В двадцать второй раз собирается сессия Парламентского собрания (ПС) Союза Беларуси и России. Очередной сбор 72 представителей @ двух стран (по 36 с каждой стороны) пройдет 14-16 января в Москве.
В повестке дня два вопроса: проект бюджета на нынешний год и подготовка проекта Конституционного акта Союзного государства. Проще говоря, на что и как ему жить.
В минувшем году Союзное государство должно было жить примерно на 2 млрд. 643,1 млн. российских рублей (в сумме по доходам и расходам). Как отмечалось на парламентских слушаниях в декабре 2002 г. в Минске, это составляет около 10% бюджета белорусской столицы или примерно 1% бюджета стольного города России.
Прямо скажем, скромные масштабы для Союзного государства. Ведь на эти бюджетные средства должны существовать не только союзные органы управления и проводиться разные мероприятия вроде сессий, парламентских слушаний и научно-практических конференций. 90% этих денег идет на финансирование союзных программ. Некоторые из них, например, программа "Союзный телевизор", более или менее успешно реализуются. Большинство же из-за хронического недофинансирования (излюбленный неологизм российского Минфина!) существует только на бумаге.
"Недофинансирование" - хроническая беда Союзного государства. 9 декабря 2002 года на XXI сессии ПС рассмотрен вопрос "Об отчете Совета Министров Союзного государства об исполнении бюджета Союзного государства за первое полугодие 2002 года". Отмечалось, что "за указанный период по доходной части союзный бюджет исполнен в сумме 934,2 млн. российских рублей (82,2% от объема, предусмотренного росписью). Отчисления государств-участников составили 913,1 млн. российских рублей (82,4% утвержденных назначений)".
Правда, Россия свои обязательства полностью выполнила - ее отчисления в союзный бюджет составили 820,4 млн. рублей (100% утвержденных назначений). Обязательства Беларуси исполнены только на треть (сумма отчислений - 92,7 млн. рублей или 32,2% утвержденных назначений).
Картина расходов Союзного государства - совсем незавидная. В этой части исполнение бюджета составило 608,2 млн. рублей (53,5% утвержденных назначений), исполнение по кассовым расходам, то есть реально истраченным бюджетным средствам, - 220,0 млн. рублей (19,5% утвержденных назначений). Приведенные цифры лучше всяких слов говорят о том, как на самом деле относятся в Кремле и Минске к своему Союзному государству. Вряд ли ситуация изменится к лучшему в 2003 году. Вполне возможно, что в результате работы XXII сессии Парламентского собрания Союза Беларуси и России в союзный бюджет на этот год запишут побольше сумму денежных средств. Но нет никаких оснований считать, что все они будут пущены в дело.
Камень преткновения - проект Конституционного акта. Пока Кремль не договорится с белорусским президентом А.Лукашенко о том, как и по каким законам должно жить и развиваться Союзное государство, много красивых слов о братстве двух народов будут разбиваться об одно уродливое - "недофинансирование".
Э.Хамидулин
В повестке дня два вопроса: проект бюджета на нынешний год и подготовка проекта Конституционного акта Союзного государства. Проще говоря, на что и как ему жить.
В минувшем году Союзное государство должно было жить примерно на 2 млрд. 643,1 млн. российских рублей (в сумме по доходам и расходам). Как отмечалось на парламентских слушаниях в декабре 2002 г. в Минске, это составляет около 10% бюджета белорусской столицы или примерно 1% бюджета стольного города России.
Прямо скажем, скромные масштабы для Союзного государства. Ведь на эти бюджетные средства должны существовать не только союзные органы управления и проводиться разные мероприятия вроде сессий, парламентских слушаний и научно-практических конференций. 90% этих денег идет на финансирование союзных программ. Некоторые из них, например, программа "Союзный телевизор", более или менее успешно реализуются. Большинство же из-за хронического недофинансирования (излюбленный неологизм российского Минфина!) существует только на бумаге.
"Недофинансирование" - хроническая беда Союзного государства. 9 декабря 2002 года на XXI сессии ПС рассмотрен вопрос "Об отчете Совета Министров Союзного государства об исполнении бюджета Союзного государства за первое полугодие 2002 года". Отмечалось, что "за указанный период по доходной части союзный бюджет исполнен в сумме 934,2 млн. российских рублей (82,2% от объема, предусмотренного росписью). Отчисления государств-участников составили 913,1 млн. российских рублей (82,4% утвержденных назначений)".
Правда, Россия свои обязательства полностью выполнила - ее отчисления в союзный бюджет составили 820,4 млн. рублей (100% утвержденных назначений). Обязательства Беларуси исполнены только на треть (сумма отчислений - 92,7 млн. рублей или 32,2% утвержденных назначений).
Картина расходов Союзного государства - совсем незавидная. В этой части исполнение бюджета составило 608,2 млн. рублей (53,5% утвержденных назначений), исполнение по кассовым расходам, то есть реально истраченным бюджетным средствам, - 220,0 млн. рублей (19,5% утвержденных назначений). Приведенные цифры лучше всяких слов говорят о том, как на самом деле относятся в Кремле и Минске к своему Союзному государству. Вряд ли ситуация изменится к лучшему в 2003 году. Вполне возможно, что в результате работы XXII сессии Парламентского собрания Союза Беларуси и России в союзный бюджет на этот год запишут побольше сумму денежных средств. Но нет никаких оснований считать, что все они будут пущены в дело.
Камень преткновения - проект Конституционного акта. Пока Кремль не договорится с белорусским президентом А.Лукашенко о том, как и по каким законам должно жить и развиваться Союзное государство, много красивых слов о братстве двух народов будут разбиваться об одно уродливое - "недофинансирование".
Э.Хамидулин