“Самая знаменитая кубанская казачка”, “Великая Глаша”, “Советская суперзвезда”, “Живая легенда”... Такие заголовки пестрели в честь 90-летия Марины Ладыниной 5 лет назад. А до этого юбилея актрисы - черная дыра, забвение, полное игнорирование СМИ (у нас или горячо любят, или напрочь забывают - третьего не дано).
10 марта 2003 года Марина Ладынина умерла на 95-м году жизни, и ее имя снова вышло из тени. Все вдруг бросились вспоминать, какая это была актриса и какую жизнь она прожила. Уход - всегда повод для воспоминаний и осмысливания судьбы. Действительно, в чем заключался феномен Марины Ладыниной? Ее фантастический успех у зрителей? Она была именно народной, простой, понятной, ясноглазой, сердечной до простодушия. Ее боготворили. Ей подражали. Ею бредили легионы женщин.
Вот перечень основных ее ролей и фильмов, вошедших в советскую киноклассику.Маринка - фильм “Богатая невеста” (1938)
Трактористка Марьяна Бажан - “Трактористы” (1939)
Свинарка Глаша Новикова - “Свинарка и пастух” (1941)
Зенитчица Варя Панова - “В шесть часов вечера после войны” (1944)
Наташа Малинина - “Сказание о земле Сибирской” (1948)
Председатель колхоза Галина Ермолаевна - “Кубанские казаки” (1950)
Все эти сыгранные роли Ладыниной пронизаны светом и излучают радостный оптимизм. Актриса подавала пример радостной энергии и самоотверженного труда. Короче говоря, Марина Ладынина являлась героиней мира социальной сказки, которую мастеровито лепил на экране опытнейший режиссер Иван Пырьев. И эти милые и веселые сказки очень нравились народу. Актриса получила тысячи писем, подчас с весьма странным адресом: “Мосфильм, председателю колхоза “Заветы Ильича” Галине Ермолаевне Пересветовой”.
Создавая сказочные образы, Марина Ладынина прожила отнюдь не сказочную жизнь. А реальную, а под конец просто горькую жизнь. Она родилась 24 июня 1908 года в селе Назарова близ города Ачинска Красноярского края (и соответственно деревню знала изнутри). Ее мать - абсолютно безграмотная женщина, отец - малообразованный человек из рода землепашцев. Казалось бы, откуда в этой многодетной семье взяться актрисе? А вот взялась. С детства Марина Ладынина тянулась к культуре: много читала, танцевала, пела - у нее был высокий и чистый от природы поставленный голос (в своих фильмах она пела всегда сама - никаких вокальных подставок!). Первая трудовая профессия - сельская учительница, но потянула к себе сцена, и Ладынина пришла в Ачинске в драматический театр. Однако ее первая роль была не артистической: ее посадили в суфлерскую будку, откуда она громко подсказывала актерам текст, за что ее чуть не выгнали из театра - за чрезмерное усердие.
Опустим многие детали, а далее - Москва, Мекка всех искусств. На провинциалку из Сибири Москва произвела ошеломляющее впечатление, особенно почему-то трамваи. В столице Марина Ладынина подала документы в ГИТИС. Жить, конечно, было негде, и как другие бездомные абитуриенты, Ладынина ночевала в институтском зале на полу. На приемных экзаменах ей предложили этюд “Вы жарите яичницу”. Дело привычное, и этюд Ладынина исполнила с блеском, а в конце покорила комиссию - всплеснув руками, очень эмоционально расстроилась: “А посолить-то забыла!” Ее приняли с формулировкой: “Одарена. Очень”.
Одаренную студентку заметили мэтры Художественного театра (ей даже дали именную, от театра, стипендию) и вскоре приняли в труппу знаменитого театра. Вы только представьте: молодая Ладынина находилась рядом с Качаловым, Москвиным, Книппер-Чеховой и другими корифеями МХАТа! Она сыграла несколько маленьких ролей, и ее пригласили уже в кино - такой яркий талант был у Марины Ладыниной.
Любопытно, что первая роль в кино не состоялась: фильм так и не вышел на экран по идеологическим соображениям - красный командир (его играл знаменитый актер Иван Коваль-Самборский) полюбил красивую женщину, оказавшуюся шпионкой (ее играла Марина Ладынина). Такого быть не могло! Дальнейшая участь Коваль-Самборского печальна: он был репрессирован. А Ладынина еще долго хранила у себя его фотографии.
Дебют в кино все же состоялся: Марина Ладынина сыграла роль сельской сироты Линки в картине под характерным названием “Вражьи тропы” (в 30-е годы власти всюду мерещились враги и вражьи тропы).
