Как известно, Россия идет по миру своим собственным, отличным от других стран, путем. Поэтому и коррупция у нас особенная. По крайней @ мере, глава МВД Б.Грызлов, в настоящий момент активно борющийся с коррупцией в рядах собственного ведомства, обогатил словарь русского языка следующим определением: коррупция - это «такие условия для чиновников, когда они имеют право какого-либо выбора при решении вопроса в пользу гражданина или юридического лица».
Все помнят доклад Б.Грызлова на съезде партии «Единая Россия», лидером которой он по совместительству является. Тогда министр в своем выступлении выдал много доселе неизвестных политической науке определений. Теперь очередь дошла до правоохранительной сферы. Оказывается, нельзя чиновнику делать выбор при решении вопроса в пользу гражданина и юридического лица! А в чью же пользу надо? В свою собственную, или в пользу государства?
Так это и есть сегодняшняя повсеместная практика. Чиновники делают все для того, чтобы ни граждане, ни юридические лица не имели возможности решить свои проблемы быстро, прежде всего, в сфере получения услуг – регистрации, оформления, иных видов обслуживания. При этом бюрократы всегда говорят об отстаивании интересов государства. Кстати, МВД, возглавляемое Грызловым, в этом деле – бесспорный лидер. Вызывая милицию на место преступления, граждане всегда имеют возможность убедиться в том, что наряд приедет тогда, когда преступников и след простыл. Практически ни одно серьезное преступление в России - будь то угон дорогой иномарки или заказное убийство – по горячим следам не раскрывается. Так что в пользу гражданина или юридического лица не работают, прежде всего, правоохранительные органы.
Или, быть может, это очередная показуха? Ведь в России сегодня работает группа экспертов ФАТФ (FATF). Одной из целей их визита должно стать решение о приеме России в число членов ФАТФ на очередной сессии этой организации в Берлине 16-18 июня. Решение будет принято на основании мониторинга развития ситуации по противодействию легализации преступных доходов и финансирования терроризма в России. При этом особое внимание будет уделено результативности работы в этом направлении российских правоохранительных органов.
В этой связи интересно, как воспримут эксперты ФАТФ информацию об отправленных в отставку из-за обвинений в коррупции 135 генералов МВД - как доказательство результативности работы российской правоохранительной системы или как однозначное свидетельство ее полной недееспособности? Ведь они будут проверять не только эффективность работы Комитета по финансовому мониторингу (КФМ), но и других ведомств, задействованных в системе противодействия отмыванию преступных доходов и финансированию терроризма: Центробанка, ФСБ и МВД.
Центром противодействия легализации доходов, полученных преступным путем, является, как известно, Комитет РФ по финансовому мониторингу, собирающий и анализирующий информацию о подозрительных денежных операциях, получаемую от банков и других финансовых организаций. С начала 2003 года КФМ также отслеживает финансовые операции, связанные с финансированием терроризма. В своем стремлении доказать экспертам ФАТФ твердое намерение противодействовать легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, Россия ратифицировала Страсбургскую Конвенцию «Об отмывании, выявлении, изъятии и конфискации доходов от преступной деятельности». С 1 февраля 2002 г. вступил в силу федеральный закон «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем». В результате ФАТФ еще осенью прошлого года исключила Россию из «черного» списка стран и территорий, не участвующих в сотрудничестве в области борьбы с «отмыванием» доходов, полученных преступным путем.
Однако закон о борьбе с коррупцией до сих пор Госдумой не принят, в том числе, по вине центристских фракций, входящих в «Единую Россию». В отношении утечки капиталов данные экспертов расходятся: КФМ заявляет о сокращении объема утечки капиталов за рубеж в минувшем году, Центробанк – об его увеличении, причем приведенные экспертами обеих структур показатели отличаются почти вдвое: $11 млрд. против $21 млрд.
Очевидно, что в борьбе с отмыванием доходов, полученных преступным путем, ликвидация коррупции является одной из главных целей. Однако особых перспектив в этом направлении нет, судя, например, по принимаемым Государственной думой законопроектам о госслужбе. Лишенные гражданского контроля чиновники, которых нельзя будет уволить из-за ненадлежащего выполнения ими своих обязанностей, отныне будут иметь право состоять в политических партиях, то есть получат дополнительную возможность для злоупотребления своим служебным положением.
