С кем будет дружить Америка при новом президенте?

С кем будет дружить Америка при новом президенте?

С кем будет дружить Америка при новом президенте?

Внешняя политика США вряд ли кардинально поменяется при новом хозяине Белого Дома.

Новое резкое обострение отношений между Россией и Соединенными Штатами, остающаяся неразрешенной проблема ядерной программы Ирана и неопределенный статус такой же программы у Северной Кореи, взрывоопасная ситуация на Ближнем Востоке, да еще существующие и грозящие вспыхнуть вновь «замороженные конфликты» на территории постсоветского пространства ставят на повестку дня ключевой вопрос: что по всем этим международным проблемам намеревается делать новая американская администрация и какую политику США будут проводить в мире в течение ближайших четырех лет?
При этом одни с надеждой смотрят на одобрение руководством Демократической партии на пост президента своего молодого и рвущегося принести Америке перемены - Барака Обамы, а другие - с не меньшей надеждой требуют «жесткости» и «твердости» в проведении внешней политики от сенатора Джона Маккейна, которого в президенты Соединенных Штатов двигают республиканцы.
Поскольку кого-то третьего, «нейтрального» и каким-то образом отстраненного от двух крупнейших в стране партийных машин 4 ноября в бюллетенях для голосования на президентских выборах в США, скорее всего, не будет, то выбирать не только Америке и ее избирателям, но и всему миру (впрочем, у него права голоса нет) придется именно из этой пары политиков.
Рассуждать в сослагательном наклонении о том, с кем из них двоих было бы легче и удобнее вести дела, не имеет смысла. Но кое-какие элементы внешнеполитического курса, которые гарантированно будут проводить и тот и другой кандидат в президенты, можно предвидеть уже сейчас. И хотя в нынешнем очень даже непростом мире до момента принятия присяги новым президентом США еще может многое чего произойти форс-мажорного, тем не менее ключевые позиции по внешней политике и Маккейном, и Обамой уже озвучены, а следовательно, о них уже сегодня есть смысл говорить с известной долей уверенности и расчета.
 
Сильная Америка - не значит со всеми вокруг воюющая

Прежде всего отмечу, что на данном этапе для американских избирателей любая внешнеполитическая проблема, касающаяся Америки (даже две войны в Ираке и Афганистане), является все-таки при голосовании за нового президента второстепенной. На первом плане у них экономические вопросы, падение доходов населения, высокие цены на горючее и растущая инфляция, чего в США уже лет двадцать никто не знал.
Именно экономические проблемы, а также состояние морали руководства страны волнуют сегодня рядовых американских избирателей куда больше, чем любая, даже самая острая международная проблема. И уж тем более рядовому избирателю в США по большому счету «до лампочки», что делается сейчас на просторах СНГ, каковы шансы на формирование новой правящей коалиции в Ираке и что будет в Пакистане после ухода с поста президента Первеза Мушарафа.
В США уровень доходов представителей среднего класса за последние три года упал до рекордной отметки, резко возросла стоимость образования и медицинского обслуживания, и все больше американцев считает, что нынешняя администрация Белого дома ведет страну просто к экономической катастрофе.
На этом фоне внутренние американские проблемы, которые тоже определенным образом отражаются на окружающем Америку мире (возьмите только один кризис американской ипотечной системы, от которого содрогаются уже больше года все финансовые системы Европы, Азии, и в том числе - стран СНГ), намного превосходят по своей значимости то, что намереваются делать Соединенные Штаты во внешней политике. Но международные отношения так построены, что всему миру будет куда хуже, если внутренние американские проблемы превратятся еще и в агрессивный и непредсказуемый внешнеполитический курс для Вашингтона.
Так чего же ждать во внешней политике от Соединенных Штатов всем остальным странам, и стоит ли на ближайшие четыре года записываться в друзья Америки (в список своих врагов Соединенные Штаты включат другие государства по собственной инициативе, так что с этим у тех же Ирана, Сирии, Северной Кореи и ряда других стран проблем не будет).
Начну с демократов и их кандидата Обамы, поскольку именно с его политикой американцы связывают основные надежды на перемены, а соответственно - именно этот человек и сформированная им команда смогут, по мнению избирателей, внести в нынешний внешнеполитический курс Соединенных Штатов серьезные и принципиальные изменения.
В ходе всей предвыборной гонки Обаму критиковали соперники - республиканцы якобы за то, что он не имеет никакого международного опыта, не очень хорошо разбирается во внешнеполитических проблемах и потому не сможет в сложных условиях правильно выбрать ключевые приоритеты для проведения политики США на международной арене.
В этой связи стоит напомнить, что ни один из президентов США за последние лет 40, по существу, не имел никакого опыта международных дел, ничем особо не отличался в знании не только политики той или иной страны или целого региона, но даже с легкостью путал названия стран и имена их президентов. Однако на общем внешнеполитическом курсе Соединенных Штатов обычно подобные «неувязки» как-то не сказывались.
Да, Барак Обама - отнюдь не специалист в вопросах внешней политики, не был он в огромном количестве стран и регионов плюс не говорит ни на одном иностранном языке (о чем он сам очень сильно сожалеет). Так оно все ему и не особо нужно: на проведение внешней политики страны в деталях он поставит, скорее всего, кадрового профессионального дипломата (поскольку доверенных приятелей по бизнесу и игре в гольф, как у руководства нынешней администрации Белого дома, у него нет).Этот человек и будет технически осуществлять все те шаги, которые будет вырабатывать во внешней политике вся совокупная американская политическая система.
Обама намерен сделать из Америки сильного и влиятельного внешнеполитического игрока (которым Америка все прошедшие годы, в принципе, и была), но придать политике за рубежами США «человеческое», а не искореженное гримасой ненависти к другим лицо. Кандидат в президенты от демократической партии хочет, чтобы Америку не просто боялись и не шарахались от нее как черт от ладана, а понимали, советовались с ней, да и сами Соединенные Штаты, по словам Обамы, будут всегда прислушиваться к мнению других стран в том или ином конфликтном или проблемном вопросе.
Показательно, что в своей речи в Денвере на конвенции Демократической партии в течение 45 минут Обама лишь по разу упомянул об Иране и России, но зато 30 минут говорил об американской экономике и важности поднятия общей морали общества для решения важнейших внутренних и внешнеполитических задач. Нынешний сенатор от штата Иллинойс пока явно не знает, что он будет делать ни в отношениях с Россией, ни с Ираном, ни с проблемами Ближнего Востока. Но он уверен в том, что Америка по всем этим вопросам будет высказывать свою жесткую позицию, отстаивать национальные интересы и искать для осуществления своих планов надежных и вменяемых союзников.
 
