Челночная дипломатия президента Франции продолжается. Оценивать ее результаты можно по-разному, но факт остается фактом: Евросоюзу удалось добиться прекращения огня и начала процесса вывода российских войск из Грузии. Но не из Абхазии и Южной Осетии: там их контингент будет, наоборот, усилен до 3800 человек в каждом регионе – так приказал сам Медведев. При этом российское руководство искусно маневрирует, находя между строк подписанных документов то «буферные зоны», то запрет на присутствие в Южной Осетии и Абхазии международных наблюдателей. Создается впечатление, что противостояние с Россией перешло с вооруженного уровня даже не столько на дипломатический, сколько на бюрократический. О борьбе ЕС за Грузию говорит секретарь Совбеза Александр Ломая.
- Евросоюз активно участвует в урегулировании российско-грузинского конфликта, причем настолько активно, что появилось несколько документов. К примеру, есть основной план перемирия, состоящий из 6 пунктов, который в Москве называют планом Медведева - Саркози, а 8 сентября президент России подписал еще один документ с множеством подпунктов. Что происходит с бумагами?
- Во-первых, тот документ, который был подписан в Москве 8 сентября, не заменяет плана из 6 пунктов, а является его продолжением, если угодно – конкретизацией. Почему в Москве называют его планом Медведева - Саркози? Пытаясь сохранить политическое лицо, они прибегают к разным ухищрениям, в том числе им хотелось бы называть документ планом Медведева - Саркози. Могут называть как угодно – главное, что написано в этом плане и что написано в подписанном 8 сентября документе. Главные итоги последних переговоров в Москве – это то, что конкретизированы даты вывода российских войск. Прежде всего, из зоны Поти – Сенаки: до 15 сентября, то есть в течение недели после подписания документа. В течение же месяца после подписания на территории Грузии – за исключением Абхазии и Южной Осетии – не останется ни одного российского солдата. Это первый главный итог. Второй результат состоит в том, что большая миссия европейских наблюдателей, против которой яростно возражали в Москве, прибудет в Грузию и начнет осуществлять мониторинг вывода российских войск. Мы знаем, что Россия всегда выступала против любых попыток интернационализации миротворческого процесса. Очень важно, что Москве под международным давлением пришлось уступить и в этом вопросе. Третье – начало международной дискуссии по стабильности и безопасности в этих регионах. Уже объявлена дата: 15 октября. Эти дискуссии будут базироваться на резолюциях Совета Безопасности и Генеральной Ассамблеи ООН. Что само по себе означает, что территориальная целостность Грузии не ставится под вопрос. И четвертый важный момент в подписанном Медведевым документе – это вопрос беженцев, гарантий их возвращения и безопасности.
- Саркози после Москвы прибыл в Грузию. Каковы основные результаты тбилисских переговоров?
- Как вам известно, после достаточно тяжелых переговоров в Москве, которые продлились вдвое больше запланированного, европейская делегация прибыла в Тбилиси. Состоялась встреча с президентом Михаилом Саакашвили. Президент Саркози и президент Европейской комиссии Барозу опубликовали декларацию, состоящую из 4 фундаментальных принципов. Первое – это осуждение признания Россией двух грузинских регионов и полная поддержка территориальной целостности Грузии. Второе – это стопроцентная приверженность плану Саркози из 6 пунктов, который предусматривает вывод всех российских войск со всей территории Грузии. Третье: в декларации говорится о том, что географически мандат распространяется на территорию Грузии, включая, естественно, и югоосетинский и абхазский регионы. Четвертое: в декларации говорится о том, что право вынужденно перемещенных лиц и беженцев на возвращение в свои дома является абсолютным, то есть не подлежащим обсуждению, правом.
- Однако на днях глава МИД России Лавров в телефонном разговоре с госсекретарем США Кондолизой Райс заявил, что наблюдатели ЕС не будут находиться в самой Южной Осетии и Абхазии...
- Европейские наблюдатели будут наблюдать за выводом российских войск на всей территории Грузии.
- То есть на этот счет имеется договоренность?
- Они будут наблюдать на всей территории Грузии. Это будет происходить не сразу, а поэтапно. Но географически мандат наблюдения за выполнением соглашения из 6 пунктов будет распространяться на всю территорию Грузии.
- Согласитесь, что наличие нескольких документов и их разночтения, по меньшей мере, настораживают.
