Как узнать все секреты

Как узнать все секреты

Психология интерьера скажет больше, чем гороскопы
С ремонтом, перепланировкой и обновлением жилища зачастую связаны любопытные психологические факты. Например, замечено, что после ремонта многие супружеские пары расходятся. Встречается и такая ситуация: пожив два-три месяца в обновленной квартире, человек вдруг понимает, что ему неуютно, и, невзирая на затраты, снова затевает ремонт. Причина этих явлений, очевидно, кроется в несоответствии нового образа жилища ментальности и образу жизни хозяев квартиры, считает «Интерьер».
Долгая дорога к стилю
Стиль жилища и образ жизни хозяев должны гармонично сочетаться, иначе все усилия по достижению некого идеального результата будут напрасными. Другое дело, что поиск образа идеального жилища у людей с разными психологическими установками происходит по-разному. Кто-то бесконечно мечтает об идеальном жилище, лежа на диване, приобретает все новые и новые знания в этой области, покупает специальную литературу и... ничего не делает. Такая ситуация может длиться годами, пока под давлением родственников или обстоятельств "Манилов" не решается наконец провести какие-то преобразования, зачастую остановившись на самом банальном варианте. Другие творческие натуры, наоборот, предпочитают активно действовать, не оставляя себе времени на раздумья. Не имея ни малейшего представления о том, каким же должен получиться конечный результат, они в лучшем случае бесконечно переклеивают обои и переставляют мебель, а в худшем случае - ведут разрушительную работу при помощи молотка и дрели. Творческий процесс преобразования жилища длится бесконечно, а искомый идеал так и не находится. Кто-то во всем доверяет профессиональным архитекторам и дизайнерам, оставляя право выбора стиля жилища за ними и отказываясь даже от своих глубинных побуждений и мотивов. Кто-то, напротив, доверяет только собственным оценкам и активно навязывает свои представления и пожелания окружающим, в том числе и профессионалам. Очевидно, оптимальным является некий компромиссный вариант. Профессионал формирует стиль интерьера, во многом опираясь на свои личные представления о том, "что такое хорошо и что такое плохо", и зачастую не обременяя себя лишней информацией о том, что представляют собой те люди, которым предстоит жить в новом интерьере, чего они хотят, какая среда будет для них наиболее психологически комфортной. В результате безупречный с профессиональной точки зрения стильный интерьер может оказаться для хозяев квартиры чужим и они снова будут стремиться поменять его. Но и самостоятельное творчество без вмешательства профессионалов далеко не в каждом случае становится идеальным вариантом. Отдельные удачные находки в оформлении интерьера не объединятся в одно целое и гармония не будет достигнута, интерьер останется раздробленным. Однако обращаться к профессионалам за советом лучше всего лишь тогда, когда уже имеешь более-менее четкое представление о том, как в итоге должна выглядеть квартира.
Гармония противоречий
Гармоничные интерьеры, которые не просто красивы, модны и профессионально выполнены, но и полностью отвечают внутренним запросам проживающих в них людей, нечасто можно встретить в нашей жизни. Поэтому поговорим лучше о наиболее типичных противоречиях между стилем интерьера и стилем жизни хозяев квартиры.
Одно из таких противоречий - замкнутый образ жизни и супероткрытый интерьер. Конечно, прием гибкой планировки, когда почти все помещения квартиры объединяются в единое, просматриваемое со всех сторон пространство, давно находится на пике моды и не собирается сдавать свои позиции. Но его можно рекомендовать далеко не всем. Не каждый человек будет чувствовать себя уютно, ежедневно демонстрируя себя и свои действия домочадцам и гостям. Второе типичное противоречие можно условно охарактеризовать как разницу между ритмом жизни и ритмом, навязанным интерьером. Например, излишне помпезный, перегруженный деталями интерьер может сослужить плохую службу хозяевам квартиры, которые исповедуют активный, жесткий стиль поведения вне дома и по возвращении домой нуждаются в отдыхе, релаксации. Такой интерьер может сыграть роль дополнительного раздражителя, и хозяева будут недоумевать, почему в квартире, отремонтированной путем больших моральных усилий и финансовых затрат, они чувствуют себя некомфортно. Третий тип противоречий заключается в несоответствии стиля интерьера и возрастных и ментальных стереотипов. Например, хай-тек с его простыми жесткими линиями, чистыми цветами, металлом и пластиком, вызывающий ассоциации с веком компьютеров и высоких космических технологий, не вызовет внутреннего противоречия у авангардно настроенной молодежи. Но если попытаться навязать его людям старшего поколения, у них может возникнуть чувство неустроенности и насильственного внедрения чего-то инородного. Психологических образов идеального жилища в представлении людей разного возраста, характера и образа жизни так много, что рассмотреть их все в рамках одной статьи не представляется возможным. Поэтому остановимся только на некоторых из них.
