ВходРегистрация
*— обязательные для заполнения поля
Войти через социальные сети
Сорок дней без Марины Ладыниной

Сорок дней без Марины Ладыниной

“Самая знаменитая кубанская казачка”, “Великая Глаша”, “Советская суперзвезда”, “Живая легенда”... Такие заголовки пестрели в честь 90-летия Марины Ладыниной 5 лет назад. А до этого юбилея актрисы - черная дыра, забвение, полное игнорирование СМИ (у нас или горячо любят, или напрочь забывают - третьего не дано).
10 марта 2003 года Марина Ладынина умерла на 95-м году жизни, и ее имя снова вышло из тени. Все вдруг бросились вспоминать, какая это была актриса и какую жизнь она прожила. Уход - всегда повод для воспоминаний и осмысливания судьбы. Действительно, в чем заключался феномен Марины Ладыниной? Ее фантастический успех у зрителей? Она была именно народной, простой, понятной, ясноглазой, сердечной до простодушия. Ее боготворили. Ей подражали. Ею бредили легионы женщин.
Вот перечень основных ее ролей и фильмов, вошедших в советскую киноклассику.
  • Маринка - фильм “Богатая невеста” (1938)
  • Трактористка Марьяна Бажан - “Трактористы” (1939)
  • Свинарка Глаша Новикова - “Свинарка и пастух” (1941)
  • Зенитчица Варя Панова - “В шесть часов вечера после войны” (1944)
  • Наташа Малинина - “Сказание о земле Сибирской” (1948)
  • Председатель колхоза Галина Ермолаевна - “Кубанские казаки” (1950)


