Правительство, в качестве новогоднего подарка всем нам, решило обсудить на своем последнем заседании в уходящем 2002 году @ (26 декабря) программу социально-экономического развития страны на ближайшую перспективу, то есть на 2003-2005 гг. В ожидании этого документа, пожалуй, впервые ощущаю что-то близкое к азарту спортивного болельщика накануне крупных международных соревнований. Все дело в том, что предстоящий трехлетний период чрезвычайно интересен.
Прежде всего, первая его половина приходится на парламентские и президентские выборы. А как мы хорошо знаем, такая политическая «сверхнагрузка» не может не сказываться на реальных шагах в экономике и социальной сфере – с «электоратом» ссориться нельзя. Следовательно, приоритеты, которые будут заявлены правительством на 2003 г. - первое полугодие 2004 г., позволят понять: насколько уверенно себя чувствует федеральная власть и на какие же все-таки слои населения (избирателей) делается ставка. Еще более наглядно это должно прозвучать в весеннем Послании президента Федеральному Собранию.
Ну а вторая половина периода - это начало второго президентского срока В.Путина. Поскольку «второго», то никакой «раскачки» для ориентации в пространстве и времени не требуется, и можно, наконец, реализовать все, что не удалось в 2000-2003 гг. Если предположить, что президент надеется чувствовать себя после выборов 2004 года максимально независимым от всяческих «семейных» и прочих пут, то можно ожидать, что правительство позволит себе заложить в программу на второе полугодие 2004 г.– 2005 г. нечто, качественно отличающееся от «стабилизации». Каковы ощущения президента и предполагает ли правительство работать и второй президентский срок (или, как полагается в приличных странах, хотя бы считает себя обязанным обеспечить преемникам нормальное поле деятельности), мы узнаем уже завтра.
А пока несколько соображений о приоритетах, которые хотелось бы увидеть в программе.
Можно, конечно, согласиться с Г.Грефом, который назвал в качестве основных направлений реформ на 2003 год «государственную службу, налогово-бюджетную сферу, институциональные реформы, диверсификацию экономики и повышение ее открытости, а также формирование эффективной системы социального страхования». Можно даже согласиться с тем, что если всерьез, а не в виде очередных нереализуемых лозунгов, будут проведены институциональные реформы и диверсифицирована экономика (имеется, очевидно, в виду уход от ее преимущественно сырьевой ориентации), то изменится само качество экономического роста. Правда, я бы добавила сюда изменение политики оплаты труда – она, несомненно, должна быть более достойной (более высокой), но при этом четко коррелировать с ростом производительности труда.
Но это все опять половинчатые меры. И, прежде всего, потому, что пора ставить вопрос об изменении самой «идеологии» бизнеса и управления. От доминанты текущих высоких результатов необходимо перейти к доминанте стратегической эффективности, от позиции жуликоватых временщиков к позиции рачительных и ответственных, в том числе перед будущими поколениями, хозяев.
(Самым наглядным примером значимости указанной «идеологии» может служить нефтегазовый комплекс страны. Сегодня ситуация в нем в целом может быть охарактеризована как стагнация, технологическая и ресурсная деградация. При этом нерациональное, а часто просто преступное использование недр приводит к фактической потере извлекаемых запасов нефти. Можно назвать лишь 4-5 компаний, нацеленных на инновации, на опережающее применение передовых научно-технических достижений и рациональное недропользование. И именно такой подход обеспечивает сегодня ЛУКОЙЛу, ЮКОСу, Сибнефти, Сургутнефтегазу конкурентоспособность на мировом рынке).
Л.С.Вартазарова
Прежде всего, первая его половина приходится на парламентские и президентские выборы. А как мы хорошо знаем, такая политическая «сверхнагрузка» не может не сказываться на реальных шагах в экономике и социальной сфере – с «электоратом» ссориться нельзя. Следовательно, приоритеты, которые будут заявлены правительством на 2003 г. - первое полугодие 2004 г., позволят понять: насколько уверенно себя чувствует федеральная власть и на какие же все-таки слои населения (избирателей) делается ставка. Еще более наглядно это должно прозвучать в весеннем Послании президента Федеральному Собранию.
Ну а вторая половина периода - это начало второго президентского срока В.Путина. Поскольку «второго», то никакой «раскачки» для ориентации в пространстве и времени не требуется, и можно, наконец, реализовать все, что не удалось в 2000-2003 гг. Если предположить, что президент надеется чувствовать себя после выборов 2004 года максимально независимым от всяческих «семейных» и прочих пут, то можно ожидать, что правительство позволит себе заложить в программу на второе полугодие 2004 г.– 2005 г. нечто, качественно отличающееся от «стабилизации». Каковы ощущения президента и предполагает ли правительство работать и второй президентский срок (или, как полагается в приличных странах, хотя бы считает себя обязанным обеспечить преемникам нормальное поле деятельности), мы узнаем уже завтра.
А пока несколько соображений о приоритетах, которые хотелось бы увидеть в программе.
Можно, конечно, согласиться с Г.Грефом, который назвал в качестве основных направлений реформ на 2003 год «государственную службу, налогово-бюджетную сферу, институциональные реформы, диверсификацию экономики и повышение ее открытости, а также формирование эффективной системы социального страхования». Можно даже согласиться с тем, что если всерьез, а не в виде очередных нереализуемых лозунгов, будут проведены институциональные реформы и диверсифицирована экономика (имеется, очевидно, в виду уход от ее преимущественно сырьевой ориентации), то изменится само качество экономического роста. Правда, я бы добавила сюда изменение политики оплаты труда – она, несомненно, должна быть более достойной (более высокой), но при этом четко коррелировать с ростом производительности труда.
Но это все опять половинчатые меры. И, прежде всего, потому, что пора ставить вопрос об изменении самой «идеологии» бизнеса и управления. От доминанты текущих высоких результатов необходимо перейти к доминанте стратегической эффективности, от позиции жуликоватых временщиков к позиции рачительных и ответственных, в том числе перед будущими поколениями, хозяев.
(Самым наглядным примером значимости указанной «идеологии» может служить нефтегазовый комплекс страны. Сегодня ситуация в нем в целом может быть охарактеризована как стагнация, технологическая и ресурсная деградация. При этом нерациональное, а часто просто преступное использование недр приводит к фактической потере извлекаемых запасов нефти. Можно назвать лишь 4-5 компаний, нацеленных на инновации, на опережающее применение передовых научно-технических достижений и рациональное недропользование. И именно такой подход обеспечивает сегодня ЛУКОЙЛу, ЮКОСу, Сибнефти, Сургутнефтегазу конкурентоспособность на мировом рынке).
Л.С.Вартазарова