В одном из популярных архитектурных журналов есть очень точное высказывание: «Интерьер — это коктейль, в котором в разных пропорциях намешаны наши вкусы и предпочтения». Действительно, почему одни люди тяготеют к ультрасовременным стилям интерьера, а другие предпочитают нечто более сдержанное и классическое? Кто-то стремится получить максимум изолированных помещений в одном интерьере, а кто-то тяготеет к открытому пространству со свободной планировкой? Наконец, почему архитектору и заказчику зачастую бывает трудно прийти к общему мнению по поводу того, как в итоге должен выглядеть интерьер?  Ответ прост: все попытки создать конкретный образ интерьера проистекают из глубин психологии его творца — неважно, архитектора или заказчика. Причем эти внутренние мотивы настолько сильны, что им в жертву могут быть принесены требования функциональности и здравого смысла. Архитектору вряд ли удастся уговорить заказчика от его «идеи фикс», сколь бы нелепой она ни была. Потому что эта идея является отражением стереотипов, закрепленных на уровне подсознания. Подобная ситуация повторяется в несколько другом варианте, когда уже архитектор пытается убедить заказчика в оптимальности своего решения. Все равно это решение отчасти субъективно и связано с особенностями личности и мировоззрением проектировщика. Получив после длительного периода жесткого диктата в архитектурном творчестве возможность воплотить свои давние замыслы, архитектор не преминет ей воспользоваться и навязать заказчику свои представления об «идеальном доме». Психологических образов жилища так много, что рассмотреть все в рамках одной статьи невозможно. Поэтому остановимся только на некоторых. «Мой дом — моя крепость». Этот психологический образ довольно распространен на постсоветском пространстве, т.к. наша действительность порой заставляет человека всерьез задуматься о безопасности своей семьи, имущества. С точки зрения стиля дом-крепость, скорее всего, будет похож на средневековый замок с мощной каменной кладкой стен, узкими окнами, труднодоступным для посторонних входом. Рва вокруг дома, заполненного водой, может, и не будет, а вот ограда — массивная каменная или из литого чугуна — непременно появится.
Осовременят полученную картинку суровые защитные роллеты на окнах, камера видеонаблюдения перед входом и современный электронный замок на въездных воротах. Скорее всего, дом-крепость будет решен в скупых и мрачноватых цветах — серый камень, коричневая черепица или серая жесть, темные оконные переплеты. Те же цветовые и стилистические предпочтения проявятся и в интерьере современного замка. Неосознанный кич. С психологической точки зрения кич знаменует собой или подсознательную тягу к «красивой жизни», которая не воплощается в реальности, или резкий переход от бедности к богатству, когда старые вкусы и предпочтения реализуются с учетом новых материальных возможностей. Кич в интерьере, имеющий такую психологическую подоплеку, может проявиться в разных вариациях — от позолоченных ручек во всей квартире и до увлечения супердорогой художественной итальянской или испанской керамикой в санузле площадью 2 кв.м. Вероятно, в таком жилище, воплощающем протест хозяина против прежнего аскетизма, будут смешаны атрибуты различных стилей и эпох, хоть немного намекающие на роскошь. Перетекающие линии модерна будут соседствовать с классицизмом декоративных портиков и колонн, кухня в стиле high-tech мирно уживется с люстрой в стиле барокко. Цветовое решение такого интерьера наверняка будет броским и даже избыточным. Открытое общество. Интерьеры в духе психологической концепции открытого общества пока встречаются редко. Примечательные черты такого интерьера — свободная планировка, наличие взаимосвязанных, перетекающих друг в друга пространств, визуальная открытость помещений, которая может достигаться за счет использования стеклянных перегородок. Скорее всего, в таком интерьере будет всего 1–2 изолированные приватные зоны — ванная комната с санитарным узлом и спальня. Все остальное пространство квартиры общее, доступное для всех членов семьи и многочисленных гостей. Кстати, поскольку одной из характерных особенностей концепции интерьера открытого общества является постоянное общение хозяев с самыми различными группами людей, гостевая зона в квартире будет решена с особой тщательностью. Прихожая станет настоящим произведением искусства, а в гостиной займет свое место круглый стол, как бы уравнивающий всех сидящих за ним в правах. Впрочем, далеко не все интерьеры имеют столь четко выраженную стилистически-психологическую направленность. Суть — в деталях. Так что, заглядывая к знакомым в гости, внимательнее вглядитесь в черты интерьера — возможно, вы обнаружите нечто интересное и новое для себя в личности хозяев дома.

 

Оценить статью
(0)