Постсоветское пространство: давление на СМИ нарастает

Постсоветское пространство: давление на СМИ нарастает

«Нафтогаз Украины» опроверг появившиеся в СМИ сообщения о неудовлетворительном финансовом состоянии компании, назвав подобные публикации в прессе «информационной провокацией». Выдержки из заявления пресс-службы украинской национальной компании приводит газета «Украинская правда». Об этом и других событиях –в Еженедельном бюллетене Центра экстремальной журналистики.

I. Нападение на журналистов, угрозы расправы

Азербайджан

22 мая во время суда над главарем вооруженной группировки Кямраном Асадовым, обвиняемым в организации нападения на посольства США и Великобритании, произошел инцидент. Обвиняемый стал угрожать журналистам, присутствующим на процессе.
«Некоторые журналисты искажают мои слова и называют меня ваххабитом в своих статьях. Независимо от того, какой срок мне дадут, после того как выйду из тюрьмы, я сам с ними побеседую. Я заставлю тех, кто пишет, что Кямран ваххабит, сожрать свои статьи и выстрелю им в спину», - пригрозил Кямран Асадов.

Грузия

Журналист из Зугдиди Нана Пажава заявила, что к ней была применена физическая сила. Как рассказала журналист, это произошло 20 мая во Дворце князя Дадиани, где проходило выездное заседание правительства под председательством премьер-министра Ники Гилаури.
«Когда я пришла во дворец, с целью освещения хода заседания, находящиеся там сотрудники полиции сказали мне, что заседание - закрытое, хотя я хорошо видела, как во дворец прошли съемочные группы телекомпаний. Сотрудники полиции не только пропустили меня в здание, но даже потребовали покинуть двор. Особенно настойчиво этого требовал начальник следственной части зугдидской полиции Леван Дараселиа. Я попросила их объяснить, почему меня вынуждают покинуть территорию, но вместо этого, сотрудники полиции Заза Сасая и Лаша Экониа втиснули меня в угол, толкнули кулаками в область груди, потом скрутили мне руки, приподняли, и метров 30-40 несли до ворот, а потом вышвырнули, как котенка. Я упала на землю, но, к счастью, не ударилась головой и спасла включенную видеокамеру», - рассказала Нана Пажава.
По заявлению журналиста, свидетелями инцидента были находившиеся там люди. Все происшедшее зафиксировано и видеокамерой.

II. Юридические и судебные преследования журналистов

Беларусь

20 мая в суде районного центра Береза начался суд над  журналистом «Радыё Рацыя» Тамарой Щепеткиной. Журналиста обвиняют по статье 23.34, часть 1 - «нарушение правопорядка во время проведения массовых мероприятий». Причиной обвинений стало участие Т. Щепеткиной в акции «Свечка памяти», проводимой 26 апреля в связи с годовщиной аварии на Чернобыльской АЭС.
«Люди пришли сами. Они уже привыкли. Никто их не зовет. Я как независимый журналист освещала это событие. Мне сказали: скажите всем, пусть разойдутся. А я какое к этому отношение имею, если я людей не приводила? Потом я ждала, пока все уйдут с площади, ведь полагала, что могут быть задержания людей. Но не думала, что может быть задержание только меня одной», - сказала журналист на суде.
Задержавшие ее тогда милиционеры – майор Жук и капитаны Ополько и Демидович, по заявлению журналиста, около получаса искали по административному кодексу, «что же найти такое, ведь я правопорядок не нарушала».
Журналист считает, что ее задержали с целью запугать.
«Они хотят запугать. Выполняя свои журналистские обязанности, я оказываю помощь, разбирая те или иные ситуации. Я не вижу криминала. Не вижу в этом никакой акции. Это своеволие властей, которые не любят, чтобы вспоминали о Чернобыле в цветущей Беларуси», - комментирует Тамара Щепеткина.
Брестский правозащитник Роман Кислюк расценивает задержание Тамары Щепеткиной как нарушение со стороны властей ее права на свободное выражение своих взглядов.
«Она была единственной задержанной. И это наводит на мысль, что ее привлекли к ответственности как активную журналистку», - утверждает юрист.
Заседание было перенесено в связи с тем, что будут вызваны свидетели-милиционеры: майор Жук, капитаны Ополько и Демидович.

