Оценка природных ресурсов нефти и газа Азербайджана и Туркменистана будет обсуждаться 9-10 сентября в Баку на международной конференции «Нефтяной и газовый потенциал Азербайджана и Туркменистана: энергетика, экономика, экология. Стратегия сотрудничества». На конференции также будут обсуждаться вопросы глобальных тенденций в развитии мировой энергетики, проблем и перспектив освоения углеводородных ресурсов, регионального сотрудничества в развитии нефтегазовых комплексов, международных и региональных инвестиционных проектов, экологии, науки и образования.
В работе конференции ожидается участие первого заместителя премьер-министра Азербайджана Ягуба Эюбова, заместителя председателя кабинета министров Туркменистана, глав энергетических ведомств Азербайджана, Туркменистана, Турции, а также представительств таких крупных компаний, как BP, ENI, «Шеврон», «Шелл», «Шлюмберже», «Узбекнефтегаз», «Туркменгаз», «Тотал», «Транснефть», «ЛУКойл», «Коноко Филипс», «КазМунайГаз», «Газ де Франс», «Газпром», «Булгаргаз Холдинг», «Азфен» («Тренд»).
Вообще рассмотрение потенциала Азербайджана и Туркменистана в Баку можно было назвать серьезным успехом Запада, который предпринимает активные попытки обойти Россию в поставках энергоносителей из стран Средней Азии и Азербайджана в Европу. Надо заметить, что в последнее время участились визиты в Азербайджан высокопоставленных чиновников из США и европейских стран. Это вполне закономерно, если учесть усиливающееся давление на нашу страну со стороны России.
Не секрет, что события в Грузии резко обострили отношения между Россией и Западом, и Кремль, уже не считаясь с мнением стран Европейского союза, старается чинить препятствия западным компаниям в бывших советских республиках. Российское руководство использует испытанный метод - «кнута и пряника». Причем в отношении стран Средней Азии и Азербайджана Кремль больше использует пряник. Во всяком случае, обещает покупать природный газ по мировым ценам. А тем, кто мешает этим «благим» порывам, достается кнут.
Первый вице-премьер России Игорь Шувалов поручил Минэкономики, Минпромторгу, МИДу, Минсельхозу и Минфину «в недельный срок выработать предложения по защите российского рынка в связи с вступлением Украины в ВТО в условиях режима свободной торговли с Россией». «Коммерсант» считает, что возможны даже такие радикальные меры, как выход из договора о режиме свободной торговли РФ и Украины от 1993 года.
О присоединении Украины к ВТО было объявлено 19 мая 2008 года. По договору о свободной торговле практически все украинские товары поставляются в Россию беспошлинно. Исключение составляют изъятия из договора: с 2008 года это сахар и спирт. Украина также приняла на себя самоограничения по экспорту в Россию бесшовных труб. Впрочем, ограничения на экспорт украинского сахара, практически не поставлявшегося в Россию (с 1998 года на его ввоз действует заградительная пошлина в размере 220 долларов - за тонну тростникового сахара-сырца и 340 долларов за тонну свекловичного сахара), должны были быть сняты с нового года, спирта - с 2010 года.
Первый вице-премьер Виктор Зубков уже распорядился «актуализировать» «изъятия из режима свободной торговли с Украиной в отношении сахара» - речь шла о продлении ограничений на импорт украинского сахара и спирта до 2013 года. В Украине уверены, что дело завершится выходом из режима свободной торговли, так как Россия хочет наказать Украину за участие в грузино-осетинском конфликте. Под угрозой может оказаться экспорт в Россию трубопроката, продукции машиностроения. Первый заместитель главы секретариата президента Украины Александр Шлапак заявил изданию, что «несмотря на наличие договора о свободной торговле между Россией и Украиной, товары, ввозимые в Украину по соглашениям ВТО, в Россию попадать не будут».
В Минэкономики России сообщили, что прорабатываются и два более «либеральных» варианта: дополнительные изъятия из режима или соглашения об особых защитных мерах в случае резкого роста импорта с Украины. Политическое решение о том, какую меру выберут, будет приниматься «на уровне президента Дмитрия Медведева и премьер-министра Владимира Путина (NEWSru.com).
Стоит отметить, что Россия в последние годы заметно пополнила свои валютные средства, и на сегодня в числе ее должников числятся даже США. Россия заняла восьмую строчку в рейтинге держателей государственного долга США по версии журнала «Финанс». Доля России в американском госдолге на 30 июня 2008 года составляла 2,5% - 65,3 миллиарда долларов. Первое и второе места рейтинга занимают Япония (госдолг США - 583 миллиарда долларов) и Китай (503 миллиарда долларов, без учета долгов перед Гонконгом и Макао). На эти две страны приходятся более 40% госдолга США. При этом долг перед Китаем растет на 25% в год.
Также в десятку крупнейших кредиторов правительства США вошли Великобритания, Люксембург, Гонконг, Швейцария, страны Карибской офшорной зоны и страны - экспортеры нефти (Венесуэла, ОАЭ, Эквадор, Иран, Ирак, Кувейт, Оман и другие). На начало апреля 2008 года совокупный внешний долг США, включая обязательства частного сектора, составлял 13,77 триллиона долларов США. Прогнозируемый ВВП страны в 2008 году составит 14,4 триллиона долларов. Еще в 2003 году совокупный внешний долг США был лишь 6,95 триллиона долларов.
