Почему именно Шаинский?

Почему именно Шаинский?

21 мая в Кремлевском дворце состоится концерт композитора Владимира Шаинского, в котором примут участие самые яркие звезды российской эстрады. Продюсер проекта Евгений Розенгауз так объясняет свой выбор:
- Мне хотелось устроить яркое оптимистичное событие в музыкальной жизни столицы. Почему именно Шаинский? Потому что ни много ни мало - сорок лет он невероятно любим и популярен в своем Отечестве и не только. Дети растут, а его песни остаются. Концерт посвящен 60-летию творческой деятельности композитора...
Наш корреспондент по просьбе читателей “Москвички” встретился с В. Я. Шаинским.

• Владимир Яковлевич, кто будет принимать участие в этом концерте, и что ждет зрителей?

- Все секреты я выдавать не буду, скажу только, что на кремлевской сцене будет представлено все самое лучшее и талантливое из того, что есть на нашей эстраде. Одно имя назову обязательно. Это мой большой друг, с которым мы дружим и работаем уже 33 года, - Лев Лещенко. А вообще, мне приятно, что обо мне вспомнили и предложили сделать концерт в эти не очень простые для российской культуры времена.

• Услышат ли зрители ваши новые песни или это будут те хиты, которые можно отнести к классике жанра?

- Что стало классикой, решать не мне - это решать народу, а еще “богу и истории” (это цитата из конституции довоенной Польши). Но новые произведения будут обязательно. К сожалению, не в том количестве, в котором мне хотелось бы.

• По каким критериям вы оцениваете музыкальные произведения?

- Для меня главное в музыке, кроме таланта, который дается богом, это мастерство и профессионализм. Особенно это касается произведений крупного жанра, таких как мюзикл, опера, музыка к фильму.

• Как вы относитесь к столичной моде на мюзиклы?

- Если говорить о “первом” российском мюзикле “Норд-Ост”, то самое сильное в этом проекте - это рекламная компания. Впрочем, чем назойливей реклама, тем меньше сейчас верят в качество товара. Предстоящий концерт дает мне возможность напомнить о себе и заявить о своих творческих возможностях. Если кто-то захочет мне помочь в осуществлении моих творческих проектов, я готов это обсудить. Хотя надеюсь, что скоро интересным творческим людям смогу помогать сам. Это великая радость и удовольствие.

• Судя по всему, вы сейчас в хорошей творческой и физической форме?

- Если говорить о моей рабочей форме, я полагаю, что сейчас в области мастерства нахожусь на более высоком уровне, чем раньше. Вообще я считаю, что мастерство композитора должно быть безукоризненным, как у Бетховена или Баха. Себя я могу упрекнуть разве что в том, что разленился, надо больше работать, несмотря на те трудности, которые сейчас существуют с продвижением новых произведений.

• Странно слышать это от вас. Было бы объяснимо, если бы на трудности жаловался молодой, начинающий композитор.

- Не могу сказать, что ко мне плохо относятся или что власть давит, как в советское время. Но существуют некие неизвестные структуры, которые могут взять и наложить вето. Радует и дает силы для работы поддержка народа - и взрослых, и маленьких. Я убеждаюсь в этом каждый день, когда даю концерт. Как правило, залы бывают заполнены, а меня встречают так, что порой смущает теплота приема. Причем смущало это не только меня. В советские времена именно из-за того, что мои песни вызвали бурную реакцию у публики, меня считали эпатажной личностью. Я мог пробежаться по сцене, получить от зрителей охапку цветов вместо дежурной гвоздички, на стадионах молодежь пела мои песни стоя, а такие импровизации не всем были по душе. За это мне доставалось на заседаниях союза композиторов. Не все чиновники меня любили, да и из телетрансляций меня частенько вырезали.

• Что помогает вам сохранять хорошую физическую форму?