Казахстан

22 мая была распространена информация об иске областной Карагандинской прокуратуры в отношении телеканала «АРТ», поданным в экономический суд. Прокуроры обвинили компанию «АРТ» в разжигании межнациональной розни и требуют от суда «прекратить выход в эфир данного СМИ и аннулировать его свидетельство о постановке на учет».
Заявление изложено на трех листах: в нем прокурор области, он же истец, описывает, в чем провинилась телекомпания и за что ее надо убрать с карагандинских экранов. 21 марта этого года с 16.17 минут и до 17.00 вечера в «СМС-чате» была допущена трансляция запрещенных сообщений. В тексте указывается их содержание, обе состоят из четырех слов на казахском языке, которые призывают к межэтническим столкновениям. Далее говорится: согласно прокурорской проверке, содержание СМСок установлено, «редакцией телеканала была распространена информация, создающая предпосылки к разжиганию национальной и социальной вражды или розни».
Прокуратура прилагает заключение судебной психолого-филологической экспертизы. В связи с этим 15 апреля следователем ДВД возбуждено уголовное дело за разжигание национальной розни на авторов сообщений. Посему, ссылаясь на закон о СМИ, согласно которому собственник несет ответственность за распространение материалов, содержащих пропаганду или агитацию национального превосходства, а также на закон о противодействии экстремизму, прокурор просит суд закрыть телеканал и запретить ответчику «совершать любые действия, которые могут привести к переоформлению лицензии и отчуждению телеканала «АРТ».
По некоторым данным, автором одной СМСки был 18-летний молодой человек, хотя тот отрицает это. Об авторе второй СМСки известно только то, что он чиновник.
Директор телеканала «АРТ» Руслан Никонович уверен, что на телеканал хотят оказать давление чиновники.
«У меня есть четкое подозрение, и я изложил его в письменном заявлении в ДВД с просьбой расследовать дело авторов этих сообщений на предмет их причастности к давлению, оказываемому на «АРТ» Ответа нет до сих пор», - сказал Руслан Никонович.
Очень удивляет руководство компании и то, что уголовное дело на авторов сообщений возбуждено, но еще не доведено до конца. Несмотря на это, уже подается иск о закрытии канала.
«Если их посадят за разжигание национальной розни, тогда понятно, значит, и мы в чем-то виноваты, - говорит генеральный директор телекомпании. - А сейчас - о чем можно говорить, ведь еще не доказано, виноваты они или нет».
Причину преследования он видит в борьбе, развернувшейся за тендерные деньги.
«Я пошел в департамент финансового контроля и спросил, почему они нарушают закон, а именно - раздают деньги компаниям, у которых нет лицензий на право вещания на территории Карагандинской области. Их еще на первой ступени тендера должны были отсечь, так как у них нет передающего оборудования на Караганду. А мне говорят: никаких нарушений нет. Тогда, это было в январе и феврале, я писал письма в антикоррупционный комитет. Говорил, что тендер по распределению денег на осуществление государственной информационной политики проводится незаконно», - рассказал он.
По словам руководителя «АРТ», сразу после этого на имя руководства канала начали поступать запросы из департамента внутренней политики и письма из прокуратуры о тех или иных нарушениях закона.
Руслан Никонович рассказал, что у него на руках есть копии нескольких внутренних прокурорских документов. Согласно первому, заместитель прокурора незадолго до очередной проверки собирает у себя начальников нескольких департаментов якобы «на предмет обнаружения нарушений у телеканала «АРТ». Ничего не обнаружили и тогда на канал нагрянули проверяющие - выявлять нарушения закона о языках и рекламе.
«Эта проверка закончилась еще в начале мая и результатов нам пока не дали. Но раз иск нам предъявлен совсем по другому поводу, видимо, проверяющие ничего не обнаружили. Этим процессом они как будто хотят сказать нам: че, умные такие? Какие вам деньги бюджетные? Отдыхайте! - делится предположениями Никонович. - А так как мы начинаем бороться, брыкаться изо всех сил, нас пытаются закрыть. Как говорится: нет канала - нет проблемы…»

