Кто угрожает Америке?

Кто угрожает Америке?

Кто угрожает Америке?

Соединенные Штаты готовы бороться с любым государством, которое они посчитают угрозой своей национальной безопасности

Когда 11 сентября 2001 года в Соединенных Штатах произошли крупнейшие в истории человечества террористические акты (Нью-Йорк, Вашингтон), то даже самые далекие от политики обыватели, которым раньше из всех мировых новостей достаточно было знать состояние погоды в Ирландии, поняли: начинается кардинально новый отсчет времени в жизни Америки, которая уже никогда не будет такой, какой она была раньше.
Даже нападение японской авиации на базу в Перл-Харборе в декабре 1941 года не произвело такого сильнейшего впечатления на Америку, как теракты 11 сентября. Страна впервые почувствовала свою уязвимость перед невидимым врагом, а многомиллионная армия, десятки спецслужб и самое современное оружие, имевшееся на вооружении у Пентагона, так и не спасли Соединенные Штаты от зловещего удара арабских камикадзе.
Не случайно поэтому, что сразу же после терактов 11 сентября в Соединенных Штатах была фактически переписана стратегия национальной обороны - программный документ, который определяет не только сегодняшние вызовы, бросаемые окружающим Америку миром, но и потенциальных врагов США, которые будут на ближайшую перспективу находиться под прицелом американских ракет, пуль и снарядов.
 
Все на борьбу с международным терроризмом!

Последний вариант стратегии национальной обороны был принят в Соединенных Штатах три года назад, и тогда подписывал этот важный документ министр обороны Дональд Рамсфельд. И вот теперь Пентагон получил новую доктрину, которая за подписью его нынешнего главы - Роберта Гейтса, а соответственно, и ключевые наметки на то, с кем вооруженным силам Соединенных Штатов придется в ближайшие годы бороться и кого рядовым американцам следует больше всего опасаться.
Как и ожидалось, главным врагом для Америки вновь определен международный терроризм - угроза которого столь малопонятна, столь же и неконкретна. Несмотря на то, что Соединенные Штаты в последние годы регулярно зачисляли скопом в «международные террористы» целые страны, организации и отдельных лиц, меньше угрозы от этого невидимого, но такого страшного врага для Америки не стало.
В списке основных источников международного терроризма вновь значатся Ирак и Афганистан. Кстати, Пентагон откровенно признает, что, несмотря на нахождение в этих двух странах огромного воинского контингента Соединенных Штатов, никаких гарантий спокойной жизни рядовым американцам представители министерства обороны США дать не в состоянии.
Замечу, что и президент Дж. Буш, и его ближайшие советники постоянно напоминают, что бороться Америке с международным терроризмом придется еще долго, поэтому фактически любая атака на Соединенные Штаты (будь то сама территория страны или здание американского посольства за рубежом) может просто восприниматься как «очередная атака международных террористов», которых, согласно новому варианту стратегии национальной безопасности США, если и можно, в принципе, победить, то только в каком-то очень уж отдаленном будущем.
При этом если во времена «холодной войны» с Советским Союзом те же американцы знали, что делать (расшатывать советский строй изнутри, подрывать его экономику бесконечной гонкой вооружений), то что делать с таинственными международными террористами, в Пентагоне просто не представляют.
Вроде бы понятно, что их надо громить везде, где только можно, но при всех самых современных средствах ведения войн и наличии огромного числа работников разнообразных спецслужб США вряд ли в состоянии будут дать адекватный ответ какому-нибудь одиночке-самоубийце или небольшой ячейке той же «Аль-Каеды», если те все же захотят повторить массовый теракт против Соединенных Штатов.
Более того - кандидат от Демократической партии на выборах президента США Барак Обама резко критикует политику Буша и республиканской администрации именно в области борьбы с международным терроризмом. Он отмечает, что за семь лет, которые прошли с момента событий 11 сентября, жизнь Америки и ее граждан вовсе не стала более безопасной. Да, за это время не произошло крупных терактов против США, но при этом они могут по-прежнему произойти в любой момент, а Соединенные Штаты так и не обеспечили за прошедшие годы большую безопасность для рядовых американцев.
 