Из Художественного театра Ладынина ушла в новую студию, которую организовал Юрий Завадский, но сыграть там ей не удалось, так как ей пришлось познакомиться с мрачными коридорами Лубянки. К счастью, дело обошлось допросами, а не арестом и не ссылкой. Но положение Ладыниной в середине 30-х годов было безрадостное: без работы, без денег и под подозрением органов. Ее спасла встреча с Иваном Пырьевым, с режиссером, который после фильма “Партийный билет” оказался на коне. Набирающий силу режиссер и еще недостаточно известная актриса полюбили друг друга и ради этой любви разорвали свои супружеские связи: Ладынина ушла от мужа, а Пырьев оставил жену - известнейшую актрису Аду Войцик. Пырьев и Ладынина поженились и в течение почти 20 лет представляли собой знаменитую семейную кинопару, про которую Никита Богословский однажды придумал загадку: “Одиннадцать лауреатов в одной постели. Кто это?” Марина Ладынина с удовольствием ее загадывала гостям и сама же отвечала: “Это мы с Иваном Пырьевым. Я лауреат пяти Сталинских премий, а Иван - шести”.
Премии, звания и правительственные награды пришли позднее, после того, как Пырьев придумал киноэкранный образ для Ладыниной и начал его тиражировать в своих картинах. Он создавал ее, как Пигмалион создавал свою Галатею, тщательно отрабатывая каждую деталь высветленного социального образа. На что Немирович-Данченко ворчливо заметил: “Что она у вас все - гвоздочек к гвоздочку. Вы портите хорошую актрису”.
Актеры не выбирают, увы. Это очень зависимая профессия. И вместо Дездемоны метущейся Катерины, бросающейся с обрыва, Ладынина изображала жизнерадостную советскую женщину, лучистую и чистую. Но что об этом рассказывать? Сами все видели, сами все знаете. Поговорим о другом. О семейной жизни актрисы. Пырьев и Ладынина любили друг друга. Но эта любовь далеко была не безоблачной. Во-первых, Пырьев был категорически против того, чтобы Ладынина снималась у других режиссеров. Он был тиран и диктатор. Во-вторых, он ограничивал личную жизнь Ладыниной - себе позволяя все, а ей не позволяя ничего. Любовные измены Пырьева следовали одна за другой. Но Ладынина стоически все это выносила и никогда не “катила бочку” на него. Она всегда подчеркивала: да, были счастливы, да, любили друг друга, да, разошлись... Она была истинно жертвенной женщиной. Очевидно, ей было так легче переносить разрыв.
Иван Пырьев еще раз женился, а Марина Ладынина так и осталась одна, храня благодарную память об изменнике-муже. Последним фильмом, в котором ее снял Пырьев, стала лента “Испытание верности” (1954). В этом фильме муж уходил от жены. Символический фильм. Пырьев покинул Ладынину, но при этом фактически запретил ей сниматься в кино - для этого у него были все рычаги в руках: председатель Союза кинематографистов, директор “Мосфильма”, беспрекословный авторитет. По существу, Пырьев закрыл перед Ладыниной двери в кино. Она не снималась более 40 лет, и, естественно, ее звезда стала медленно угасать. О ней не писали. У нее не брали интервью. О ней забыли. Классическое выражение: Sic transit rloq ia mundi - “Так проходит земная слава”.
Как она жила все эти долгие 40 лет? Ездила с концертными бригадами по стране. Играла в театре киноактера, из-за которого ее уволили по 33-й статье (за прогул без уважительной причины),- невозможно поверить, чтобы так обращались со звездами Голливуда. Но у нас - возможно все! Не приглашали Ладынину и на телевидение. Но даже плохое подчас имеет и хорошую сторону: без появления на экране кино и ТВ Ладынина осталась в памяти у всех молодой и сияющей женщиной, она избежала удела многих актрис перейти “из ласточек в колдуньи”, по выражению Марины Цветаевой. Кстати, о стихах.
В одном из последних интервью Ладынина сказала: “Я по-прежнему живу поэзией. Я стихами могу сказать о себе, о своих несчастьях, радостях больше, чем моими рассуждениями. Это - моя главная любовь”.
В последние годы Марине Алексеевне было особенно тяжело - болезни, травмы, безденежье, забвение. Но она не сдавалась и ее афоризмом было: “Хуже, кажется, нельзя, а глядишь - назавтра хуже”.
