ВходРегистрация
*— обязательные для заполнения поля
Войти через социальные сети
Что задумал Назарбаев?

Что задумал Назарбаев?

Что задумал Назарбаев?

Российские СМИ уже сообщали о том, что Поcтоянная миссия Казахстана при ОБСЕ @ подготовила секретный меморандум, обосновывающий прекращение деятельности этой организации в странах Центральной Азии. ИАЦ «Евразия» поясняет, что этот документ подготовлен к предстоящему выступлению Нурсултана Назарбаева на очередном заседании Постоянного совета этой организации 20 ноября 2003 г. Рахат Алиев, зять президента, по совместительству посол в Австрии при ОБСЕ, предлагает своему тестю выступить с требованием запрета на деятельность, направленную на развитие демократии и поддержку правозащитных движений. Прекращение деятельности ОБСЕ требуется ему и его жене, недавно организовавшей собственную политическую партию «Асар». Таким образом, они намерены не допустить присутствия наблюдателей ОБСЕ на парламентских выборах, предстоящих в 2004 году. Дарига Назарбаева, жена Р. Алиева, надеется с помощью манипуляций и давления спецслужб добиться большинства для себя.
Ниже приводится текст меморандума в переводе с английского языка. Английская версия меморандума Рахата Алиева была представлена в Секретариат ОБСЕ вместе с запросом на выступление Н. Назарбаева в венской штаб-квартире этой организации.

Постоянная делегация Республики Казахстан при ОБСЕ
Вена, 8 октября 2003 г.
Конфиденциально

К вопросу о реформировании деятельности ОБСЕ в регионах

1. Предисловие
Несомненно, миссии ОБСЕ продолжают оставаться важным звеном Организации в свете обеспечения комплексного подхода к безопасности, а также эффективным механизмом раннего предупреждения, мирного урегулирования кризисных ситуаций и преодоления последствий конфликтов.
В условиях принципиально новой геополитической ситуации последнего десятилетия миссии ОБСЕ сыграли важную роль в приобщении новых независимых государств к общей системе европейской безопасности, а также способствовали становлению в них демократических институтов и гражданского общества.
Определенные обстоятельства предопределили явный географический дисбаланс в деятельности ОБСЕ на местах, когда основное внимание сосредоточено вокруг ряда регионов, расположенных преимущественно к востоку от Вены. На определенной стадии региональная деятельность ОБСЕ в ряде стран вошла в противоречие с первоначальной концепцией миссий как средства помощи странам, работающим по приглашению стран и с их разрешения.
В ряде стран миссии практически игнорировали призывы властей оставаться в рамках своих существующих мандатов. Это привело к возникновению ряда известных конфликтных ситуаций. В результате в большинстве миссий сложилось твердое убеждение о кризисе деятельности ОБСЕ на местах и необходимости реформирования Организации.

2. Основные причины
Возникновение кризисных тенденций не вызывает удивления. ОБСЕ была создана как форум для политического диалога и равноправного сотрудничества по важнейшим вопросам безопасности. Однако постепенно организация стала терять эти качества. Разделение между странами, которые ОБСЕ воспринимает как объекты своей деятельности и странами, считающими себя исключительно субъектами Организации, становится все более ощутимой. На практике это привело к постепенному формированию внутри ОБСЕ двух групп стран-участниц, интересы которых противоречат друг другу: стран, принимающих миссии ОБСЕ, и стран, в которых деятельность ОБСЕ вообще не проводится или осуществляется в минимальном объеме.
Это происходит на фоне имеющего место в последней группе стран нежелания признавать наличие серьезных проблем на своей территории и неверия в возможности ОБСЕ решить эти проблемы. Поэтому все попытки восстановить равновесие в организации и привести ее структуру и методы работы в соответствие с меняющимися условиями и реальными нуждами конкретных стран наталкиваются на нежелание менять статус-кво.
С течением времени ОБСЕ все больше и больше становится похожа на правозащитную организацию. Во всяком случае, появилось такое ощущение от этой Организации, которое начало все сильнее укореняться среди граждан "новых независимых государств". Это ошибочное понимание усилилось благодаря реальным поступкам ряда миссий, что привело к снижению эффективности их работы в рамках имеющихся мандатов.
В результате ОБСЕ, продолжая говорить о комплексном подходе к безопасности, фактически сосредоточила основное внимание на гуманитарном измерении в отдельных регионах ОБСЕ, что привело к искусственному сужению самой природы Организации.
ОБСЕ ошибочно отказалась от проведения активного диалога по этим вопросам с властными структурами стран, где она работает, сосредоточив вместо этого основное внимание на т.н. независимых оценках, зачастую базирующихся на субъективных мнениях и непроверенной информации, что входит в противоречие с принципом объективности и беспристрастности. Мы полагаем, что подобная деятельность противоречит положениям Хельсинкского заключительного акта. В соответствии с положениями этого Акта, сотрудничество в рамках ОБСЕ должно строиться на принципах взаимопонимания, доверия, полного равенства и уважения суверенных прав стран-участниц.
По нашему мнению, основной причиной кризиса региональной деятельности ОБСЕ является совокупность объективных и субъективных факторов, которые можно объединить в следующие группы:
a) Основное внимание при осуществлении деятельности на местах было переключено со специфических полномочий в рамках мандатов на наблюдение за развитием внутренней политической ситуации в странах деятельности ОБСЕ. Превратилась в систему практика распространения от имени ОБСЕ выводов и оценок, содержание и стиль изложения которых вызвали несогласие у властных структур на местах и которые не отражали общей позиции Организации. В ряде случаев миссии ОБСЕ пытались оказывать влияние на политические процессы в ряде суверенных государств, что совершенно верно было воспринято как прямое вмешательство во внутренние дела этих стран.
То, что ОБСЕ не сделала адекватных выводов и не внесла изменений в свою деятельность в регионах уже на первых этапах появления этих негативных сигналов, привело к искаженному пониманию группой стран подлинных задач миссий ОБСЕ на территории их государств.
б) Подобные представления получили дальнейшее подкрепление в виде конкретных примеров использования бюджетных и внебюджетных средств на финансирование и последующее воплощение проектов, которые не только не рассматривались местными правительствами, но и не были заранее с ними согласованы.
в) Способ назначения руководителей операций на местах также вызывает критику. Выдвижение и назначение глав миссий, как правило, производится без проведения широких открытых консультаций, без учета мнения стран деятельности ОБСЕ.
Эти факты, по нашему мнению, скорее указывают на нежелание обеспечить полную прозрачность в этих вопросах. Необходимо строго выполнять существующие на этот счет решения.
г) Невозможность осуществления эффективного контроля за поведением глав миссий и управления их неоправданной независимостью от, в числе прочего, Постоянного совета, Секретариата и Председателя, становится все более очевидной.
В то же самое время мы отмечаем явный географический дисбаланс в составе персонала миссий, которому зачастую недостает необходимой квалификации либо практических знаний и опыта.