- Во-первых, собственные человеческие качества: хорошее я принимаю, от плохого по возможности стараюсь абстрагироваться. Во-вторых, человек не должен поддаваться старости. Не нужно делать себе никаких поблажек. Несмотря на то, что на диване лежать, конечно, приятней, чем купаться в проруби. Надо постоянно напоминать себе: “Твой возраст никого не касается!” Невозможно быть по-настоящему культурным человеком, отбросив культуру физическую. Сейчас о ней вспомнили и заговорили уже во властных структурах. Есть шанс, что молодежь снова потянется на стадионы и в спортзалы. Я помню те времена, когда зимой в Москве заливалось множество катков, а толпу, которая пыталась прорваться в парк Горького, сдерживала конная милиция. На катках горели лампочки, играла музыка, работали буфеты. Чтобы познакомиться с симпатичной девушкой, нужно было идти на каток. Потом люди переместились на диваны к телевизорам, решив, что наблюдать за нашими замечательными фигуристами на экране приятней, чем кататься самим.

• Свою прекрасную физическую форму вы продемонстрировали и на передаче “Большая стирка”, когда, стоя на одной ноге, да еще на роликах, лихо тяпнули стакан водки. Там действительно была водка?

- Конечно, все было без обмана. Меня просто попросили проиллюстрировать один эпизод из моей жизни, который произошел лет сорок тому назад. Обычно после записи, я работал тогда с оркестром Силантьева, мы с музыкантами шли в кафе “Олень”, где под водку и нехитрую закусочку могли поговорить “за жизнь”. Водку пили из рюмок граммов по пятьдесят, а запивали обычно нарзаном из граненых стаканов по двести граммов. Однажды музыканты решили пошутить и вместо нарзана налили мне полный стакан водки. Я был так увлечен разговором, что не заметил, как водку запиваю... тоже водкой. Музыканты смеются, а я не понимаю, в чем дело. Когда мне объяснили, я сам удивился, что не заметил. На “Большой стирке” меня спросили, могу ли повторить свой “подвиг”. Я рискнул и выпил два стакана водки, стоя на одной ноге, да еще на роликах.

• Помню еще один эпизод, где вам приходилось пить в кадре. Это было в фильме “ДМБ”, где вы замечательно сыграли генерала, угощавшего призывников самогоном. Как вам удалось так вжиться в роль? Вы своего героя где-то подсмотрели?

- Живя в нашей стране увидеть начальника-маразматика совсем не трудно. Я хорошо помню эту роль, но вот пить мне там не пришлось, даже не знаю, что это была за мутная жидкость в банке.

• Как зрителю, какое кино вам нравится? На что вы обращаете внимание, когда смотрите фильм?

- На музыку, конечно, обращаю. Но в последнее время отечественное кино часто разочаровывает. Для меня важно, чтобы у фильма был добротный сценарий, сюжетная линия, одним словом, для меня важен первоисточник - то есть литература. Если литературы нет - нет произведения. Музыка стоит особняком - она может быть программной или непрограммной. Пример программной музыки - “Шахерезада” Римского-Корсакова. Примеры непрограммной музыки - большинство сонат Бетховена. Теперь о музыке в фильме. В частности, о песне. Когда-то песня в фильме была событием в масштабе страны, может быть, даже вехой в ее истории. Причины отсутствия таких песен в наше время - низкая общая культура кинорежиссеров, ну и, конечно, падения уровня вкусов, нравственности. А бедственное положение в детской песне - это отражение положения в песне вообще, в искусстве вообще, да и в жизни вообще. Искусство, в частности музыка и песня, нуждаются в срочной поддержке государства, а то с ними может произойти такая же экономическая катастрофа, как в природе.

• Как обстоят дела с исполнителями?

- Мне нравятся те, кто нравится публике. Кто-то из них выступит на моем концерте. Филиппа Киркорова на моем концерте, к сожалению, не будет, он в это время будет на гастролях в Израиле. Между прочим, Киркоров утверждает, что это я познакомил его с Пугачевой. Правда, я этого не помню.

• Многие считают восходящей звездой молодую певицу Алсу.

- У нее был неплохой дебют с клипом “Зима”. Она хорошая девочка. Но разве у нас мало хороших девочек?

• Признаюсь, я обожаю ваши песни в вашем исполнении. На концерте вы доставите зрителям такое удовольствие?

- Боюсь, что этого мне не избежать.

Беседовала Лариса СУЕТЕНКО
Оценить статью
(0)