Приведем и еще слова Ладыниной: “Я люблю жизнь, и мне все безумно интересно. До сих пор решаю, что такое КРАСОТА, ЛЮБОВЬ, ДОБРО, ЗЛО, ЗАВИСТЬ. Познание жизни для меня - бесконечно”.
Марина Ладынина ушла в иной мир, чтобы постигнуть и его. А на нашем кинонебосклоне будет еще долго светить удивительная и неповторимая звезда Марины Ладыниной. Ее свет - это свет красоты, любви и добра.
10 марта 2003 года Марина Ладынина умерла на 95-м году жизни, и ее имя снова вышло из тени. Все вдруг бросились вспоминать, какая это была актриса и какую жизнь она прожила. Уход - всегда повод для воспоминаний и осмысливания судьбы. Действительно, в чем заключался феномен Марины Ладыниной? Ее фантастический успех у зрителей? Она была именно народной, простой, понятной, ясноглазой, сердечной до простодушия. Ее боготворили. Ей подражали. Ею бредили легионы женщин.
Вот перечень основных ее ролей и фильмов, вошедших в советскую киноклассику.
Все эти сыгранные роли Ладыниной пронизаны светом и излучают радостный оптимизм. Актриса подавала пример радостной энергии и самоотверженного труда. Короче говоря, Марина Ладынина являлась героиней мира социальной сказки, которую мастеровито лепил на экране опытнейший режиссер Иван Пырьев. И эти милые и веселые сказки очень нравились народу. Актриса получила тысячи писем, подчас с весьма странным адресом: “Мосфильм, председателю колхоза “Заветы Ильича” Галине Ермолаевне Пересветовой”.
Создавая сказочные образы, Марина Ладынина прожила отнюдь не сказочную жизнь. А реальную, а под конец просто горькую жизнь. Она родилась 24 июня 1908 года в селе Назарова близ города Ачинска Красноярского края (и соответственно деревню знала изнутри). Ее мать - абсолютно безграмотная женщина, отец - малообразованный человек из рода землепашцев. Казалось бы, откуда в этой многодетной семье взяться актрисе? А вот взялась. С детства Марина Ладынина тянулась к культуре: много читала, танцевала, пела - у нее был высокий и чистый от природы поставленный голос (в своих фильмах она пела всегда сама - никаких вокальных подставок!). Первая трудовая профессия - сельская учительница, но потянула к себе сцена, и Ладынина пришла в Ачинске в драматический театр. Однако ее первая роль была не артистической: ее посадили в суфлерскую будку, откуда она громко подсказывала актерам текст, за что ее чуть не выгнали из театра - за чрезмерное усердие.
Опустим многие детали, а далее - Москва, Мекка всех искусств. На провинциалку из Сибири Москва произвела ошеломляющее впечатление, особенно почему-то трамваи. В столице Марина Ладынина подала документы в ГИТИС. Жить, конечно, было негде, и как другие бездомные абитуриенты, Ладынина ночевала в институтском зале на полу. На приемных экзаменах ей предложили этюд “Вы жарите яичницу”. Дело привычное, и этюд Ладынина исполнила с блеском, а в конце покорила комиссию - всплеснув руками, очень эмоционально расстроилась: “А посолить-то забыла!” Ее приняли с формулировкой: “Одарена. Очень”.
Одаренную студентку заметили мэтры Художественного театра (ей даже дали именную, от театра, стипендию) и вскоре приняли в труппу знаменитого театра. Вы только представьте: молодая Ладынина находилась рядом с Качаловым, Москвиным, Книппер-Чеховой и другими корифеями МХАТа! Она сыграла несколько маленьких ролей, и ее пригласили уже в кино - такой яркий талант был у Марины Ладыниной.
Любопытно, что первая роль в кино не состоялась: фильм так и не вышел на экран по идеологическим соображениям - красный командир (его играл знаменитый актер Иван Коваль-Самборский) полюбил красивую женщину, оказавшуюся шпионкой (ее играла Марина Ладынина). Такого быть не могло! Дальнейшая участь Коваль-Самборского печальна: он был репрессирован. А Ладынина еще долго хранила у себя его фотографии.
Дебют в кино все же состоялся: Марина Ладынина сыграла роль сельской сироты Линки в картине под характерным названием “Вражьи тропы” (в 30-е годы власти всюду мерещились враги и вражьи тропы).