***

20 мая надзорная коллегия суда Алматы вновь отложила на более поздний срок рассмотрение жалобы оппозиционной газеты “Тасжарган” по иску депутата национального парламента Ромина Мадинова. На этот раз председатель надзорной коллегии Максут Туйебаев сообщил, что “вопрос требует серьезного изучения, истребования и дополнительного изучения материалов дела”. До этого, процесс был отложен под предлогом неправильного оформления документов защитников.
Напомним, депутат в своем иске оспаривал достоверность сведений, опубликованных 24 апреля 2008 г. газетой “Тасжарган” в статье Алмаса Кушербаева “Бедный “латифундист”, требовал извинений и компенсации морального вреда в размере 30 миллионов тенге.
В апелляционной жалобе ответчики, помимо других аргументов, сообщали, что требование трех миллионов не соответствует принципу разумности и достаточности, ни у газеты, ни у журналистов таких средств нет. Несмотря на это, коллегия по гражданским делам Алматинского городского суда постановила - увеличить сумму компенсации в 10 раз - до 30 миллионов тенге (около 200 тысяч долларов).

Узбекистан

18 мая в Самаркандском областном суде начался процесс по делу известного ташкентского журналиста и правозащитника Дильмурода Саидова, который уже почти три месяца содержится в следственном изоляторе города Каттакурган (Самаркандская область).
Он был арестован 22 февраля в Ташкенте по подозрению в вымогательстве крупной денежной суммы. Ему было предъявлено обвинение по 165-я статье Уголовного кодекса республики (3-я часть «а»): «Вымогательство, совершенное в особо крупном размере».
После того, как главная фигурантка дела отказалась от своих показаний против журналиста, а пострадавший заявил, что непосредственно сам журналист никаких денег у него не вымогал, следствие отыскало новых свидетелей, утверждающих, что Дильмурод Сайид повинен в других преступлениях, и ему были добавлены еще два обвинения - по 2-й части статьи 165: «Вымогательство, совершенное повторно или опасным рецидивистом» и по статье 228: «Изготовление, подделка документов, штампов, печатей, бланков, их сбыт или использование».
Наблюдатели считают это дело политически мотивированным и отмечают, что оно проходит в общем контексте зачистки информационного пространства Узбекистана от нежелательных элементов.

III. Иные формы давления на редакции и журналистов. Случаи конфликтов с властью и политическими организациями

Беларусь

Активист движения «За свободу» Алесь Зарембюк из Мостов (Гродненская область) обратился к районным властям с заявлением, в котором просил сделать белорусскоязычную версию сайта Мостовского районного исполнительного комитета. При этом, как сообщает by.milinkevich.org. 19 мая, он сослался на законодательство о языках и на Конституцию.
На свое заявление Зарембюк получил письменный ответ от председателя райисполкома Алексея Шафаревича. Председатель сослался на то, что все сайты райисполкомов Гродненской области, а также всех исполкомов всей Беларуси сделаны на русском языке, что соответствует требованиям Указа президента Республики Беларусь № 754 «Об официальном Интернет-портале Президента Республики Беларусь». Какое отношение сайт мостовского райисполкома имеет к сайту Лукашенко, чиновник не объяснил. Но при этом Алексей Шафаревич пообещал, что на белорусском языке на сайте будет размещаться «отдельная информация».

