Николай Пастухов. К 80-летию со дня рождения

Николай Пастухов. К 80-летию со дня рождения

Под занавес сезона ЦАТРА выпустил премьеру сцен из жизни захолустья Александра Островского “Поздняя любовь”, приурочив ее к 180-летию со дня рождения автора и 80-летию одного из лучших своих актеров Николая Пастухова. Последний раз пьеса эта шла в Москве во МХАТе в 60-е годы. Таким образом, выросло несколько поколений москвичей, которые никогда не видели ее на сцене.
Скептики были повержены. Успех оказался ошеломляющим.
В пьесе - семь ролей. И хотя бенефициантом изначально был объявлен Пастухов, так уже вышло, что и его партнеры оказались не внакладе, каждому достался свой кусок от именинного пирога.
Раньше других спешу отметить отважную Ларису Голубкину, впервые выступающую в острохарактерной возрастной роли Фелицаты Шабловой. Актриса не стремится подражать какой-нибудь из великих старух Малого театра. Она вообще никому не подражает, а занята исключительно самой Фелицатой Антоновной, которой и своих дел хватит: как свести концы с концами? Как вытащить из трактира старшего сына? Что делать с младшеньким? Наконец, как угодить благодетельнице Варваре Харитоновне Лебедкиной?! Героиня Голубкиной до того захлопотала семейными заботами, что ей решительно некогда о себе подумать.
Дебютирующей Ольге Никитиной достался образ, связанный с именами многих известных исполнительниц. Но если говорить честно, Людмила - одна из самых трудных ролей, ибо что может быть сложнее на сцене, чем передать бескорыстную любовь? Мне кажется, молодой актрисе это удалось в полной мере. Даже некоторая ее скованность воспринимается как черта характера, как особая стеснительность, связанная с образом жизни и воспитанием.
Андрею Егорову выпала завидная роль провинциального соблазнителя - эдакого прожигателя жизни, который может закончить свой путь в долговой яме или даже того хуже - на каторге, но может, ухватившись за протянутую ему любящую руку, выбраться наверх, стать вполне благопристойным человеком - именно Людмила предоставляет Николаю Шаблову такую возможность, и грех будет ею не воспользоваться.
Обычно Дормидонт выглядит фигурой нарочито комической, почти бесполой. Младший брат не имеет ровным счетом ничего общего с Николаем. Константин Денискин всерьез полагает, что у Дормидонта есть все основания рассчитывать на взаимность Людмилы. Однако от этого комизм ситуации не снижается, но плюс ко всему прибавляется особая трогательность.
Анастасия Бусыгина в отличие от многих своих предшественниц ни во что не рядится, а играет настоящую стерву, на которой, как говорится, пробы ставить негде. Она всегда идет ва-банк и всегда выигрывает. Вполне современное решение.
Купца Дороднова во многих постановках - особенно на гастролях или в антрепризах - безжалостно купируют, лишая пьесу завязки. А жаль! В этом еще раз убеждает обстоятельная работа Валерия Абрамова.
Наконец, Николай Пастухов. У Маргаритова всего-то три появления. Но они дорогого стоят. Никогда не забуду, как эту роль играл незабвенный Михаил Михайлович Яншин. Какой ужас охватывал бедного стряпчего при известии, что его дочь отдала залоговое письмо Лебедкиной Николаю. Казалось, он не перенесет этого удара!..
У Пастухова тоже мир рушится в этот момент, но он не отступает, а напротив, пытается понять, как такое могло случиться с его любимой дочкой?! И когда в финале справедливость торжествует, выходит, Маргаритов не зря сомневался, а точнее, не зря верил в то, что Людмила не способна на дурной поступок.
Каждый из нас вправе выбирать себе кумиров. При этом вовсе не обязательно, чтобы твой избранник, повсюду мелькая, награждался, тусовался. Мне лично куда милее люди, чурающиеся суеты.
Николай Пастухов - один из тех, кто именно так и живет вот уже 80 лет! Без всякой формальной театральной школы - участник народных сцен у Алексея Дмитриевича Попова на военном полигоне по имени ЦТКА - он добровольно ушел в 1941 году в пехоту, прошагав по дорогам войны от звонка до звонка.
Вернувшись в театр, он почти десять лет оставался в “резерве”, продолжая ходить в атаку, кричать “ур-ра!”, пока однажды ему доверили роль Алексея Маресьева в “Повести о настоящем человеке”.
Однако, если говорить честно, настоящее рождение актера Пастухова состоялось чуть позже, когда Борис Львов-Анохин поручил ему роль комсорга Бибичева в “Фабричной девчонке” Александра Володина. Бибичев - полная противоположность Пастухова. Может, потому и удача оказалась столь значительной?
Не стану утомлять читателей перечислением всех ролей, сыгранных актером в театре, кино и на телевидении - от чеховского Вафли до пушкинского Вырина. Дело не в них, а в Николае Пастухове - он сам по себе - удивительное явление, не имеющее ничего общего с ярмаркой тщеславия, поразившей в наши дни, к сожалению, не один лишь театр, но общество в целом.
...На программке спектакля “Поздняя любовь” значится: режиссер Ансар Халилуллин, художественный руководитель постановки - Борис Морозов. В такой необычной последовательности роли постановщиков помещаются на афише едва ли не в первый раз. Для Морозова - это поступок, для Халилуллина - событие. Но самое главное, что событием стал сам спектакль “Поздняя любовь”, выпущенный ко дню рождения актера.

Борис ПОЮРОВСКИЙ
Оценить статью
(0)