Жесткость на словах - еще не значит агрессивность в действиях

Несколько иной имидж во внешней политике уже сложился у Джона Маккейна, кандидата в президенты Соединенных Штатов от Республиканской партии. Будучи ветераном войны во Вьетнаме и давним обитателем Капитолийского холма, Джон Маккейн вроде сам по себе олицетворяет опыт и надежность в международных делах, жесткость бывшего солдата и уверенность в своих силах возможного будущего главнокомандующего Соединенными Штатами.
При этом, правда, как-то забывается тот факт, что поездки по разным странам мира, длительное пребывание в сенате США вовсе не означают, что человек будет непременно докой во всех внешнеполитических вопросах и сумеет быстро и четко сориентироваться в мировой политике в случае возникновения вокруг страны кризисной ситуации.
Достаточно вспомнить в этой связи многочисленные «ляпы» Маккейна по целому ряду важнейших для Америки мировых проблем, чтобы понять - и для этого кандидата в президенты внешнеполитическая деятельность будет приоритетной только в том случае, если с ее помощью можно будет добиться решения важных внутренних проблем или как минимум - отвлечь собственных избирателей от домашних дел, запугивая их угрозами из-за рубежа.
Возьмем тот же Иран, к которому Маккейн «пылает жаркою любовью». Со стороны кажется, что по многим вопросам отношений с этой страной сенатор от штата Аризона больше ориентируется на доклады и справки, которые ему пишут его помощники, нежели он сам понимает, что и как на самом деле в районе Персидского залива, и в частности, в Иране, происходит.
Кстати, эта «международная поверхностность» очень характерна не только для Маккейна и Обамы по оценке дальнейших внешнеполитических проблем, но и для членов из ближайшего окружения. Тот же Джо Байден, который выдвинут кандидатом в вице-президенты страны, долгие годы сидит на Капитолийском холме и вроде бы является суперспецом в вопросах внешней политики. Но на самом деле его знания мировой политики и детальное понимание каких-то регионов и стран крайне поверхностные, неглубокие, в большей степени идеологизированные, чем опирающееся на реальные события и непредвзятое в оценке складывающейся ситуации.
Конечно же, на внешнеполитические взгляды Маккейна оказывает сильнейшее влияние то, что он вырос во времена холодной войны. Поэтому ему до сих пор кажется, что на Америку все еще направлены тысячи русских ракет, которые вот-вот возьмут курс на Вашингтон и Нью-Йорк. Маккейн также уверен, что все страны СНГ надо освободить от «российского гнета». Он готов хоть завтра отправиться в Грузию, на Украину, в Чечню, если того потребуют интересы Америки, не особо задумываясь над тем, что именно подобный курс сейчас фактически не работает и серьезно мешает Соединенным Штатам успешно вести свои международные дела во многих регионах мира.
События вокруг Южной Осетии и Абхазии, возможные новые трения между Россией и Украиной - лишь предлоги, которые могут тому же кандидату от Республиканской партии помочь набрать важные внешнеполитические очки накануне президентских выборов. В Америке (особенно накануне выборов президента) избиратели очень любят силу, жесткость, уверенность в своих силах и даже неподдельную браваду, с помощью которой можно и другим странам «показать кузькину мать», и своим избирателям в очередной раз в нужном свете показаться.
Другой вопрос, что этот самый рядовой избиратель в США может кое-чего во внешней политике и не разбирать. И тогда после сообщений по местному телевидению о том, что «русские танки вошли в Джорджию (а именно так произносится название Грузии по-английски), обычный житель штата Джорджии американской (он по иронии судьбы тоже находится на юге, но США, а не Кавказа) элементарно вооружится прибором ночного видения, купленным в соседнем с домом магазине, и в полночь наводит его на проезжающие по окрестному хайвэю автомашины (а вдруг действительно среди них окажется и русский танк?)
 