Грузия

На турецко-грузинской границе, в таможенном терминале Адлиа (Аджарская автономия) 20 мая была задержана дорогостоящая передвижная телевизионная станция, которую кабельная телекомпания «Маэстро» взяла в аренду в Турции. Посредством этой телестанции, канал «Маэстро» намеревался осуществить 21 мая из Батуми прямую трансляцию концерта-акции певца Левана Гачечиладзе («Уцноби»).
По заявлению учредителя «Маэстро» Мамуки Глонти, таможенники, чтобы оправдать свои незаконные действия, «что-то выдумывают».
«Таможенники требуют растаможить телестанцию. Это беззаконие! Потому что мы не приобретали телестанцию, - мы ее арендовали. У нас в руках все необходимые документы, в том числе тот, что мы имеем право использовать телестанцию определенное время на территории Грузии», - заявил Глонти.
По его словам, телестанция стоит 700 тысяч лари, в случае растаможивания, телекомпания должна уплатить 35 процентов ее стоимости.

***

Грузинская оппозиция 18 мая провела акции протеста у телекомпании «Рустави-2» и ГУВД Тбилиси. Оппозиционеры собрались у офиса телекомпании в 15:00 и перекрыли проспект Важа-Пшавела, остановив движение транспорта.
Как заявили на акции лидеры оппозиции, эта телекомпания, как и телекомпании «Имеди» и «Общественный вещатель Грузии», превратилась в идеологическое оружие властей и передает информацию в том виде, в каком она устраивают правительство.
Участники акции требовали объективного освещения всех происходящих в стране событий.

***

Судья Сигнахского районного суда Хвича Кикилашвили, в связи с неявкой одного из обвиняемых, отложил назначенное на 18 мая рассмотрение дела по факту разгона журналистов 15 июня 2006 года. Об этом сообщает Центр по защите прав человека.
Как говорится в сообщении, адвокат обвиняемого Иосифа Нанобашвили Нинели Ханиашвили известила суд о том, что ее подзащитный заболел.
«Судья сорвал сегодня процесс только потому, что мы, журналисты, собирались провести перед зданием суда акцию протеста. Суд не рассматривает дело о разгоне журналистов уже в течение трех лет. Несмотря на наши неоднократные письменные требования, судья Кикилашвили до сих пор не позволил нам даже ознакомиться с материалами дела. Он только угрожает нам, заявляя, что если мы не замолчим, он нас поймает, арестует и т.д. В этих условиях невозможно защитить свои права. Мы даже потребовали отвода судьи, но он стремится вести это дело сам, чтобы у депутата не возникли проблемы. Ведь нас разогнали по заданию Нугзара Абулашвили», - приводит Центр по защите прав человека слова журналиста Гелы Мтивлишвили, пострадавшего при разгоне (Гела Мтивлишвили является также региональным сотрудником Центра по защите прав человека).
По заявлению главы пресс-службы Верховного суда Грузии Наны Васадзе, «суд потому не смог рассмотреть дело о разгоне журналистов в течение трех лет, что у них было много арестантских дел».

