Куда идет административная реформа в России - этот вопрос обсуждался 21 апреля в Москве в медиа-центре газеты "Известия" на круглый столе при участии законодателей и политологов.
Говорит председатель Комитета Совета Федерации по делам Федерации и региональной политике Александр Казаков:
- Из всех задуманных преобразований административная реформа, на мой взгляд, самая перспективная. Она наименее затратная, наиболее технологичная и понятная. Те преобразования, которые уже начаты, будут неполными, если реформа не затронет административно-территориального деления страны. По глупости своего административно-территориального устройства наша страна впереди планеты всей. 89 субъектов Федерации и 6 разных статусов – управлять такой махиной крайне сложно. В Китае, например, 30 регионов, а в Индии – 32. Эти страны сравнимы с нашей по территории и значительно превосходят по количеству населения. Ликвидация этой неуправляемости – одна из целей реформы.
Другая цель – совершенствование политического устройства страны. Сегодня представительство регионов в Совете Федерации неравнозначно. Когда и Москва, и Эвенкия имеют по одному представителю, это нонсенс.
Говорит заместитель руководителя Центра политических технологий Борис Макаренко:
- Трудно оценить итоги ремонта на третий день ремонта. Очень удачно был выбран срок начала реформы – в период экономического благополучия. В то же время ясно, что не все было тщательно продумано, реформа носит налет импровизации. Хочется выделить несколько проблемных моментов. Во-первых, ясно, что, сливая ведомства, трудно распределить компетенцию внутри министерства. Не всегда министр будет понимать, что происходит в новой для него сфере деятельности внутри слитых министерств. В этой связи очень важен институт замов. Во-вторых, во главе служб и агентств ставятся люди, которые подобраны министрами. То есть, учитывая аппаратные связи, независимость этих служб и агентств будет только на бумаге. Плюс конфликт интересов. Службы и агентства уже норовят выпускать нормативно-правовые акты, то есть делать то, что по логике реформы им не положено. Это дело министерств.
Ну и, наконец, непонятно, кто будет проводить реформу? Если поручить это министерствам, то результат предсказуем. На вопрос: сколько своих полномочий министерства готовы передать регионам, ответ будет: ни одного. Причем, обоснование будет таким, что получится, что эти министерства стоят на страже порядка, а стоит только передать часть функций регионам – там расцветет коррупция.
Говорит первый заместитель председателя комитета Госдумы по делам Федерации и региональной политике Владимир Жидких:
- Информационное сопровождение административной реформы безобразное. Обществу не разъяснено, нормально ли объединять медицину и социалку, не сказано, много и мало для министра иметь двух замов. Итоги реформы можно будет подводить по проекту бюджета на 2005 год. По поводу проблемы слияния регионов хочу заметить, что люди на местах задают очень правильные вопросы. А где после слияния будет находиться областная клиническая больница? А где будет управление образования, останутся ли важные объекты в моем городе, или их перенесут в другой регион?
Люди задают эти вопросы и пока не получат удовлетворяющие их ответы, они не станут поддерживать идею слияния. Если слияние Пермской области и республики Коми – это успешный опыт, то обсуждение перспектив слияния Алтайского края и республики Алтай идет очень неоднозначно.
Кстати:
Украина начала реформу своего аппарата государственного управления раньше России, но результаты преобразований пока трудно назвать успешными. Согласно социологическим вопросам, 56% опрошенных граждан Украины считают, что реформы не было, и только 10% считают, что она состоялась. Целью украинской реформы было заявлено сокращение госаппарата и уменьшение расходов на деятельность госструктур. В то же время в этом году расходы на содержание госаппарата, заложенные в бюджет Украины, в 2 раза превышают соответствующие статьи бюджета дореформенного.