ВходРегистрация
*— обязательные для заполнения поля
Войти через социальные сети
Компьютер в чашке кофе

Компьютер в чашке кофе

Крохотные вездесущие компьютеры полностью изменят наши будни, говорят многие специалисты в области информатики. Сколько компьютеров будет на земле? Глава компании IBM Томас Уотсон в 1943 году пророчил: «Четыре-пять». В начале 60-х годов во всем мире уже было 2500 компьютеров. А когда глава Apple Стивен Джобс в 1984 году говорил о необходимости «персонального компьютера в каждом доме», тогда уже были выпущены миллионы компьютеров, сообщает «Inopressa». Сегодняшние пророки прогнозируют цифру в несколько сотен миллиардов компьютеров. То есть вполне достаточно, чтобы сделать компьютерную технику действительно вездесущей. Их лозунг гласит – Ubiquitous Computing, в примерном переводе – «Повсеместная компьютеризация».
Технические предпосылки для нового плана становятся все более ощутимыми. Для этого компьютеры должны уменьшиться в размерах до величины крохотных комплектующих, которые настолько дешевы, что их можно встраивать в любые простые, будничные предметы. Например, в гвоздь, молоток и раму для картины. Ползучая революция уже в разгаре, было сказано на прошлой неделе в Берлине на заседании Фонда Готтфрида Даймлера и Карла Бенца. У вездесущих компьютеров больше не будет дисплея, клавиатуры и мыши. Такая конфигурация исчезнет на глазах, пророчил умерший в 1999 году Марк Вейзер, который занимался в научной лаборатории Parc в Калифорнии будущим компьютерной техники.
Новые компьютеры станут невидимыми, и каждый будет уметь совсем немного, например, собирать простые данные и передавать их дальше – к примеру, на соседние компьютеры, представляющие собой крохотные сетевые узлы в супер-интернете. Например, рама для картины будет знать, сколько весит она, а сколько – гвоздь, какой вес он может выдержать. Если рама весит больше, чем может выдержать гвоздь, она призывает на помощь молоток. Она связывается с сервисным роботом, который находится по соседству, чтобы гвоздь был вбит в стену поглубже. До сих пор такие идеи существуют только в головах апологетов Ubicomp.
На шаг дальше продвинулись ученые из Института телематики университета Карлсруэ. Группа во главе с Михаэлем Байглем разработала кофейную чашку, которая может измерять температуру налитого в нее напитка. Если он слишком горячий, чашка посылает предупредительный сигнал на наручные часы, также разработанные в Карлсруэ, которые громко пищат, предупреждая своего хозяина, чтобы тот не обжегся. В так называемые «умные чашки» невозможно перелить кофе. «Умная кофеварка» постоянно опрашивает чашки, насколько они заполнены. Если кофе в чашках заканчивается, кофеварка автоматически заваривает новую порцию. «Речь идет об изменении парадигм при использовании компьютеров», - сказал на заседании в Берлине Фридманн Маттерн, специалист в области информатики и распределенных систем из Швейцарского технического института Цюриха.
До сих пор данные, подвергавшиеся электронной обработке, вводились вручную. В будущем физические феномены станут регистрироваться автоматически: интерактивно и в реальном времени. Затем данные будут попадать в большую сеть, которая создаст из них параллельный мир. Сетевой стандарт, который уже сегодня делает это возможным, называется Bluetooth. Он присутствует, например, во многих мобильных телефонах для беспроводной связи между радионаушниками и компьютерами. Если специалисты в области информатики и инженеры говорят о Ubicomp, у них загораются глаза. Гуманитарии настроены более скептически. «Куда это нас приведет?», - спрашивает, например, Наташа Адамовски, культуролог из Берлинского университета им. Гумбольдта. Философ Христоф Хубиг из университета Штутгарта предостерегает: «Не утратим ли мы наши возможности, если окружающая среда будет все время к нам приспосабливаться, не требуя, чтобы мы о ней беспокоились?» До сих пор активная деятельность нацелена, прежде всего, на большие деньги, которые сулит новая технология.
Не зря 96 крупнейших в мире предприятий объединились в союз, который должен способствовать ее развитию. Абсолютный фаворит в этом союзе – американский концерн Gillette, который в начале года закупил 500 млн. так называемых «умных ярлыков». Это тонкие наклейки с микросхемой и антенной, через которую можно отправлять идентификационный номер. Кроме того, они позволяют однозначно классифицировать товар. Gillette проводил испытание «умных ярлыков», в частности, в супермаркете под названием Future Store, который торговое предприятие Metro открыло в конце апреля в Рейнберге (земля Северный Рейн-Вестфалия).
Наряду с более быстрым (бесконтактным) прохождением товаров через кассу специалисты обещают их лучшую защиту от краж. Кроме того, бритвенные лезвия были размещены на системе полок нового типа, в которую наряду со считывающими устройствами для «умных ярлыков» встроен также компьютер, бьющий тревогу, как только покупатель берет больше двух упаковок дорогих лезвий. Обычно так поступают магазинные воры, а не честные покупатели. Однако полка, вместо того чтобы бить тревогу, может сфотографировать злоумышленника. Если после закрытия магазина выяснится, что не все лезвия были оплачены через кассу, то фотография вора имеется в наличии. Насколько использование такой системы является законной, еще неясно: Ubiquitous Computing для юристов – пока что чистая доска. Интеллектуальные системы полок интересны также для специалистов по маркетингу: новые системы распознавания изображений, как говорил Эльгар Фляйш, экономист из Института технологии менеджмента при университете Сант-Галлена, которые будут оценивать мимику клиентов при рассмотрении продуктов в торговом зале и в зависимости от их реакции запускать определенный рекламный ролик или предлагать особый ассортимент.
Данные о мимике должны сохраняться, прежде всего, чтобы оптимизировать маркетинг, сказал Фляйш. На основании таких данных можно составить очень точную характеристику клиентов, которая уже сегодня, на взгляд специалистов по защите данных, представляют большую опасность вмешательства в частную жизнь. Такие характеристики интересны не только торговым концернам, которые могут на их основании формировать свою рекламную политику, но и для следственных и надзорных органов. В Соединенных Штатах министерство обороны в рамках антитеррористической борьбы планирует, например, создать систему, которая должна наблюдать за всеми областями жизни всех людей в стране, используя для этого все данные, которые когда-нибудь были и еще будут собраны. Существенная составная часть системы – это вездесущая компьютерная техника. Это пробуждает воспоминания о пророчестве, которое прозвучало, когда компьютеры еще считали на дюжины. Пророком был Джордж Оруэлл, его утопия называлась «1984».
Оценить статью
(0)
Добавить комментарий
Получать ответы на почту
Получать ответы на почту