократических реформ».
Кстати, мирный план с «отложенным референдумом», предложенный сопредседателями, имеет очень серьезный изъян с точки зрения приверженности демократическим принципам по ходу его реализации. Ведь добиться «нужного» результата во время референдума по изменениям в Конституцию Азербайджана, без которого невозможна реализация этого мирного плана, реально только при необъективно проведенном голосовании…
Р.Миркадыров