В полпредстве надеются, что избиратели Владивостока сделают правильный выбор. Но не говорят, какой.
Главными событиями минувшей недели, безусловно, стали заявления об участии в выборах мэра последних кандидатов, которых заранее считают главными претендентами на победу - Владимира Николаева и Виктора Черепкова. Политологам остается только ждать, насколько верными окажутся их прогнозы на итоги избирательной кампании, пишет деловая газета «Золотой Рог»
Визит эмиссара
Пока все ждут развития предвыборных баталий, остановимся на нескольких весьма примечательных событиях, которые также связаны с выборами по факту, но гораздо более интересны по своей идеологической подоплеке, поскольку выбиваются за рамки отдельно взятой избирательной кампании. C чего же начать? Пожалуй, с призывов заместителя дальневосточного полпреда Александра Дроздова к избирателям Владивостока, который уже традиционно приезжает в Приморье накануне более-менее значимой избирательной кампании.
В последний раз он отметился во Владивостоке в декабре 2001 г., когда заявил, что около 25% кандидатов в Законодательное собрание края так или иначе связаны с криминалом. Казалось, что целью его визита и была организация заслона криминальным претендентам, но дальше громких лозунгов, как мы помним, дело не пошло. На этот раз официальной причиной приезда Дроздова было вручение благодарственных писем полпреда активным участникам избирательной кампании Президента РФ. Но информационный акцент полпредство поставило не на этом примечательном событии, а на теме выборов мэра Владивостока.
- От того, как будет проведена избирательная кампания по выборам главы администрации краевого центра, во многом зависят и результаты выборов губернатора, которые состоятся через год, - заявил, в частности, Дроздов. - Владивостокцы должны с большой ответственностью отнестись к предстоящему плебисциту. Не стоит гнаться за дешевым популизмом. К власти должен прийти достойный человек, не занимающийся политиканством и не связанный с криминалом. Хочется надеяться, что избиратели сделают правильный выбор.
Если вы обратили внимание, то разница между тональностью заявлений образца 2001 и 2004 года весьма существенная. Там прямая констатация, здесь полупрозрачные намеки. О чем это свидетельствует? Прежде всего, о том, что полпредство не изменило своего негативного отношения к некоторым элементам политической системы Приморья. Но в то же время, если три года назад любой эмиссар полпреда чувствовал себя хозяином в крае и мог запросто тыкать губернатора носом в нежелательные ему события и явления, то сегодня политическая линия полпредства обозначена в Приморье еле видным пунктиром.
Слабое звено
Глобальный вывод, который напрашивается в связи с этим наблюдением, соотносится со всей вертикалью власти, выстроенной президентом Путиным за время первого срока. Либо институт полпредов вообще изжил себя, либо именно дальневосточное полпредство не сумело стать сильным звеном общероссийской вертикали власти. Даже если исключительно Приморье строит свою политику, не оглядываясь на Хабаровск, это не опровергает столь, может быть, резковатых выводов. Прецедент в примере, который край демонстрирует другим регионам как образец эффективных взаимоотношений с федеральным центром напрямую, минуя полпредство, - кого хотим, того и выдвигаем в мэры, например, и никто, по меньшей мере, на Дальнем Востоке, нам не указ.
Декоративная роль полпредства в этой ситуации тем отчетливей, что все свои проблемы и вопросы край решает через одного, двух человек в президентской администрации, которые, в отличие от полпредов, не входят даже в число лиц, охраняемых государством. Причем, исключая полпредство из переговорного процесса, те самые "один-два человека" не освобождают дальневосточного наместника президента от исполнения презентативных функций в отношении игнорирующих их региональных лидеров. Благодарственные письма Александр Дроздов в числе прочих вручал губернатору Сергею Дарькину и краевому депутату Геннадию Лысаку.
