Если женщина любит

Они прожили большую и сложную жизнь.
Удивительно, их одинаково звали. Она — Джузеппина Стреппони, он — Джузеппе Верди. Они встретились в его первой жизни, когда никому не известный композитор пытался поймать прихотливую птицу-Славу. А она уже была примадонной.
Как он не любит этих капризных изнеженных певиц. Откуда ему знать, что она, прекрасно сложенная женщина со смеющимся ртом и грустными глазами, проста и иронична, скромна и обаятельна.
Джузеппина Стреппони родилась в 1815 году в семье капельмейстера кафедрального собора в Монце. Она окончила, несмотря на раннюю смерть отца и последующую нужду, Миланскую консерваторию. Ту самую, в которую не приняли Верди. Стреппони хотела петь, чтобы обеспечить семью, дать младшим в семье образование.
Первым талант Стреппони открыл импресарио Ланари, но успех к ней пришел с Мерелли, одним из самых влиятельных импресарио Европы.
Мерелли, который заключил с Верди выгодный для себя контракт, требует от композитора новую оперу. При непременном участии Стреппони, хотя знает о нездоровье певицы, о том, что «ослабел ее голос». Верди не соглашается, просит найти замену, но Мерелли настаивает. Премьера «Набукко» с участием Стреппони состоялась 9 марта 1842 года. Это было крахом певицы, что вынужден признать и Мерелли.
Судьба вновь разводит Верди и Стреппони.
Верди на творческом подъеме, а Джузеппина покидает Италию.
Их соединил 1947 год. Верди не говорит о браке, он просто ее любит так, как умеет только он: молча, угрюмо, немногословно. За него говорит музыка. Признание в любви «Травиата».
А Джузеппина? Она понимает «своего Верди», она шлет ему «поцелуи сердца»: «Единственное мое утешение в жизни — это ты».
Джузеппе труден в общении. Он замкнут, молчалив. Он пессимист: «Как печальна, если вдуматься, жизнь». Они живут в усадьбе Верди в Сант-Агате в полной тишине, уединении. Всегда оживленная, Джузеппина теперь все чаще грустит в одиночестве. Угнетают Стреппони и пересуды местного общества: ведь она не «синьора Верди». Впрочем, Верди через годы снисходит к ее переживаниям. 29 августа 1859 года они тайно венчаются. Свидетелями стали звонарь и кучер.
Но с некоторых пор ей стало казаться, что Верди больше не влюблен в нее. В их жизнь врывается Тереза Штольц. Эта властная красавица с «белоснежной грудью» может отнять у нее Верди. Джузеппе очарован молодостью, талантом, силой характера. Для нее он пишет «Аиду». Джузеппина сражена и ставит мужу ультиматум: «Или эта женщина сейчас же уедет, или уеду я».
И проигрывает. Мы не знаем, что ответил Верди. Знаем только, что Тереза Штольц уехала на гастроли в Россию, а по возвращении оставляет сцену и «становится другом семьи, которого принято иногда приглашать в гости».
Джузеппина прожила долгую жизнь. Рядом с гением. Но когда женщина любит, она может вынести и это.

Анна Безелянская, «Москвичка».
Оценить статью
(0)