Афганская карта

Афганская карта

Афганская карта

Информационная война, идущая несколько лет против развития гидроэнергетических проектов в некоторых странах Центральной Азии, свидетельствует об открытии «водного фронта» в ЦА. Противники определены, задачи, нацеленные на победу, поставлены. Как победить в схватке Таджикистану?
События, развернувшиеся вокруг завершения строительства Рогунской ГЭС, демонстрируют, что  этот вопрос из проблемы, имеющей региональной характер, сегодня уже приобретает интернациональную окраску и мировое значение. Теперь в него вовлечены не только страны ЦА, но и Иран, Афганистан, США, ЕС и Россия, транснациональные организации.
Исходя из этого, можно сказать, что будущая геополитическая архитектура в ЦА будет зависеть от того, насколько адекватно будет оценено позитивное значение Рогунской ГЭС в вопросах сохранения стабильности и обеспечения безопасности в регионе.
Сегодня уверенно можно сказать, что ни Россия, ни Узбекистан, несмотря на их военно-политическое и экономическое превосходство над Таджикистаном, не в силах повлиять на внешнюю и внутреннюю политику РТ. Также очевидно, что Таджикистан способен жестко отстаивать свои геоэкономические и геополитические интересы. Уверенная защита национальных интересов, которую продемонстрировал таджикский президент в 2009 г. на саммитах в Москве и Алматы, находит полную поддержку и понимание среди значительной части населения Таджикистана.
Между тем, непрекращающаяся информационная, виртуальная война некоторых стран СНГ против  реализации гидроэнергетических проектов  Таджикистана, которая очевидно будет продолжена дальше, уже подкрепляется практическими действиями. Например, как это произошло перед Алматинским водным саммитом, прошедшем 28 апреля 2009. Образовавшийся региональный альянс в составе Узбекистана, Казахстана и Туркменистана, который, очевидно, негласно поддерживается Россией, традиционно выступающей в роли дестабилизатора в ЦА, должен повлиять на стратегию действий Таджикистана и Кыргызстана по защите национального права на строительство ГЭС на своей территории. Развитие гидроэнергетических проектов является для таджикской нации вопросом  жизни и смерти. Ставя перед Таджикистаном ультиматум и показывая нам, как и где таджикам строить ГЭС, наши противники фактически хотят лишить нашу страну функционального суверенитета, который напрямую зависит от обеспечения энергетической безопасности страны. Если Таджикистан в ближайшие годы не достигнет энергетической независимости, то окажется под воздействием сильнейшего внутриполитического и социально-экономического кризиса, в котором наши соседи по логике добрососедства не должны быть заинтересованы.
Вот  что пишет  российский эксперт  И.Баженов  в своей статье «Таджик и узбек поссорились под ногами у России» от 29 января 2009.( www.newsinfo.ru): «Вопрос о Рогунской ГЭС - это, по сути, вопрос о стратегическом доминировании в регионе, и в первую очередь - над Узбекистаном. Дарить эту возможность Таджикистану нельзя - и здесь союзником Москвы выступает Ташкент, позиция которого, с точки зрения экспертов, - ключевая в вопросе о привлечении инвесторов. От Таджикистана необходимо добиться, чтобы контрольный пакет акций в предприятии по строительству и доводке Рогунской ГЭС принадлежал именно России. Есть и второй момент, в силу которого так важно добиться соглашения на российских условиях. Таджикистан последнее время все активнее предлагает свою территорию как маршрут для транзита грузов НАТО для продолжающейся операции в Афганистане. При этом Таджикистан уже успел зарекомендовать себя как ключевое государство в наркотранзите из Афганистана: после заключенного в 2004 году соглашения о поэтапной передаче охраны границы российскими пограничниками, таджикский поток наркотиков возрос в 3,5 раза (при этом содействие в обучении и оснащении таджикских пограничников оказывали США). В таких условиях давать Таджикистану дополнительный рычаг давления на другие страны региона - просто смерти подобно».
Является ли это лишь частным мнением или также думают многие российские и центрально-азиатские политики? Если такого же мнения придерживаются политики в странах-»союзниках» по СНГ, то  у нас есть большая проблема.
При этом такие статьи антитаджикской направленности ежедневно в большом количестве публикуются на сайтах наших соседей по СНГ. Между тем Таджикистан  и его руководство  использовали не весь спектр возможностей для реализации национального права на использование водных ресурсов, находящихся на  территории РТ.