Самое любопытное, что в полпредстве, судя по всему, очевидную свою слабость соотносят с личностными качествами региональных лидеров. Не случайно Дроздов говорит о важности грядущих выборов губернатора. Но если уж они Дарькина, стартовавшего на развалинах приморской коммуналки и в отсутствие сколько-нибудь значительной поддержки в Москве, не смогли "прибрать" к рукам, то кого же они хотят видеть на посту губернатора? Безработного Юрия Германовича Копылова или "фальшивого" Виктора Григорьевича Черепкова? Кому нужна такая вертикаль власти, где декоративное полпредство почивает на спинах марионеток, ни черта не смыслящих в экономике и способных только отдавать под козырек?
То есть, очевидно, что дело не в личностях, а в самой системе. И если эта система не тождественна собственно управленческим процессам в стране, то можно предполагать еще большую массу нестыковок между намерениями и реализацией, решением и исполнением, в условиях которых предстоит развиваться нашей экономике в ближайшие четыре года. Мы бы не стали советовать бизнесу строить какие-то долгосрочные перспективы. Время длинных денег еще не пришло, и на первом плане, как и десять лет назад, по-прежнему, тактическая изворотливость, а не стратегическое мышление.
Тактика и политика
Именно такую изворотливость и демонстрирует сегодня правящая краевая политическая элита. Один только трюк с "Единой Россией" чего стоит. Сегодня мы можем смело утверждать, что поддержка региональными властями единороссов на выборах в Госдуму была абсолютно искренней - от сердца, что называется. Страна стала свидетелем самой масштабной сделки между федеральным центром и регионами, в которой федералы договорились получить проадминистративную Думу, а регионы - мобильную организационную структуру, освященную самым популярным именем в стране.
Не партию, а именно структуру, потому что в роли партии регионы могли принять кого угодно. СПС, например, в плане личных убеждений, был бы даже предпочтительней. Первые дивиденды от столь эффективной сделки обе стороны получили еще на думских выборах, когда федералы собрали тот парламент, который хотели, а Приморье, в частности, обзавелось тремя депутатскими мандатами (включая теперь уже "свою" Светлану ГОРЯЧЕВУ). И вот на подходе очередной срок выплаты весьма внушительных процентов - выборы мэра Владивостока. На прошлой неделе, как известно, приморские единороссы поддержали кандидатуру краевого депутата Владимира Николаева.
В связи с этой инициативой местного отделения "партии власти" уже поползли разговоры о наглом использовании административного ресурса в пользу одного из кандидатов. Но мы полагаем, что более уместно здесь говорить не об использовании административного ресурса, а об аренде административных брэндов. Причем не местного, а федерального масштаба. Яркое доказательство тому нашумевшее "благословение" на выборы Владимира Николаева патриархом Алексием II. Вряд ли Николаев этим шагом стремился перетянуть на свою сторону электорат, который настроен против него. Подобными уловками его противников не проведешь. Он работает на "неопределившихся" с тем, чтобы в любом направлении их оценивающего взгляда фигурировала фамилия Николаев: студенчество и молодежь - Николаев, культура - Николаев, "Единая Россия" - Николаев, церковь - и там Николаев. Альтернативы нет.
Масштабно работают ребята. Ничего не скажешь. Но если отбросить в сторону личностные соображения, то есть в этой предвыборной фантасмагории и положительный момент. После ареста Ходорковского страна как-то напряглась в ожидании поворота к прошлому. Под угрозой исчезновения оказалось большинство демократических достижений последнего десятилетия. Ну, там, свобода слова или выборы. Со свободой слова, если честно, сегодня, действительно, напряг. Что же касается выборов, то их практическая ценность, как показывает приморский пример, никуда не исчезла.
Люди со средствами, при известной доле тактической изворотливости и в новых изрядно порозовевших реалиях способны осваивать очередные рыночные вершины. Причем гораздо большей высоты, чем, скажем, пять лет назад. Тут главное - правильно вложиться и вовремя поставить кое-кому свечку. А вы говорите тоталитаризм. Рынок. Нормально.
Игорь Никитин