С 2000 года доля зарубежных правительств во внешних государственных долгах США выросла с 52,6 до 73,9 процента в 2007 году. Власти США регулярно поднимают предельный объем заимствований, чтобы избежать технического дефолта (NEWSru.com).
Между тем планы Кремля в отношении стран Средней Азии легко прослеживались в ходе состоявшегося визита премьер-министра РФ Владимира Путина в Узбекистан. В.Путин надеется на успешную реализацию договоренности между Россией и Узбекистаном в сфере развития трубопроводного транспорта. В ходе встречи в Ташкенте с президентом Узбекистана Исламом Каримовым В.Путин сообщил, что на переговорах с главой правительства Узбекистана Шавкатом Мирзиеевым была достигнута договоренность о том, что стороны будут действовать «в рамках ранее принятых нами планов» («Интерфакс»).
Вместе с тем В.Путин отметил, что хотел бы «получить подтверждение этих договоренностей от президента страны». «Нам хотелось бы получить подтверждение от вас как президента страны по поводу реализации наших намерений», - сказал премьер-министр РФ. Он подчеркнул, что договоренности по развитию трубопроводного транспорта «важны не только для России и Узбекистана, но и для соседей Узбекистана, в частности, Туркменистана, а также для наших партнеров, в том числе в Западной Европе». В.Путин также выразил надежду на то, что «удастся реализовать проект вхождения Ташкентского авиационного производственного объединения имени Чкалова в Объединенную авиастроительную корпорацию (соответствующее соглашение ратифицировано Россией, но пока не ратифицировано узбекистанской стороной - ИФ)».
Глава правительства РФ отметил в целом большие возможности для развития экономического сотрудничества России и Узбекистана, назвав среди перспективных направлений «не только совместные действия по углеводородному сырью, но и высокотехнологичную сферу, а также сотрудничество в атомной энергетике». Как подчеркнул В.Путин, в Москве рассчитывают, что в атомной энергетике «мы не только восстановим прежние отношения, которые имелись между хозяйствующими субъектами в советское время, но и пойдем дальше».
Оценивая в целом двусторонние отношения России и Узбекистана, В.Путин подчеркнул, что «они имеют стратегический характер не только на бумаге, но и по сути, по жизни». «Это касается и согласования нашей политической повестки дня и экономических вопросов», - сказал В.Путин.
Итак, Россия не скрывает поставленных ею целей: добиться интеграции предприятий постсоветских республик в единое экономическое пространство, где бы не нашлось места американским и европейским компаниям. Но в Европе, кажется, стали понимать, что могут оказаться незваными гостями на просторах СНГ, и даже собираются предпринять определенные шаги, чтобы не допустить данного сценария развития.
Европейский союз в связи с конфликтом между Грузией и Россией вынужден был поменять фокус своей восточной политики, чтобы не быть выжатым из Кавказского региона Россией и США (Fineko/abc.az). Как сказано в резолюции прошедшего в Брюсселе саммита Европейского союза, ЕС считает, как никогда ранее, необходимым поддержать региональное сотрудничество и укрепить отношения, которые он поддерживает с восточными соседями, в частности, посредством реализации политики соседства (ENP), развития «Синергии Черного моря» (новой политической стратегии ЕС в отношении стран Черноморского региона) и реализации «Восточного партнерства».
«Восточное партнерство (проект, предусматривающий создание форума регионального сотрудничества стран ЕС с Украиной, Молдовой, Грузией, Азербайджаном и Арменией, а также, на экспертном уровне, с Беларусью), которое Европейский совет (саммит лидеров ЕС) намерен одобрить в марте 2009 года», - говорится в заявлении.
Новая инициатива, предложенная Польшей, дает Азербайджану, который чаще рассматривается ЕС в качестве нового сырьевого придатка, установить более справедливые отношения с союзом. При этом многое будет зависеть от качества президентских выборов в стране в октябре и ожидаемого решения о направлениях нового газового экспорта после 2012 года. Азербайджан уже заявил, что готов к диверсификации экспорта, но продажа части газа «Газпрому» или его транзит по российской территории вряд ли будет поддержан США или ЕС с учетом желания Европы избавиться от зависимости от российских энергоносителей.
В то же время авторитетный британский журнал The Economist уже поставил вопрос о глобальном пласте опасений насчет безопасности транскавказских газопроводов. Тем не менее, шанс у Азербайджана, наконец, поднять свое европейское реноме и хотя бы частично перехватить у Грузии титул «единственной европейской страны региона» есть в свете последних событий. При этом следует учитывать низкую вероятность вхождения новых «восточных партнеров» ЕС в союз, во всяком случае, до 2013 года
Но, с другой стороны, вряд ли разобщенная Европа сегодня может помешать активной экономической экспансии России на рынки СНГ (кроме Украины и Грузии). В складывающейся ситуации Азербайджан вряд ли сможет долго противостоять давлению Кремля, тем более, что последний стал весьма активно склонять на свою сторону единственного стратегического партнера Азербайджана - Турцию.
Россия сегодня уже предложила Азербайджану в полном объеме закупить природный газ. Вторым безусловным развитием сотрудничества может стать транспортный коридор «Север - Юг», предусматривающий строительство железной дороги, которая соединит Россию, Азербайджан и Иран. И в конечном итоге, как показала ситуация в Грузии, ключи от разрешения конфликта в Нагорном Карабахе лежат в Кремле... И только после отмашки из России Азербайджан сможет мирным или военным путем получить обратно оккупированные территории.
А.Фуад