Война Путина за золотую медаль

Война Путина за золотую медаль

Война Путина за золотую медаль

Скорее всего, в своем любимом виде - запугивании своих менее крупных соседей - он ее получит.

Что в действительности означает «олимпийская война», которая известна как российское вторжение в Грузию? Война, конечно, была предсказуемой и предсказанной. Ее результаты также понятны.
Во-первых, премьер-министр Владимир Путин занимает недвусмысленное положение в Москве. Он может играть в «хорошего-плохого полицейского» в повседневных делах с президентом Дмитрием Медведевым. Однако «плохой полицейский» Путин в действительности является настоящим боссом.
Во-вторых, Путин не переносит президента Грузии Михаила Саакашвили, с которым, по общему признанию, сложно иметь дело. Россияне посчитали, что грузины выросли из своих штанишек. Они подождали, пока Саакашвили зайдет слишком далеко, чтобы затем обрушиться на него и его бедную страну, как молот на наковальню.
В-третьих, годами Россия провоцировала беспокойство в Осетии и Абхазии. Москва хочет, чтобы Грузия оставалась слабой. Такой же тактики она придерживается в Приднестровье, чтобы ослаблять Молдову. Если бы кто-нибудь извне попробовал действовать подобным образом в Чечне, то Россия разразилась бы гневом.
В-четвертых, лидеры сегодняшней России наподобие царей XIX века хотят иметь сферу влияния вокруг своих границ. В связи с этим страны, которые ранее входили в состав Советского Союза, могут иметь только ограниченную независимость. Послание, которое передано от Грузии до Украины и республик Центральной Азии, звучит очень отчетливо.
В особенности Россия противостояла своим соседям, которые присоединяются к НАТО. Русские спрашивают: против чего нацелена НАТО? Где проходит линия фронта НАТО? Рассматриваются ли русские в качестве врага? Если да, то как им следует действовать? Действия России привели к обратному эффекту, которого они предположительно добивались: вторжение в Грузию создало сильный прецедент для дальнейшего расширения НАТО.
В-пятых, сама Грузия представляет важное связующее звено к энергетическим ресурсам Каспийского моря для тех европейцев, которые не хотят полностью зависеть от трубопроводов, контролируемых Россией. Таким образом, Грузия является камнем преткновения для России в ее стремлении использовать нефть и газ в качестве стратегического инструмента внешней политики, к которому она уже неоднократно прибегала. По данным Шведского исследовательского агентства по безопасности, из 55 преднамеренных перебоев в поставках газа, прямых угроз или принудительных ценовых мер со стороны России, начиная с 1991 года, только 11 не были связаны с политическим давлением.
Америка отреагировала сильно - во всяком случае, словесно - на нападение России на своего соседа, причем первыми начали войска России, которые были введены туда в качестве миротворцев, чтобы позволить неофициально поддерживаемой Россией южноосетинской милиции безнаказанно сжигать и грабить грузинскую собственность. Однако сейчас у Америки нет достаточно сил, чтобы пойти дальше. Ее моральный авторитет был скомпрометирован за время президентства Буша, она не может расположить больше войск для защиты независимости Грузии, а даже если бы и могла, то подобные действия только бы усилили кризис.
Позиция Америки также ослаблена вследствие отсутствия сильной и единой европейской позиции. И ее, похоже, не будет.
Россия знает, что когда речь заходит о проведении серьезной внешней политики и политики безопасности, Европа может только разглагольствовать. Россия годами командовала Европой в вопросах энергообеспечения, расторгая двусторонние сделки с более крупными странами и противодействуя усилиям по созданию общей европейской политики энергообеспечения.
Конечно, Европе необходим российский газ. Однако России нужны европейские потребители, и рано или поздно она будет искать больше европейских инвестиций для поиска и добычи энергоресурсов. Ни один здравомыслящий европеец не хочет возобновления «холодной войны». Однако на это провоцирует не Европейский союз. Ни Германия, ни Франция, ни Италия не нападают на своих соседей.
Кажется, что мы, европейцы, забыли свою историю. Было время, когда мы стояли в стороне, наблюдая, как милитаристская европейская мощь настаивала на том, что она имеет право вмешиваться в любых случаях для продвижения интересов тех, кто заявлял о совместной этнической принадлежности от Балтийского моря до Кавказа.
Президент Франции Николя Саркози заявляет, что он принес мир в Грузию. Все же выглядит подозрительным, что якобы решенный вопрос о прекращении огня позволяет оставаться российским войскам в усеченной стране на годы.
Так что же конкретно будет делать Европа? Возможно, первоначально европейцы должны быть осторожными. Однако я сомневаюсь, что последуют более суровые меры, чем жестко сформулированное коммюнике.
Перестанем ли мы говорить о наших якобы совместных ценностях с Россией? Нажмем ли мы на кнопку паузы в дальнейшем обсуждении, как полностью интегрировать Россию в международное сообщество? Оборвем ли мы некоторые наши контакты с Россией, пересмотрев ее положение в G8, или отложим ее вступление в ВТО и ОЭСР? Отложим ли мы в сторону на сегодняшний день переговоры по Договору о партнерстве и сотрудничестве между ЕС и Россией? Подозреваю, что ответ на каждый из этих вопросов созвучен «нет». Это будет проходить веселее, чем обычно, по мере того, как европейцы начнут за годы вперед готовиться к зимним Олимпийским играм в Сочи, как раз за дорогой, на которой русские ракеты и танки будут оставлять следы на грузинской земле. Тем временем европейцы будут продолжать говорить о своей ключевой роли в мировых делах.
Остается только цинично покачать головой в знак недоверия. С этим ничего не поделаешь. Позиция Европы слаба и приведет к более серьезным проблемам в будущем. Таким образом, Путин завоюет золотую медаль в своем любимом виде - запугивании своих менее крупных соседей.

Крис Паттен,
бывший комиссар ЕС по внешним отношениям, председатель Британской консервативной партии, был последним британским губернатором Гонконга. В настоящее время является почетным ректором Оксфордского университета и членом Британской палаты лордов.

Перевел с английского Николай Жданович

Оценить статью
(0)