Бить или не бить?
Сначала надо определить - кого бить и на чьей территории

Не секрет, что на нынешнем этапе борьбы против международного терроризма помимо Ирака и Афганистана Соединенные Штаты неоднократно упоминают Пакистан как страну, где эти самые международные террористы давно уже якобы окопались и откуда они, собственно говоря, и проникают на территорию своих соседей, сея смерть и разрушения.
США еще в 2001 году намеревались нанести мощный ракетный удар по пограничным районам между Пакистаном и Афганистаном с тем, чтобы уничтожить базы талибов и других «международных террористов», о существовании которых у Пентагона была соответствующая разведывательная информация. Однако тогда президент Пакистана Первез Мушарраф отговорил Буша от этой авантюры и с трудом смог сдержать американцев от нанесения подобных ударов как минимум три раза уже после этого.
Нынешний шеф Пентагона бить по Пакистану и другим странам, где, по оценкам американцев, могут скрываться международные террористы, вроде бы не намерен. Однако под влиянием, очевидно, госсекретаря Райс и других близких к Бушу политиков он считает, что международными террористами могут быть только граждане бедных и отсталых государств, которым нечего есть, у них нет возможностей учиться и которые ненавидят демократию (интересно, насколько к подобному ряду стран относится Саудовская Аравия, которая в сентябре 2001 года стала, как известно, главным поставщиком террористов-самоубийц для нанесения удара по Соединенным Штатам).
Также не очень понятно, почему в Пентагоне считают, будто международные террористы - это непременно какие-то темные люди, которым просто не очень хорошо известно, как функционирует американская демократия и насколько хороши для жизни ее основные принципы. Соединенные Штаты на самом высоком уровне по-прежнему убеждены в том, что если продолжать нести по всему миру ростки демократии и прогресса, то Америку во всем мире будут любить все больше и больше.
Достаточно в этом плане посмотреть на ситуацию в Афганистане и Ираке после прихода туда американских войск, чтобы понять: ключевые посылы новой стратегии национальной обороны США определяются крайне поверхностно, а посему не исключено, что совсем не те страны и не в том виде, как ожидают в Пентагоне, могут нанести Америке немалый вред и даже совершить против Соединенных Штатов новые теракты.
К примеру, в Ираке за время нахождения там американских войск в десятки раз возросло насилие, погибли тысячи ни в чем не повинных людей, были взорваны десятки тысяч бомб и радиоуправляемых фугасов, которые ни один аналитик Пентагона перед началом войны с Саддамом Хусейном не мог себе даже представить.
Или возьмем Афганистан, где за время нахождения войск стран коалиции НАТО производство наркотиков в этой стране возросло в четыре раза. Полевые командиры контролируют сами по себе большую часть Афганистана, а президент Хамид Карзай, сидя на натовских штыках в Кабуле, не в состоянии управлять даже в столице, не говоря уже о других регионах подведомственного ему государства.
 
А ведь есть еще Иран, Северная Корея, Сирия и другие, кто опасен для Америки

Наряду с международным терроризмом, который не имеет конкретной национальной и какой- то определенной территориальной привязки, Пентагон не забывает и о целом ряде государств, которые самим фактом своего существования могут нести угрозу Соединенным Штатам, даже если они находятся от Америки на почтительном расстоянии.
Тем временем Иран называется чуть ли не главным врагом США (этот тезис активно используют не только нынешние руководители Соединенных Штатов, но и кандидат на президентский пост от Республиканской партии Джон Маккейн), а разбираться с иранцами Соединенные Штаты должны уже в самом ближайшем времени, поскольку Тегеран не просто не любит Америку, но и намерен стать обладателем собственного ядерного оружия.
С Северной Кореей вроде бы ситуация понемногу стабилизировалась, но в стратегии национальной обороны США говорится о том, что режим в Пхеньяне - очень даже непредсказуемый, и при возникновении каких-то внутренних проблем, которые угрожали бы самому существованию КНДР как независимого государства, северокорейцы вполне могут нанести удар по американским военным базам в Японии.
И, конечно же, новый документ об угрозах, нависших над Соединенными Штатами, просто не мог обойти стороной такие две страны, как Россию и Китай. При этом до начала конфликта вокруг Южной Осетии главной угрозой среди «традиционных соперников Америки» назывался именно Китай, причем в Пентагоне очень серьезно рассматривают варианты, при которых КНР может начать военные действия против Тайваня (а у США с этим островом есть соглашение о взаимной обороне).
Американцы откровенно побаиваются китайской экономической мощи, но намерены развивать сотрудничество с КНР по всем направлениям - в том числе и в сфере обороны. Делается это для того, чтобы лучше знать своего «вероятного противника» и одновременно доводить до китайского руководства пагубность каких-либо надежд на победу над Соединенными Штатами в случае военного столкновения.
Еще опаснее для Америки может стать в ближайшее время Россия. Отмечается, что Россия накопила много нефтедолларов, вновь почувствовала себя сильной и влиятельной (особенно на постсоветском пространстве), а соответственно, ее политика может быть в ближайшей перспективе реально угрожать жизненно важным интересам США в Европе и Азии, а также на территории стран СНГ.
После начала военного столкновения между Россией и Грузией Россию в американских политических кругах уже стали именовать не иначе, как «агрессорами» со всеми вытекающими отсюда оценками потенциальных угроз американским политическим и экономическим интересам.
 
