Коррупция по-российски

Коррупция по-российски

Как известно, Россия идет по миру своим собственным, отличным от других стран, путем. Поэтому и коррупция у нас особенная. По крайней @ мере, глава МВД Б.Грызлов, в настоящий момент активно борющийся с коррупцией в рядах собственного ведомства, обогатил словарь русского языка следующим определением: коррупция - это «такие условия для чиновников, когда они имеют право какого-либо выбора при решении вопроса в пользу гражданина или юридического лица».
Все помнят доклад Б.Грызлова на съезде партии «Единая Россия», лидером которой он по совместительству является. Тогда министр в своем выступлении выдал много доселе неизвестных политической науке определений. Теперь очередь дошла до правоохранительной сферы. Оказывается, нельзя чиновнику делать выбор при решении вопроса в пользу гражданина и юридического лица! А в чью же пользу надо? В свою собственную, или в пользу государства?
Так это и есть сегодняшняя повсеместная практика. Чиновники делают все для того, чтобы ни граждане, ни юридические лица не имели возможности решить свои проблемы быстро, прежде всего, в сфере получения услуг – регистрации, оформления, иных видов обслуживания. При этом бюрократы всегда говорят об отстаивании интересов государства. Кстати, МВД, возглавляемое Грызловым, в этом деле – бесспорный лидер. Вызывая милицию на место преступления, граждане всегда имеют возможность убедиться в том, что наряд приедет тогда, когда преступников и след простыл. Практически ни одно серьезное преступление в России - будь то угон дорогой иномарки или заказное убийство – по горячим следам не раскрывается. Так что в пользу гражданина или юридического лица не работают, прежде всего, правоохранительные органы.
Или, быть может, это очередная показуха? Ведь в России сегодня работает группа экспертов ФАТФ (FATF). Одной из целей их визита должно стать решение о приеме России в число членов ФАТФ на очередной сессии этой организации в Берлине 16-18 июня. Решение будет принято на основании мониторинга развития ситуации по противодействию легализации преступных доходов и финансирования терроризма в России. При этом особое внимание будет уделено результативности работы в этом направлении российских правоохранительных органов.
В этой связи интересно, как воспримут эксперты ФАТФ информацию об отправленных в отставку из-за обвинений в коррупции 135 генералов МВД - как доказательство результативности работы российской правоохранительной системы или как однозначное свидетельство ее полной недееспособности? Ведь они будут проверять не только эффективность работы Комитета по финансовому мониторингу (КФМ), но и других ведомств, задействованных в системе противодействия отмыванию преступных доходов и финансированию терроризма: Центробанка, ФСБ и МВД.
Центром противодействия легализации доходов, полученных преступным путем, является, как известно, Комитет РФ по финансовому мониторингу, собирающий и анализирующий информацию о подозрительных денежных операциях, получаемую от банков и других финансовых организаций. С начала 2003 года КФМ также отслеживает финансовые операции, связанные с финансированием терроризма. В своем стремлении доказать экспертам ФАТФ твердое намерение противодействовать легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, Россия ратифицировала Страсбургскую Конвенцию «Об отмывании, выявлении, изъятии и конфискации доходов от преступной деятельности». С 1 февраля 2002 г. вступил в силу федеральный закон «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем». В результате ФАТФ еще осенью прошлого года исключила Россию из «черного» списка стран и территорий, не участвующих в сотрудничестве в области борьбы с «отмыванием» доходов, полученных преступным путем.
Однако закон о борьбе с коррупцией до сих пор Госдумой не принят, в том числе, по вине центристских фракций, входящих в «Единую Россию». В отношении утечки капиталов данные экспертов расходятся: КФМ заявляет о сокращении объема утечки капиталов за рубеж в минувшем году, Центробанк – об его увеличении, причем приведенные экспертами обеих структур показатели отличаются почти вдвое: $11 млрд. против $21 млрд.
Очевидно, что в борьбе с отмыванием доходов, полученных преступным путем, ликвидация коррупции является одной из главных целей. Однако особых перспектив в этом направлении нет, судя, например, по принимаемым Государственной думой законопроектам о госслужбе. Лишенные гражданского контроля чиновники, которых нельзя будет уволить из-за ненадлежащего выполнения ими своих обязанностей, отныне будут иметь право состоять в политических партиях, то есть получат дополнительную возможность для злоупотребления своим служебным положением.
Интересно, если партийный чиновник при решении вопроса сделает выбор в пользу гражданина – однопартийца, или юридического лица, которое окажется спонсором партии, признает ли Грызлов это коррупцией? Или же ему придется изобретать новое определение?
Оценить статью
(0)