Интересно, если партийный чиновник при решении вопроса сделает выбор в пользу гражданина – однопартийца, или юридического лица, которое окажется спонсором партии, признает ли Грызлов это коррупцией? Или же ему придется изобретать новое определение?
Все помнят доклад Б.Грызлова на съезде партии «Единая Россия», лидером которой он по совместительству является. Тогда министр в своем выступлении выдал много доселе неизвестных политической науке определений. Теперь очередь дошла до правоохранительной сферы. Оказывается, нельзя чиновнику делать выбор при решении вопроса в пользу гражданина и юридического лица! А в чью же пользу надо? В свою собственную, или в пользу государства?
Так это и есть сегодняшняя повсеместная практика. Чиновники делают все для того, чтобы ни граждане, ни юридические лица не имели возможности решить свои проблемы быстро, прежде всего, в сфере получения услуг – регистрации, оформления, иных видов обслуживания. При этом бюрократы всегда говорят об отстаивании интересов государства. Кстати, МВД, возглавляемое Грызловым, в этом деле – бесспорный лидер. Вызывая милицию на место преступления, граждане всегда имеют возможность убедиться в том, что наряд приедет тогда, когда преступников и след простыл. Практически ни одно серьезное преступление в России - будь то угон дорогой иномарки или заказное убийство – по горячим следам не раскрывается. Так что в пользу гражданина или юридического лица не работают, прежде всего, правоохранительные органы.
Или, быть может, это очередная показуха? Ведь в России сегодня работает группа экспертов ФАТФ (FATF). Одной из целей их визита должно стать решение о приеме России в число членов ФАТФ на очередной сессии этой организации в Берлине 16-18 июня. Решение будет принято на основании мониторинга развития ситуации по противодействию легализации преступных доходов и финансирования терроризма в России. При этом особое внимание будет уделено результативности работы в этом направлении российских правоохранительных органов.
В этой связи интересно, как воспримут эксперты ФАТФ информацию об отправленных в отставку из-за обвинений в коррупции 135 генералов МВД - как доказательство результативности работы российской правоохранительной системы или как однозначное свидетельство ее полной недееспособности? Ведь они будут проверять не только эффективность работы Комитета по финансовому мониторингу (КФМ), но и других ведомств, задействованных в системе противодействия отмыванию преступных доходов и финансированию терроризма: Центробанка, ФСБ и МВД.
Центром противодействия легализации доходов, полученных преступным путем, является, как известно, Комитет РФ по финансовому мониторингу, собирающий и анализирующий информацию о подозрительных денежных операциях, получаемую от банков и других финансовых организаций. С начала 2003 года КФМ также отслеживает финансовые операции, связанные с финансированием терроризма. В своем стремлении доказать экспертам ФАТФ твердое намерение противодействовать легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, Россия ратифицировала Страсбургскую Конвенцию «Об отмывании, выявлении, изъятии и конфискации доходов от преступной деятельности». С 1 февраля 2002 г. вступил в силу федеральный закон «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем». В результате ФАТФ еще осенью прошлого года исключила Россию из «черного» списка стран и территорий, не участвующих в сотрудничестве в области борьбы с «отмыванием» доходов, полученных преступным путем.
Однако закон о борьбе с коррупцией до сих пор Госдумой не принят, в том числе, по вине центристских фракций, входящих в «Единую Россию». В отношении утечки капиталов данные экспертов расходятся: КФМ заявляет о сокращении объема утечки капиталов за рубеж в минувшем году, Центробанк – об его увеличении, причем приведенные экспертами обеих структур показатели отличаются почти вдвое: $11 млрд. против $21 млрд.
Очевидно, что в борьбе с отмыванием доходов, полученных преступным путем, ликвидация коррупции является одной из главных целей. Однако особых перспектив в этом направлении нет, судя, например, по принимаемым Государственной думой законопроектам о госслужбе. Лишенные гражданского контроля чиновники, которых нельзя будет уволить из-за ненадлежащего выполнения ими своих обязанностей, отныне будут иметь право состоять в политических партиях, то есть получат дополнительную возможность для злоупотребления своим служебным положением.
Интересно, если партийный чиновник при решении вопроса сделает выбор в пользу гражданина – однопартийца, или юридического лица, которое окажется спонсором партии, признает ли Грызлов это коррупцией? Или же ему придется изобретать новое определение?