Кто бы ни стал новым хозяином Белого дома, основные направления внешней политики Соединенных Штатов останутся неизменными

Уже сегодня многие обозреватели и политологи в самой Америке говорят, что выбор президента в ноябре будет не просто определением, какой конкретно человек займет место в Овальном кабинете на Пенсильвания Авеню, 1600, а своего рода водоразделом всей дальнейшей системы развития Соединенных Штатов. Либо страна останется все в том же «политическом окопе», из которого по окружающему Америку миру можно только отстреливаться, либо США вновь выйдут на мировую арену с новыми предложениями, с идеями не диктата, а сотрудничества, и вернут себе тем самым международное уважение и серьезно подорванный за последнее время престиж.
Но надо также учесть, что кто бы ни пришел в США на пост президента, ввиду крайней консервативности и многоступенчатости принятия решения по ключевым внешнеполитическим вопросам поменять внешнюю политику и ее основные направления даже при всем желании тому же Обаме будет просто невозможно. Более того, те ближайшие советники Обамы по внешней политике, а также личность выбранного им вице-президента Байдена говорят о том, что, скорее всего, если что и будет меняться во внешней политике страны, то не очень быстро и не особо по существу.
Как показывает практика, с приходом нового президента США в Белый дом отношения между теми же Москвой и Вашингтоном всегда резко ухудшаются, а потом начинают постепенно «оттаивать «(в зависимости от того, кто кому посмотрит за это время в глаза и не начнется ли где-нибудь в мире новая «заваруха», в которой Америка посчитает своим долгом непременно участвовать).
Непонятно, что делать с Ираком и Афганистаном, пребывание в которых американских военнослужащих - один из самых болевых моментов для обоих кандидатов в президенты США. Что-то надо делать с Ираном, который действительно (не сегодня, так завтра) станет обладателем ядерного оружия. Никакой реальной политики построения новых отношений с Тегераном у Вашингтона пока нет, и неизвестно, будет ли новый президент Америки начинать свою внешнеполитическую работу именно с «тегеранского направления».
В том, что касается отношений со странами постсоветского пространства, то Соединенные Штаты что при одном, что при другом кандидате будут по-прежнему проводить политику активного отдаления (или отчуждения) стран СНГ от России с тем, чтобы не позволить Москве вновь возродить нечто подобное рыхлому конгломерату своих союзников в виде более крепкого и эффективно работающего содружества.
И Обама, и Маккейн не видят даже на перспективу в лице России настоящего надежного партнера в международных делах, а рассматривают ее как опасного соперника, которого надо все время по возможности держать «на коротком поводке», и не позволять Москве хозяйничать на бывшем «союзном пространстве».
Все эти детали и нюансы внешней политики Соединенных Штатов могут в зависимости от ситуации в крайне незначительных моментах меняться, но главным будет оставаться фактически то же самый курс «всепроникновения» и «активное участия» Соединенных Штатов в мировых делах, даже там, где американцев об этом особо никто не будет просить. А в таком случае новые трения между Россией и США будут просто неизбежны, к чему странам СНГ, и особенно тем, кто намеревается и в дальнейшем развивать партнерские отношения на «многовекторной» основе и с Москвой, и с Вашингтоном, надо уже сегодня быть готовыми.

Юрий Сигов, Вашингтон

Оценить статью
(0)