***

Редактор информационной службы радиостанции «Дзвели калаки» («Старый город») Звиад Худжадзе обвинил главу службы по вопросам культуры Кутаисской мэрии Гизо Тавадзе (который также является автором нескольких поэтических сборников) в своем избиении. Информация об этом была распространена 19 мая.
Как утверждает Звиад Худжадзе, это произошло вечером 16 мая на шоссе Кутаиси-Цхалтубо, но до этого Гизо Тавадзе заехал к нему на работу на своей автомашине и попросил поехать с ним, чтобы поговорить.
«Естественно, когда я сел в машину, то поинтересовался, в чем дело. Гизо ответил, что у него ко мне какое-то дело. Когда он собирался выехать из города, я сказал ему, что если он хочет поговорить, то можно остановить машину и побеседовать. На это он ответил, что в городе все его знают, и он предпочитает отъехать куда-нибудь в тихое место. Я несколько раз велел ему не выезжать из города и не совершать какую-нибудь глупость, но он продолжал движение в направлении Цхалтубо.
В дороге он мне сказал – что ты там за моей спиной обо мне говоришь, если имеешь, мол, ко мне претензии, скажи прямо. Я попытался объяснить, что его как публичное лицо не должны удивлять разговоры о нем. Сказал ему также то, что много раз фиксировал, - что мне не нравится то, что происходит в службе культуры. Сказал, что у меня есть претензии лично к нему, как к поэту, и что мне не нравятся его стихи. Параллельно, напоминал ему, чтобы он остановил автомобиль или повернул обратно. Неожиданно, он съехал с дороги и поехал вправо, к лесу. После этого я решил позвонить в патруль, но, увидев это, он остановил машину и сказал – ты и вправду трус, и ударил меня по лицу. Я призвал его подождать приезда патруля и объяснить свой поступок, но он уехал, оставив меня посреди дороги», - рассказал З. Худжадзе.
Приехавший патруль доставил Звиада Худжадзе в Цхалтубское районное управление, где журналист дал показания по факту происшествия.
В должности главы службы по вопросам культуры Кутаисской мэрии Гизо Тавадзе работает с 2007 года, причем в 2005 году этот пост занимал Звиад Худжадзе.
Гизо Тавадзе называет обвинения со стороны Звиада Худжадзе ложью: «Это абсолютная ложь. Никакого конфликта со Звиадом Худжадзе у меня не было. Правда, я заехал к нему на работу, чтобы поговорить по личному делу, но этот разговор продолжился в моей машине, примерно пять минут, и больше ничего. Причем здесь цхалтубская дорога и физическое оскорбление? Мы из города не выезжали. Я готов говорить на эту тему как с правоохранителями, так и с любым заинтересованным лицом».

Казахстан

Как пишет газета The Financial Times 25 мая, местным журналистам под угрозой уголовного преследования запретили рекламировать новую книгу Рахата Алиева, в которой президент Казахстана и его бывший тесть Нурсултан Назарбаев предстает в черном свете.
Вышедшая на прошлой неделе в Германии книга называется «Крестный отец в законе». В ней освещаются подробности личной жизни Назарбаева и его взаимоотношений с иностранными инвесторами. В основу книги Алиева легли секретные материалы, которыми он располагал как заместитель председателя Комитета национальной безопасности Казахстана.