Необходимо объединить усилия всех заинтересованных стран в развитии гидроэнерегетических проектов  в регионе. Прежде всего, это создание Водного альянса, в состав которого должны войти Таджикистан, Кыргызстан и Афганистан, а также желательно - Пакистан. Этот шаг изменит баланс сил в водном споре в пользу Таджикистана и Кыргызстана, которые должны разыграть «афганскую карту» в «водной войне»  Центральной Азии. В дальнейшем при обсуждении всех вопросов, касающихся доступа и использования водных ресурсов в регионе ЦА, в обязательном порядке должен быть привлечен Афганистан. По вопросу развития гидроэнергетического комплекса в ЦА, Водному альянсу необходимо вести интенсивный диалог с США, которые уже несколько лет ежедневно тратят на войну в Афганистане около 2 миллионов долларов США. На эти деньги, фактически брошенные на ветер, можно было бы построить несколько ГЭС.
На мой взгляд, до тех пор, пока не будет создан  Водный альянс, нашей стране  не удастся успешно осуществить проекты по строительству ГЭС. Таджикистану также необходимо  активно способствовать интеграции Афганистан в региональные организации в ЦА. Включение Афганистана в эти союзы изменить геополитический баланс сил в регионе и ослабит претензии Узбекистана и Казахстана на доминирование в ЦА.
При этом необходимо довести внимание мировой общественности, что на полную политическую и экономическую стабилизацию Афганистана можно надеяться только  с  развитием гидроэнерегетического комплекса, в том числе Рогунской ГЭС  в  Таджикистане и  проектов ГЭС в Кыргызстане. Мир, который с оружием в руках США хотели навязать афганцам, принят не был и не будет принят. Если США и ЕС хотят добиться мира в Афганистане, то они должны дать шанс афганцам на экономическую самореализацию. Но  как экономически восстановить Афганистан и развивать промышленное производство, если нет доступа к дешевой электроэнергии. Главной целью США и ЕС являются энергоресурсы Афганистана, которые намного превышают запасы нефти и газа вместе взятых Казахстана, Узбекистана и Туркменистана. Поэтому несмотря на кризис, США не уходят из Афганистана. Этот фактор  Таджикистан и Кыргызстан должны использовать в  «водной войне»  в ЦА.
Также в  дешевой электроэнергии Таджикистана нуждается «ядерный» Пакистан,  который из-за ухудшения экономической  ситуации в любой момент может стать источником нестабильности. От функционирующей Рогунской ГЭС выгоду получат более 100  млн. человек  в ЦА, Афганистане и Пакистане.
Между тем, некоторым странам-соседям Таджикистана удалось убедить мировое сообщество, что главным  виновником всех экологических проблем в ЦА, в том числе исчезновения Арала, является Таджикистан. Поэтому некоторые политики в ЕС позволяют себе заявлять, что таджикистанцы должны отказаться от строительства больших ГЭС. Таджикистану пора уже перейти от эмоционально- спонтанной реакции на противодействия наших соседей на строительство гидроэнергетических сооружений к действиям, основанным на определенной научно- обоснованной  стратегии.
При этом, на наш взгляд, Таджикистан и Кыргызстан должны официально потребовать от международных организаций проведения экспертизы по вопросам водопользования в странах ЦА с целью определения экологического вреда, который наносит каждая страна в ЦА. Таджикистан и Кыргызстан также должны  официально обратиться в ООН  с просьбой о  создании и финансировании международной экспертной комиссии, которая должна контролировать процесс водопользования в странах ЦА. 
Есть, конечно, и другой вариант развития событий. Это прямые таджикско-узбекские переговоры без посредников. Нужно выслушать взаимные обиды и претензии, найти в чем-то компромисс. К примеру, долевое участие узбеков в строительстве Рогунской ГЭС позволило бы Узбекистану контролировать процесс подачи воды из Таджикистана на свою территорию. Возможно, нужно подписать определенные межгосударственные правовые акты, которые будут регулировать возникшую проблему. Все это требует проявления политической воли обеих сторон.
Сегодняшнему поколению узбеков и таджиков нужно осознать, что уже несколько столетий наши народы мирно сосуществуют на земле, которую сейчас принято называть Центральная Азия. Оба народа хотят процветания и благополучия для себя, но нужно этого достигать вместе для того, чтобы будущие поколения наших народов  могли жить в мире и спокойствии. 

Рустам Хайдаров, политолог

Оценить статью
(0)