«Фрадков и Греф: две линии экономического развития», - так обозначили свою тему общения с прессой представители Совета по Национальной Стратегии (СНС) на брифинге в ИА «Росбалт» 27 августа с.г. Формальным поводом для проведения данного мероприятия стала выплеснувшаяся в публичную сферу информация о некоторых расхождениях в понимании путей развития страны между Михаилом Фрадковым и Германом Грефом. Два принципиально разных подхода к экономическому развитию страны обозначились в ходе правительственной дискуссии вокруг проекта федерального бюджета на 2005 год.
«Дело не в личностных отношениях, речь идет о двух подходах к социально-экономической политике», - подчеркнул сопредседатель СНС Иосиф Дискин.
По мнению экономиста, Фрадков старается найти новые альтернативные источники для экономического роста, не довольствуясь господствующей либеральной парадигмой. И в своем стремлении обозначить новые экономические приоритеты премьер «наталкивается на некоторую инерцию» со стороны либеральных экономистов, позицию которых озвучивает Герман Греф.
Точку зрения либералов Дискин выразил так: «Есть высокие цены на нефть, наше дело создать благоприятные условия для бизнеса, и рынок все наладит». Но, по его словам, «умом можно тронуться, когда в условиях высокой конъюнктуры цен на нефть целый год решается вопрос о том, в какую сторону и куда вести трубу, и привлекать ли к финансировании проекта частный бизнес».
Экономист охарактеризовал подобный подход как «пассивную позицию, прикрываемую либеральными ценностями о том, что государство не должно вмешиваться в экономику». «В итоге получился бюджет, в котором не заложена ни одна идея и не решаются насущные социальные проблемы», - подчеркнул он.
Также Иосиф Дискин выразил уверенность в том, что чиновники правительства при формировании бюджета на 2005 год не учитывали мнение экспертов, что цены на нефть превысят бюджетные ожидания в $28 за баррель и достигнут как минимум отметки в $32. По мнению экономиста, это благоприятное обстоятельство позволит существенно повысить зарплаты работникам бюджетной сферы. Он также считает, что:
- Безотлагательной задачей является пополнение среднего класса. Мы предлагаем существенно повысить зарплаты преподавательскому составу высшей школы, научным работникам, офицерскому корпусу. Это приведет к увеличению спроса на качественное питание, услуги ЖКХ и товары длительного потребления отечественного производства. А увеличение спроса приведет к увеличению поступлений в бюджет.
- На мой взгляд, темпы роста в России валяются под ногами. По нашим оценкам (да и не только по нашим, по оценкам Всемирного Банка, кстати, тоже), темпы роста на 8.5%-9% вполне достижимы. Надо только для этого использовать голову и привлекать ресурс предпринимательских способностей.
- Не экономических возможностей для роста нет, а разруха, как известно, начинается в головах. Те, кто у нас занимается экономической стратегией, по-видимому, во-первых, не вглядываются в серьезные экономические исследования, во-вторых, не очень хотят искать новые ходы, в-третьих, не хотят этим заниматься, так как есть более интересное занятие – делить бюджет.
По оценкам второго сопредседателя СНС, Сергея Маркова, конфликт двух линий экономического развития сформировался вокруг идеи удвоения ВВП. Как заметил политолог, задачу удвоения ВВП под сомнение ставить нельзя, так как ее выполнение необходимо, как для обеспечения суверенитета страны перед лицом усиленного экономического развития иных геополитических центров, так и для обеспечения поддержки политики президента внутри страны.
«На смену в терминологии Джорджа Сороса «рыночному либерализму» во всем мире приходит парадигма институционализма. И ученые, получавшие в последнее время нобелевские премии в области экономики, работали в этой парадигме», - заметил Сергей Марков. Он также отметил:
- Нынешняя экономическая политика Грефа – это продолжение политики, которую начал Гайдар (Греф – это Гайдар 21-ого века), и продолжили Чубайс и Ясин. Она разработана на основе рекомендаций МВФ. Суть ее следующая: правительство должно создать благоприятный инвестиционный климат, а дальше все сложится само собой, благодаря «невидимой руке» рынка. Главное, что только бизнес, а не государство имеет право формировать социально-экономическую реальность. Линия Грефа сводится к созданию благоприятных условий для развития бизнеса.
- Для правительства лишние деньги, которые приходят в экономику – это проблема. С точки зрения институционализма, лишние деньги - это не проблема, а возможность. Государство может направить их на масштабные инвестиционные бизнес-проекты, которые создадут новую реальность. Речь идет о больших государственных проектах по изменению социально-экономической реальности. В качестве примера можно привести железнодорожное строительство в России в конце 19 века под руководством Витте. Такого же плана – строительство транспортного пути из Чикаго в Нью-Йорк в Соединенных Штатах.
Сергей Марков считает Михаила Фрадкова премьером, который способен направить экономическое развитие России именно по этому пути, указывая при этом на идеологическую ограниченность команды Грефа.
«То, что задумал сделать Греф, должно быть сделано. Другое дело, что задумано недостаточно. Правительство говорит, что у нас слишком хорошая конъюнктура, но это же абсурд! Команда Грефа дошла до своего идеологического предела», - полагает политолог.