Молдова/Приднестровье

Собственному корреспонденту российской газеты «Правда» в Приднестровье Льву Леонову решением министра информации и телекоммуникаций ПМР, согласованным с МИД республики, было отказано в аккредитации на 2009 год. Как говорится в распространенном министерством информации и телекоммуникаций ПМР документе, «это решение, а вернее, участие в нем внешнеполитического ведомства Приднестровья, вызвало непонятную реакцию журналиста, выступившего в приднестровской прессе с обвинительными заявлениями. В частности, Лев Леонов назвал МИД ПМР «министерством цензуры», обвинил сотрудников ведомства в «предварительном контроле за направленностью издания и творчеством журналиста», систематическом нарушении закона «О СМИ» и потребовал «ликвидации» министерства иностранных дел.
В этой связи считаем необходимым отметить, что согласование аккредитации представителей зарубежных СМИ в Приднестровье - одна из функций, которые осуществляет МИД ПМР. В этом наша республика ничем не отличается от многих европейских стран и государств СНГ, где вопросы аккредитации зарубежных журналистов возложены непосредственно на внешнеполитические ведомства. Отказ определенным журналистам в их деятельности в той или иной стране или даже депортация из страны является нормальной практикой любого государства, стремящегося защитить себя от действий, наносящих вред его интересам и угрожающих безопасности.
Лев Леонов - гражданин ПМР, проживающий в городе Днестровск, и его материалы в газете «Правда» публикуются независимо от наличия или отсутствия у него аккредитации. На протяжении многих лет журналист Леонов в своих публикациях пытается представить власть Приднестровья как «аморальный режим», называя руководителей государства «кучкой негодяев» и «хунтой». Если бы деятельность собкора «Правды» подвергалась какой-либо цензуре со стороны приднестровских властей, вряд ли бы это свободное выражение журналистского мнения стало возможным. Нам не известно ни одного случая преследования или каких-либо репрессивных мер в отношении корреспондента Леонова, который не только систематически критикует руководство республики, но и с упорством, достойным лучшего применения, ставит под сомнение саму легитимность существования ПМР. Вот еще одна характерная цитата корреспондента: «Международное сообщество должно с настороженностью воспринимать оценки и выводы, циркулирующие в ПМР, подвергать сомнению, касается ли это «выборов», «волеизъявления народа», «официозных протестных действий», судебных постановлений, и т.п.». Такие «рекомендации» регулярно звучат из уст радикалов соседней Молдовы, пытающихся доказать неспособность приднестровского населения самостоятельно решать свою судьбу. Но довольно странно их слышать от человека, кто по паспорту является представителем того самого народа, которому он призывает не доверять.
Впрочем, о гражданской позиции корреспондента пусть судят его читатели. Так же, как и о его призывах к «ликвидации» внешнеполитического ведомства Приднестровья, процедуру которой собрался инициировать Лев Леонов.
Со своей стороны МИД ПМР обращает внимание на бездоказательность обвинений корреспондента в осуществлении цензуры со стороны министерства и расценивает их как намеренную клевету, за которую необходимо отвечать по закону - независимо от наличия или отсутствия аккредитации».

Узбекистан

Семинар-тренинг «Аналитическая журналистика» для журналистов с участием двоих специалистов из Украины, организуемый посольством США в Ташкенте, должен был пройти с 18 по 22 мая 2009 года в столичной гостинице «Гранд Орзу». По этому поводу за полтора месяца до начала предполагаемого семинара пресс-службой посольства среди журналистов был объявлен конкурс на участие в нем, поскольку количество мест было ограничено.
Также заблаговременно посольство США в Узбекистане известило о намеченном семинаре и Министерство иностранных дел республики. Однако в 15 мая совершенно неожиданно для себя организаторы получили ноту МИД, из которой следовало, что узбекская сторона считает нецелесообразным проведение 18-22 мая планируемого семинара-тренинга для журналистов Узбекистана. Без каких-либо дополнительных комментариев.
Как было заявлено пресс-службой посольства США на начальной стадии организации семинара, этот тренинг был «призван сформировать навыки использования инструментов анализа «государственной политики» в повседневной работе журналистов и редакторов, навыки грамотного изучения целесообразности и эффективности действий власти по решению общественных проблем». Эти навыки необходимы «для достижения нового качества работы журналистов и редакторов, создания компетентных и обоснованных материалов».

Украина

«Нафтогаз Украины» опроверг появившиеся в СМИ сообщения о неудовлетворительном финансовом состоянии компании, назвав подобные публикации в прессе «информационной провокацией». Выдержки из заявления пресс-службы украинской национальной компании приводит газета «Украинская правда» в номере от 20 мая.
В заявлении, распространенном пресс-центром «Нафтогаза», публикации в СМИ о положении дел в компании называются «заранее спланированным искажением реальных данных», которое может «скомпрометировать компанию в глазах западных партнеров и привести к не предусматриваемым последствиям для энергетической и финансовой безопасности государства».
В качестве опровержения этой, по мнению «Нафтогаза», ложной информации компания приводит данные о финансово-хозяйственной деятельности. В связи с этим, пообещали в пресс-службе, «Нафтогаз» «детально изучит» опубликованные в некоторых СМИ «аналитические материалы» о финансовой ситуации в компании и при необходимости обратится в соответствующие органы для защиты своих интересов.
Отметим, что, как сообщала газета «Дело», по состоянию на март 2009 года долги «Нафтогаза» составили 4,4 миллиарда долларов, из которых почти три миллиарда компании необходимо отдать до конца текущего года. Президент Украины Виктор Ющенко, в свою очередь, привел иные цифры касательно задолженности госкомпании, а именно - 59 миллиардов гривен (более 7 миллиардов долларов).