- Мы имеем дело с политическими процессами, и мы должны смотреть на эти процессы в их динамике. Важность очень лаконичного документа из 6 пунктов в том, что президенту Саркози удалось остановить агрессию России. Сегодня никто не скрывает, в том числе и президент Франции, что главной целью Москвы был штурм Тбилиси и смена режима. Это удалось остановить. Кроме того, в документе было зафиксировано, что российские войска должны покинуть Грузию. Но за прошедший после подписания договора месяц появилась необходимость установить временные рамки и расшифровать, детализировать его положения. Россия весьма своеобразно трактовала пункты этого документа. Сейчас есть временные рамки – до 10 октября они уходят со всех нелегальных блок-постов. Тем самым, они признаются, что их блок-посты нелегальны, что всё это время они энергично отрицали. Параллельно с этим начнется процесс международного обсуждения. И это не конец. Следующим этапом будет (это будет очень сложный процесс, но это будет) их вывод из Абхазии и Южной Осетии. Мы не питаем иллюзий на тот счет, что Россия прекратит односторонние действия, например, не установит дипломатические или военные отношения с этими территориями. Но хочу сказать очень четко: на протяжении всего периода переговоров международное сообщество и лично президент Саркози ясно демонстрируют решимость последовательно убеждать Россию (я не буду употреблять слово «принуждать») вывести свои войска со всей территории Грузии и в том, что территориальная целостность не является предметом дискуссий. В то же время, естественно, очень важно, чтобы для этих регионов было найдено решение, удовлетворяющее интересы этнических меньшинств и создающее гарантии безопасности. Как известно, Грузия имела на этот счет соответствующие планы и сейчас имеет свое видение. Мы готовы активно это обсуждать.
- Многие аналитики, в том числе российские, полагают, что настало время глобального политического торга. При этом акцент делается на гуманитарной помощи США и на использование с гуманитарной целью ВМС НАТО. Ставит ли Россия вопрос, скажем, так: НАТО выходит из Черного моря, мы выводим войска из Грузии?
- Сказать они могут многое, да и сделать тоже, не стесняя себя никакими международными правилами и приличиями. Но если говорить конкретно, то эти вопросы даже не затрагивались Россией, так как ответ был бы отрицательный. Какие двусторонние или многосторонние отношения устанавливает Тбилиси с другими странами, в данном случае с Соединенными Штатами – это прерогатива Грузии и этих стран, Москвы это не касается. Если рассмотреть этот вопрос в глобальном плане, то очень четкий ответ на подобные спекуляции дал сам Евросоюз на саммите 1 сентября: в декларации записано черным по белому, что каждое государство вправе само выбирать курс внешней политики. Это очень ясное указание на то, что будь это Грузия, Украина, Молдова или Азербайджан, страны вправе выбирать, в какие альянсы они хотят объединиться.
- Москва неоднократно заявляла, что именно стремление Грузии в НАТО является главным раздражающим фактором. Не стоит ли ожидать еще большего накала ситуации в свете проведения в Тбилиси Совета НАТО?
- Визит Североатлантического совета важен сам по себе, вдвойне важен в этот период. Это демонстрация того, что те цели, которые ставила перед собой Россия, планируя вторжение в Грузию, то есть отдаление страны от европейских и евроатлантических институтов, не только не достигнуты, а наоборот, происходит ускорение интеграционных процессов. Еще одно значимое событие – это инициатива президента Саркози о проведении в конце октября так называемого политического саммита друзей Грузии, где будет присутствовать он сам, и есть предварительное согласие канцлера Германии, президента США Джорджа Буша и до 20-ти мировых лидеров. Это будет политическая демонстрация всеобщей поддержки Грузии со стороны международного сообщества. Отдельно от этого саммита, как и было запланировано, приблизительно в те же сроки состоится экономическая конференция по восстановлению Грузии под эгидой Евросоюза.
- Однако как расценить на фоне политической поддержки заявление Николя Саркози? В Москве он сказал, что реакция России на действия Грузии была «непропорциональной», но «действия были». На министериале ЕС в Авиньоне было принято решение создать комиссию по расследованию причин начала вооруженного конфликта. Намерена ли Грузия сотрудничать с таким органом?
- Создание беспристрастного органа, будь то комиссия или совет, который дал бы оценку действиям России в так называемом ближнем зарубежье, начиная с момента распада Советского Союза и до сих пор, является той темой, о которой Грузия говорит многие годы. В том числе, последний раз 28 августа МИД Грузии призвал создать нейтральную международную комиссию по расследованию причин российско-грузинского конфликта, начиная с поддержки сепаратистских движений, в том числе и военной, и заканчивая событиями последних лет: паспортизацией, вооруженной агрессией и затем – попыткой аннексии Южной Осетии и Абхазии. Так что Грузия не только согласна сотрудничать с такой комиссией, но и сама выступила инициатором ее создания. Могу подтвердить, что Грузия передаст следствию все материалы, свидетельствующие о неоимпериалистической политике России в отношении не только нашей страны, но и других государств. Мы передали европейским лидерам серьезные доказательства того, что российские вооруженные силы, тяжелая техника, были на территории Грузии еще до начала военных действий. Есть серьезные разведывательные данные. Кроме того, десантники в Абхазии, строительство железной дороги, которая была использована для штурма Верхней Абхазии, строительство военной базы в Джаве – это тоже доказательства. Думаю, что решение комиссии будет однозначным: Россия много лет планировала военную агрессию против Грузии под различными прикрытиями и в конце концов осуществила ее в августе. Кстати, многие российские эксперты писали, что это должно было произойти именно в августе, если не в Южной Осетии, то в Кодорском ущелье. Так что я еще раз повторяю: Грузия готова сотрудничать в расследовании причин вооруженного конфликта, причем готова на сто процентов.
Интервью взяла Диана Тосунян