  • Все эти сыгранные роли Ладыниной пронизаны светом и излучают радостный оптимизм. Актриса подавала пример радостной энергии и самоотверженного труда. Короче говоря, Марина Ладынина являлась героиней мира социальной сказки, которую мастеровито лепил на экране опытнейший режиссер Иван Пырьев. И эти милые и веселые сказки очень нравились народу. Актриса получила тысячи писем, подчас с весьма странным адресом: “Мосфильм, председателю колхоза “Заветы Ильича” Галине Ермолаевне Пересветовой”.
    Создавая сказочные образы, Марина Ладынина прожила отнюдь не сказочную жизнь. А реальную, а под конец просто горькую жизнь. Она родилась 24 июня 1908 года в селе Назарова близ города Ачинска Красноярского края (и соответственно деревню знала изнутри). Ее мать - абсолютно безграмотная женщина, отец - малообразованный человек из рода землепашцев. Казалось бы, откуда в этой многодетной семье взяться актрисе? А вот взялась. С детства Марина Ладынина тянулась к культуре: много читала, танцевала, пела - у нее был высокий и чистый от природы поставленный голос (в своих фильмах она пела всегда сама - никаких вокальных подставок!). Первая трудовая профессия - сельская учительница, но потянула к себе сцена, и Ладынина пришла в Ачинске в драматический театр. Однако ее первая роль была не артистической: ее посадили в суфлерскую будку, откуда она громко подсказывала актерам текст, за что ее чуть не выгнали из театра - за чрезмерное усердие.
    Опустим многие детали, а далее - Москва, Мекка всех искусств. На провинциалку из Сибири Москва произвела ошеломляющее впечатление, особенно почему-то трамваи. В столице Марина Ладынина подала документы в ГИТИС. Жить, конечно, было негде, и как другие бездомные абитуриенты, Ладынина ночевала в институтском зале на полу. На приемных экзаменах ей предложили этюд “Вы жарите яичницу”. Дело привычное, и этюд Ладынина исполнила с блеском, а в конце покорила комиссию - всплеснув руками, очень эмоционально расстроилась: “А посолить-то забыла!” Ее приняли с формулировкой: “Одарена. Очень”.
    Одаренную студентку заметили мэтры Художественного театра (ей даже дали именную, от театра, стипендию) и вскоре приняли в труппу знаменитого театра. Вы только представьте: молодая Ладынина находилась рядом с Качаловым, Москвиным, Книппер-Чеховой и другими корифеями МХАТа! Она сыграла несколько маленьких ролей, и ее пригласили уже в кино - такой яркий талант был у Марины Ладыниной.
    Любопытно, что первая роль в кино не состоялась: фильм так и не вышел на экран по идеологическим соображениям - красный командир (его играл знаменитый актер Иван Коваль-Самборский) полюбил красивую женщину, оказавшуюся шпионкой (ее играла Марина Ладынина). Такого быть не могло! Дальнейшая участь Коваль-Самборского печальна: он был репрессирован. А Ладынина еще долго хранила у себя его фотографии.
    Дебют в кино все же состоялся: Марина Ладынина сыграла роль сельской сироты Линки в картине под характерным названием “Вражьи тропы” (в 30-е годы власти всюду мерещились враги и вражьи тропы).
    Из Художественного театра Ладынина ушла в новую студию, которую организовал Юрий Завадский, но сыграть там ей не удалось, так как ей пришлось познакомиться с мрачными коридорами Лубянки. К счастью, дело обошлось допросами, а не арестом и не ссылкой. Но положение Ладыниной в середине 30-х годов было безрадостное: без работы, без денег и под подозрением органов. Ее спасла встреча с Иваном Пырьевым, с режиссером, который после фильма “Партийный билет” оказался на коне. Набирающий силу режиссер и еще недостаточно известная актриса полюбили друг друга и ради этой любви разорвали свои супружеские связи: Ладынина ушла от мужа, а Пырьев оставил жену - известнейшую актрису Аду Войцик. Пырьев и Ладынина поженились и в течение почти 20 лет представляли собой знаменитую семейную кинопару, про которую Никита Богословский однажды придумал загадку: “Одиннадцать лауреатов в одной постели. Кто это?” Марина Ладынина с удовольствием ее загадывала гостям и сама же отвечала: “Это мы с Иваном Пырьевым. Я лауреат пяти Сталинских премий, а Иван - шести”.
    Премии, звания и правительственные награды пришли позднее, после того, как Пырьев придумал киноэкранный образ для Ладыниной и начал его тиражировать в своих картинах. Он создавал ее, как Пигмалион создавал свою Галатею, тщательно отрабатывая каждую деталь высветленного социального образа. На что Немирович-Данченко ворчливо заметил: “Что она у вас все - гвоздочек к гвоздочку. Вы портите хорошую актрису”.
    Актеры не выбирают, увы. Это очень зависимая профессия. И вместо Дездемоны метущейся Катерины, бросающейся с обрыва, Ладынина изображала жизнерадостную советскую женщину, лучистую и чистую. Но что об этом рассказывать? Сами все видели, сами все знаете. Поговорим о другом. О семейной жизни актрисы. Пырьев и Ладынина любили друг друга. Но эта любовь далеко была не безоблачной. Во-первых, Пырьев был категорически против того, чтобы Ладынина снималась у других режиссеров. Он был тиран и диктатор. Во-вторых, он ограничивал личную жизнь Ладыниной - себе позволяя все, а ей не позволяя ничего. Любовные измены Пырьева следовали одна за другой. Но Ладынина стоически все это выносила и никогда не “катила бочку” на него. Она всегда подчеркивала: да, были счастливы, да, любили друг друга, да, разошлись... Она была истинно жертвенной женщиной. Очевидно, ей было так легче переносить разрыв.
    Иван Пырьев еще раз женился, а Марина Ладынина так и осталась одна, храня благодарную память об изменнике-муже. Последним фильмом, в котором ее снял Пырьев, стала лента “Испытание верности” (1954). В этом фильме муж уходил от жены. Символический фильм. Пырьев покинул Ладынину, но при этом фактически запретил ей сниматься в кино - для этого у него были все рычаги в руках: председатель Союза кинематографистов, директор “Мосфильма”, беспрекословный авторитет. По существу, Пырьев закрыл перед Ладыниной двери в кино. Она не снималась более 40 лет, и, естественно, ее звезда стала медленно угасать. О ней не писали. У нее не брали интервью. О ней забыли. Классическое выражение: Sic transit rloq ia mundi - “Так проходит земная слава”.
    Как она жила все эти долгие 40 лет? Ездила с концертными бригадами по стране. Играла в театре киноактера, из-за которого ее уволили по 33-й статье (за прогул без уважительной причины),- невозможно поверить, чтобы так обращались со звездами Голливуда. Но у нас - возможно все! Не приглашали Ладынину и на телевидение. Но даже плохое подчас имеет и хорошую сторону: без появления на экране кино и ТВ Ладынина осталась в памяти у всех молодой и сияющей женщиной, она избежала удела многих актрис перейти “из ласточек в колдуньи”, по выражению Марины Цветаевой. Кстати, о стихах.
    В одном из последних интервью Ладынина сказала: “Я по-прежнему живу поэзией. Я стихами могу сказать о себе, о своих несчастьях, радостях больше, чем моими рассуждениями. Это - моя главная любовь”.
    В последние годы Марине Алексеевне было особенно тяжело - болезни, травмы, безденежье, забвение. Но она не сдавалась и ее афоризмом было: “Хуже, кажется, нельзя, а глядишь - назавтра хуже”.
    Приведем и еще слова Ладыниной: “Я люблю жизнь, и мне все безумно интересно. До сих пор решаю, что такое КРАСОТА, ЛЮБОВЬ, ДОБРО, ЗЛО, ЗАВИСТЬ. Познание жизни для меня - бесконечно”.
    Марина Ладынина ушла в иной мир, чтобы постигнуть и его. А на нашем кинонебосклоне будет еще долго светить удивительная и неповторимая звезда Марины Ладыниной. Ее свет - это свет красоты, любви и добра.
    Оценить статью
    (0)
    Добавить комментарий
    Получать ответы на почту
    Получать ответы на почту