Из Художественного театра Ладынина ушла в новую студию, которую организовал Юрий Завадский, но сыграть там ей не удалось, так как ей пришлось познакомиться с мрачными коридорами Лубянки. К счастью, дело обошлось допросами, а не арестом и не ссылкой. Но положение Ладыниной в середине 30-х годов было безрадостное: без работы, без денег и под подозрением органов. Ее спасла встреча с Иваном Пырьевым, с режиссером, который после фильма “Партийный билет” оказался на коне. Набирающий силу режиссер и еще недостаточно известная актриса полюбили друг друга и ради этой любви разорвали свои супружеские связи: Ладынина ушла от мужа, а Пырьев оставил жену - известнейшую актрису Аду Войцик. Пырьев и Ладынина поженились и в течение почти 20 лет представляли собой знаменитую семейную кинопару, про которую Никита Богословский однажды придумал загадку: “Одиннадцать лауреатов в одной постели. Кто это?” Марина Ладынина с удовольствием ее загадывала гостям и сама же отвечала: “Это мы с Иваном Пырьевым. Я лауреат пяти Сталинских премий, а Иван - шести”.
Премии, звания и правительственные награды пришли позднее, после того, как Пырьев придумал киноэкранный образ для Ладыниной и начал его тиражировать в своих картинах. Он создавал ее, как Пигмалион создавал свою Галатею, тщательно отрабатывая каждую деталь высветленного социального образа. На что Немирович-Данченко ворчливо заметил: “Что она у вас все - гвоздочек к гвоздочку. Вы портите хорошую актрису”.
Актеры не выбирают, увы. Это очень зависимая профессия. И вместо Дездемоны метущейся Катерины, бросающейся с обрыва, Ладынина изображала жизнерадостную советскую женщину, лучистую и чистую. Но что об этом рассказывать? Сами все видели, сами все знаете. Поговорим о другом. О семейной жизни актрисы. Пырьев и Ладынина любили друг друга. Но эта любовь далеко была не безоблачной. Во-первых, Пырьев был категорически против того, чтобы Ладынина снималась у других режиссеров. Он был тиран и диктатор. Во-вторых, он ограничивал личную жизнь Ладыниной - себе позволяя все, а ей не позволяя ничего. Любовные измены Пырьева следовали одна за другой. Но Ладынина стоически все это выносила и никогда не “катила бочку” на него. Она всегда подчеркивала: да, были счастливы, да, любили друг друга, да, разошлись... Она была истинно жертвенной женщиной. Очевидно, ей было так легче переносить разрыв.
Иван Пырьев еще раз женился, а Марина Ладынина так и осталась одна, храня благодарную память об изменнике-муже. Последним фильмом, в котором ее снял Пырьев, стала лента “Испытание верности” (1954). В этом фильме муж уходил от жены. Символический фильм. Пырьев покинул Ладынину, но при этом фактически запретил ей сниматься в кино - для этого у него были все рычаги в руках: председатель Союза кинематографистов, директор “Мосфильма”, беспрекословный авторитет. По существу, Пырьев закрыл перед Ладыниной двери в кино. Она не снималась более 40 лет, и, естественно, ее звезда стала медленно угасать. О ней не писали. У нее не брали интервью. О ней забыли. Классическое выражение: Sic transit rloq ia mundi - “Так проходит земная слава”.
Как она жила все эти долгие 40 лет? Ездила с концертными бригадами по стране. Играла в театре киноактера, из-за которого ее уволили по 33-й статье (за прогул без уважительной причины),- невозможно поверить, чтобы так обращались со звездами Голливуда. Но у нас - возможно все! Не приглашали Ладынину и на телевидение. Но даже плохое подчас имеет и хорошую сторону: без появления на экране кино и ТВ Ладынина осталась в памяти у всех молодой и сияющей женщиной, она избежала удела многих актрис перейти “из ласточек в колдуньи”, по выражению Марины Цветаевой. Кстати, о стихах.
В одном из последних интервью Ладынина сказала: “Я по-прежнему живу поэзией. Я стихами могу сказать о себе, о своих несчастьях, радостях больше, чем моими рассуждениями. Это - моя главная любовь”.
В последние годы Марине Алексеевне было особенно тяжело - болезни, травмы, безденежье, забвение. Но она не сдавалась и ее афоризмом было: “Хуже, кажется, нельзя, а глядишь - назавтра хуже”.
Приведем и еще слова Ладыниной: “Я люблю жизнь, и мне все безумно интересно. До сих пор решаю, что такое КРАСОТА, ЛЮБОВЬ, ДОБРО, ЗЛО, ЗАВИСТЬ. Познание жизни для меня - бесконечно”.
Марина Ладынина ушла в иной мир, чтобы постигнуть и его. А на нашем кинонебосклоне будет еще долго светить удивительная и неповторимая звезда Марины Ладыниной. Ее свет - это свет красоты, любви и добра.