IV. Ограничение доступа к информации

Беларусь

Как сообщила 18 мая Белорусская ассоциация журналистов, внештатный корреспондент негосударственной газеты «Бобруйский курьер» по заданию редакции обратился к начальнику отдела архитектуры и градостроительства Бобруйского городского исполнительного комитета с просьбой о встрече. Журналист планировал получить информацию о новых проектах, которыми занимается или будет заниматься данный отдел горисполкома.
Чиновник, ранее не раз предоставлявший информацию «Бобруйскому курьеру», отказался от встречи с журналистом. Он сослался на то, что на одном из недавних совещаний в горисполкоме прозвучала команда не давать никакой информации «Бобруйскому курьеру».
По всем вопросам корреспонденту газеты предложили обращаться в отдел идеологической работы горисполкома.

Казахстан

С 14 мая продолжаются DDoS-атаки на сайты Интернет-газеты «Zona.KZ» и информационного портала «Республика».
Как сообщил главный редактор Интернет-газеты «Zona.KZ» Юрий Мизинов, это уже четвертая DDoS атака на этот ресурс. Первая была в июне 2008 года, вторая - в феврале 2009, затем последовала почти 10-дневная атака в апреле, сила которой была примерно 15 гигабит в секунду. Как отметил Ю. Мизинов, атаки учащаются, их сила возрастает.
Для информационного портала «Республика» это тоже не первая атака. К вечеру 17 мая сила атаки была уже более 14 гигабит в секунду.
Причины DDoS- атак, а также их исполнители редакциям неизвестны.

Комментарий правового эксперта Центра экстремальной журналистики Виктории Блонской (IV. Беларусь)

Согласно статье 16 Закона РБ «Об информации, информатизации и защите информации» информация о деятельности государственных органов является общедоступной и какие-либо ограничения в доступе, распространении и (или) предоставлении такой информации неправомерны. Порядок распространения и предоставления общедоступной информации о деятельности государственных органов закреплены в статье 22 указанного закона «распространение в средствах массовой информации; размещение в государственном органе в общедоступных местах; размещение в информационных сетях; предоставление на основании запросов заинтересованных государственных органов, физических и юридических лиц;…». Обратим внимание на предоставление информации посредством запросов. В рассматриваемой ситуации, журналистом была предпринята попытка получения информации посредством устного запроса информации. Основания отказа в предоставлении журналисту информации, указанные в сообщении, по нашему мнению неправомерны. Журналист может обратиться в правоохранительные органы с жалобой на действия должностного лица, а также просьбой о проверке соответствия закону отказа в предоставлении информации.

Тип события

Количество случаев

Нападения на журналистов, угрозы расправы

1 - Азербайджан

1 –Грузия

Погибшие журналисты

.

Задержания и аресты журналистов

.

Юридическое и судебное преследование журналистов

1 – Беларусь

2 – Казахстан

1 - Узбекистан

Иные формы давления на редакции и журналистов. Конфликты с властью и политическими организациями

1 – Беларусь

5 – Грузия

1 – Казахстан

1 – Молдова/Приднестровье

1 – Узбекистан

1 - Украина

Ограничение доступа к информации

1 –Беларусь

1 –Казахстан

Пропавшие без вести

.

Составитель бюллетеня – аналитик Центра экстремальной журналистики Ирада Гусейнова (gusja@cjes.ru)

Оценить статью

(Нет голосов)

Уже 0 комментария! Добавь свой:

Чтобы оставить комментарий, войдите на сайт.