Иномарки под прицелом

Иномарки под прицелом

Оценивая ситуацию с автомобильным рынком Дальнего Востока, нельзя не вспомнить экранизацию знаменитой повести Михаила Булгакова "Собачье сердце". Особенно момент, в котором начальник очистки Полиграф Шариков в свойственной ему "собачьей" манере высказывался о месте кошек в общественной жизни: "Мы их душили-душили, душили-душили...". Чем все закончилось, также хорошо известно. Шариков снова превратился в пса, а коты и кошки по сей день орут в подвалах и на чердаках. Может, кому-то подобное сравнение, как всякое другое, покажется хромающим, но каждый год преподносит нам очередную атаку на автомобильный импорт, тем самым делая наше сравнение вполне уместным. Что из этого получается, хорошо известно. Не только дальневосточники, но и жители остальной части России все больше предпочитают иномарки. Свидетельство тому - общий упадок в российском автопромышленном комплексе и попытки законным путем "придушить" выбор дальневосточников, пишет еженедельник «Золотой рог».
Не нужен нам берег Волжский
Многие российские аналитики от автопрома склонны считать прошедший год для отечественных производителей провальным. Особенно в сравнении с предыдущими годами. На фоне роста производства в целом по стране увеличивался выпуск автомобилей. Кроме того, на автомобильных горизонтах маячили контракты с крупнейшими автопроизводителями мира. Весьма большие надежды были связаны с открытием завода "Форд" под Санкт-Петербургом и началом сборки на СП "ДжиЭм-АвтоВАЗ" внедорожника "Шевроле-Нива". Однако, как известно, с "Фордом" что-то не срослось, а выход первого симбиозного внедорожника "Шевроле-Нива" окончился конфузом. Вся страна с интересом наблюдала, как губернатор Самарской области Константин ТИТОВ пытался закрыть дверцу новенького автомобиля.
Согласно прогнозам, наши автогиганты должны были поставить на рынок 197 тыс. грузовиков (на 13% больше, чем в 2001 г.), 1044 тыс. легковых автомобилей (рост - почти 3%) и 67 тыс. автобусов (больше на 18%). Но к концу первого полугодия стало очевидно, что расчеты наших маркетологов были излишне завышены. При практически постоянном росте автоимпорта спрос на отечественную автотехнику начал отставать от предложения. К сентябрю все склады были затоварены, а к концу года производства остановились. В итоге страна получила грузовиков 173,5 тыс. (99% от прошлого года), легковых автомобилей - 981 тыс. (95,7%), и только по автобусам план перевыполнен - 67,3 тыс. (+18%!). Из производителей легковых автомобилей увеличил производство лишь "Ижмашавто", заводы малолитражных автомобилей "КамАЗа" и "СеАЗа". То есть спрос остался на то, что стоит до $4,5 тыс. - "Ока", классические модели "Жигулей", "Ода". При этой цене потребитель готов мириться с качеством российских автомобилей. Продажи самых современных - "десятого" семейства - упали сильнее других - почти на 15%.
При этом качество и надежность остаются главными критериями, которыми в первую очередь руководствуется потребитель при выборе автомобиля, а не ценой, как думают наши производители. Красноречивее всего говорят цифры. Так, в прошлом году средняя цена иностранного семилетнего б/у на российском рынке составляла порядка $6-8 тыс., новой иномарки - около $20 тыс., иномарки, собранной в России, - $19 тыс., а отечественной машины, выпущенной на "ВАЗе", - $4,2 тыс. Но при такой большой разнице в цене нового и подержанного импорта было продано всего на 40% меньше, чем тех же "Жигулей" и "Волг". Кроме того, наверное, впервые в отечественной автомобильной истории россияне на покупку иномарок потратили сумму большую, чем на отечественные машины. Для российских производителей это уже не тревожный сигнал, а катастрофа общегосударственного масштаба.
Мы голосуем "баксом"
В то время как Минэкономразвития атаковало премьер-министра на предмет ввода строгих ограничений на автоимпорт, россияне продолжали покупать иномарки. Так, по данным Дальневосточного таможенного управления, в Россию в 2002 г. было ввезено 628 тыс. 977 легковых автомобилей (без учета временного ввоза). Это на 19% больше, чем в 2001г. (526 тыс. 557). Из них юридическими лицами ввезено 126 тыс. 613 транспортных средств, что составляет 20% от общего числа ввезенных автомобилей, физическими лицами - 502 тыс. 364 автомобиля. За 2002г. ввезено 16 тыс. 258 транспортных средств российского производства (3%) и 612 тыс. 719 - иностранного (97%). Больше всего новых транспортных средств, которые были произведены в 1999-2002 гг. и оформлены в таможенном отношении в 2002 г., было ввезено в зоне деятельности Центрального таможенного управления (57,6%). Из общего количества автомобилей 1995-1998 гг. выпуска, оформленных в 2002 г., наибольшее количество было ввезено через Дальневосточное таможенное управление (47,3%), Северо-Западное таможенное управление -19,6%, Центральное таможенное управление - 18,2 %. Автомобили-"семилетки", выпущенные до 1995г., ввозились в основном через Дальневосточное таможенное управление (37,2% от общего количества машин, оформленных в разных регионах России). Доли Северо-Западного и Центрального таможенных управлений составляют 28,4% и 20,3% соответственно.