Вперед на врага вместе с верными союзниками

Имея столько потенциальных как очевидных, так и опосредованных врагов, Соединенные Штаты пытаются обезопасить себя и своих граждан не только с помощью собственной военной и дипломатической силы, но и активно привлекая для этого союзников. Согласно новой стратегии национальной обороны, у Соединенных Штатов за последние пару лет таких верных и надежных союзников стало гораздо больше, чем раньше.
Прежде всего, к ним относятся страны Восточной Европы и Прибалтики, на которые Соединенные Штаты могут «надежно положиться» в деле борьбы с международным терроризмом и сдерживанием «региональных угроз»(радары системы ПРО в Польше, Чехии и Литве, а также готовность прибалтийских республик разместить на своей территории военные базы стран НАТО в случае возникновения «непредвиденных угроз» своей безопасности - вне всякого сомнения, со стороны России).
Также в новые союзники Пентагон записал Индию, которая, судя по всему, уже более не рассматривается в американском военном ведомстве как экс-советский сателлит, закупавший некогда огромное количество оружия у Москвы. Нынче Индия продолжает покупать у России и военные корабли, и боевые самолеты, и модернизированные танки. Но для Вашингтона это более не является угрозой, тем более что с Пакистаном у США отношения на данном этапе складываются непросто, а Индия с ее огромным человеческим и экономическим потенциалом вполне довольна своим новым статусом «друга и союзника Америки».
Уверены американцы и в том, что их стали намного лучше понимать в странах Африки, Азии, на Ближнем Востоке и во многих других регионах, где раньше о США были не очень хорошего мнения. Так, в деле политической, а если потребуется - и военной изоляции Ирана Соединенные Штаты рассчитывают на помощь своих «друзей» из Центральной Азии и Закавказья, а Грузии так и вовсе отводится роль «ключевого партнера в регионе, отстаивающего американские национальные интересы».
Ну и, без всяких сомнений, Соединенные Штаты возлагают повышенные надежды на эффективность НАТО и партнерских отношений, которые с этой структурой установили страны, членами альянса в данный момент не являющиеся. Речь идет здесь и о ряде стран Восточной Европы, и СНГ, и тех государствах, которые в ответ на просьбу НАТО дают возможность самолетам альянса пролетать через их воздушное пространство, заправляться, а также перевозить через их территорию так называемые «невоенные грузы».
В целом же составители нового варианта стратегии национальной обороны Соединенных Штатов, судя по всему, ставили перед собой задачу не столько реально оценить ситуацию в мире, сколько показать, что Америка по-прежнему остается в кольце каких-то малопонятных противников. А они якобы со всех сторон угрожают мирной жизни американских граждан и никак не хотят смириться с торжеством норм демократии и свободы в США.
Вполне возможно, что с приходом нового президента в Белый дом некоторые положения этого противоречивого документа об угрозах США будут пересмотрены. Но, скорее всего, ключевые моменты поведения Соединенных Штатов на мировой арене останутся все же неизменными. И Пентагон, и Белый дом все же остаются уверенными в том, что Америке и ее мирному развитию всерьез угрожают некие враждебные силы, с которыми надо вести долгую и беспощадную войну. А кто и когда в этой войне одержит верх - пока неизвестно ни нынешнему министру обороны Соединенных Штатов, ни, скорее всего, будущему их президенту.

Юрий Сигов, Вашингтон

Оценить статью
(0)