Из общего количества легковых автомобилей, ввезенных физическими лицами, доля новых (до 3 лет) составила 12%, от 3 до 7 лет - 42%, старше 7 лет - 45,9%. В 2002 г. за ввоз транспортных средств были получены таможенные платежи в сумме около 49,3 млрд. руб., что на 37% больше, чем в 2001г. (35,9 млрд. руб.). На долю транспортных средств с объемом двигателя до 2,5 тыс. куб. см пришлось 89,9% от общего ввоза физическими лицами, свыше 2,5 тыс. куб. см - 9,9 %. Подавляющее большинство автомобилей, ввезенных в РФ физическими лицами, произведено в Японии и Германии (51,6% и 39,6%). При этом автомобили, прошедшие таможенное оформление в зоне деятельности ДВТУ, практически полностью произведены в Японии (99,9%).
Тревожное ожидание
Введение с октября 2002 г. новых ставок таможенных пошлин на транспортные средства, с даты выпуска которых прошло более 7 лет, привело к снижению их ввоза. С октября 2002 г. ежемесячно общее число ввозимых автомобилей уменьшалось почти на 40%, автомобилей, ввозимых физическими лицами, - на 50%.
Последние цифры - далеко не показатель снижения спроса на те же японские "Тойоты" и "Ниссаны". Любой дилер, будь он из Владивостока, Находки или Хабаровска, подтвердит, что покупатели с таким же интересом прицениваются к более "молодым" импортным машинам, главное - были бы деньги. А их, как показывает ситуация на авторынке, увы, не хватает. Потенциальный дальневосточный покупатель в основе своей оказался не готов к правительственному подвоху, как не готов сегодня доплачивать те $2000, "накинутые" пошлиной.
Дальневосточный рынок подержанных иномарок находится в тревожном равновесии. Сентябрьский ажиотаж прошлого года, когда автомобили не доезжали до самих рынков, а продавались, что называется, "с колес", остался лишь в воспоминаниях Сегодня торговля идет ни шатко-ни валко. Так, на главном авторынке Хабаровска, т.н. "Стройке", где продавцы в преддверии торговли в уик-энд занимают торговое место чуть ли не со среды, нет былой активности. По словам продавцов, не берут ни "старые", ни "новые". Потенциальному массовому покупателю недостает как раз этих $1500-2000. Его не подстегивает даже возможное усиление таможенного давления, которое еще более существенно отдалит среднего российского потребителя от "народного" японского автомобиля.
Примерно такая же ситуация на рынках Якутии и Амурской области, а вот на Сахалине и Камчатке живут несколько другими категориями. Интересная ситуация сложилась на авторынке Камчатки. Как рассказали нам коллеги из журнала "Запаска", авторынок на полуострове больше напоминает филиал приморского. Почти 100% автомобилей приходят из Владивостока и Находки, и те, что появляются на рынках Петропавловска и области, не первой свежести, изрядно побегавшие по дорогам юга Дальнего Востока. Для камчадалов главным критерием в выборе машины остается ценовой диапазон $2000-2500. При небогатом выборе они отдают предпочтение "Тойоте".
На Сахалине ситуация иная. Близость Японских островов и более высокий уровень жизни (по сравнению с Камчаткой) позволяют сахалинцам приобретать машины посвежее. Так, по информации Сахалинской таможни, в 2002 г. в Сахалинскую область ввезено и оформлено местными таможенными органами 7895 автомобилей иностранного производства (в 2001 г. - 7219 иномарок), а сумма взысканных таможенных платежей за оформление ввоза автомобилей составила 442,681 млн. руб. (в 2001 г. -348,047 млн. руб.). И только приморские рынки живут сегодняшним днем. После ввода пошлин на машины старше семи лет, маятник автопредпочтений в Приморье качнулся в сторону малолитражных автомобилей 1997-98 гг. выпуска. Как тенденцию, можно отметить насыщение рынка "джипами" небольшой мощности и дорогими универсалами.
Что год грядущий нам готовит
Но вернемся к нашим автозаводам. Затишье на рынках подержанных автомобилей, которое наблюдается в последние полгода, подстегивает ведомство Германа Грефа планировать рост выпуска легковых автомобилей в России в текущем году.
И не только спад продаж на дальневосточных рынках тому повод. Причины правительственного оптимизма лежат на поверхности. В будущем Минэкономразвития не без вмешательства отечественного автолобби планирует ряд протекционных мер "по защите отечественного автопроизводителя". В конце января на закрытом совещании в правительстве достигнуто решение увеличить таможенные платежи на иномарки возрастом от 3 до 7 лет с двигателями объемом свыше 2,5 л. По приблизительным подсчетам, пошлины могут составить чуть ли не половину стоимости самого автомобиля. В качестве обоснования очередного непопулярного решения Минэкономразвития, которое, выполняя поручение правительства, занимается подготовкой новых пошлин, напирает на то, что свыше 70% иностранных подержанных автомобилей ввозятся в страну физическими лицами. В качестве второго аргумента чиновники ссылаются на возраст ввозимых иномарок, которые, по их мнению, "проехали уже столько, что выработали весь ресурс и уже не отвечают ни экологическим нормам, ни требованиям безопасности". Под нормами экологии в Минэкономразвития понимают стандарты Евро-2, действующие сейчас в России, и Евро-3, вступающие в силу с 2004.
Но и это еще не все. Судя по всему, главным "хитом" таможенного сезона может стать принятие к исполнению предложения Минпромнауки по уравниванию таможенных пошлин для юридических и физических лиц при ввозе иномарок в возрасте от 3 до 7 лет. К этому сверхнепопулярному решению подключились ГТК и Минфин. Правительственная комиссия по защитным мерам во внешней торговле и таможенно-тарифной политике в ближайшее время готовится рассмотреть этот вопрос.
Оценить статью
(0)