3. Необходимые меры
1) Привести деятельность миссий в строгое соответствие с их существующими мандатами, которые должны отражать подлинные требования стран деятельности ОБСЕ и учитывать их просьбы о содействии. Введению любого нового вида деятельности, не предусмотренного действующим мандатом, должно предшествовать обязательное внесение соответствующих изменений в мандат решением Постоянного совета.
2) Абсолютный приоритет в работе на местах должен отдаваться выполнению миссиями специальных проектов, охватывающих все три измерения, которые были предварительно согласованы с принимающими странами и обсуждены в рамках работы консультативных органов ОБСЕ.
Без подобных усилий по приведению работы в соответствие с этим принципом не представляется возможным устранить причины трений, все чаще возникающих в последние годы между ОБСЕ и властями отдельных стран-членов ОБСЕ.
3) Политическая объективность, невмешательство во внутренние дела стран деятельности ОБСЕ должны быть непререкаемым правилом для всех миссий. Никакая их деятельность не должна входить в противоречие с национальным законодательством и существующими нормами.
4) У всех миссий должен быть стандартный период действия мандатов: не более одного года с условием их продления по решению Постоянного совета.
5) Важно изменить практику представления миссиями отчетов, которые в первую очередь должны содержать информацию о деятельности по выполнению мандатов, включая информацию об эффективности работы в рамках проектов, мерам по обеспечению их эффективности в сотрудничестве с местными властями, механизмах и эффективности бюджетных расходов, кадровой политике, а также конкретных задачах на будущее.
В связи с этим полезно будет внести изменения в действующие инструкции Секретариата ОБСЕ в отношении отчетов, которые явно устарели и содержат ряд неприемлемых положений. В частности это относится к присвоению отчетам категорий, их содержанию, подготовке так называемых информационных докладов, их регулярности и публикации. Очевидно, что новая версия этого документа должна быть одобрена Постоянным советом.
6) Необходимо предпринять срочные меры с целью упорядочения системы выдвижения и одобрения глав представительств на местах. Существующие недостатки в этой области, как уже упоминалось выше, превращаются в больную проблему для деятельности миссий ОБСЕ на местах в целом.
В конечном итоге в соответствующих документах ОБСЕ нужно оговорить необходимость получения согласия конкретной страны на номинацию главы миссий. Кроме того, основным принципом должно стать открытое состязание между несколькими претендентами, равно как и участие заинтересованных сторон в открытом обсуждении кандидатур.
Важно иметь четкую регулирующую процедуру в отношении консультаций по этому вопросу, в первую очередь, в целях повышения прозрачности номинационного процесса.
7) Представляется разумным продолжить предпринимаемые шаги по совершенствованию механизма выработки общих задач программы (Program Outline). Этот процесс должен предполагать согласованность по основным политическим приоритетам миссий в рамках существующих мандатов и выделения необходимого финансирования, включая финансирование специфических задач проекта, согласованных консультативными органами с обязательным привлечением страны деятельности ОБСЕ.
8) Внебюджетные вложения государств-доноров должны расходоваться исключительно на проекты миссий, получившие официальное одобрение и включенные в их план работы. Представляется также разумным представлять на рассмотрение правительственных структур принимающей страны предложения по проектам на стадии их разработки с целью обрисовки актуальных нужд и путей оптимального использования Секретариатом ОБСЕ финансовых и людских ресурсов.
Ряд положений действующей Финансовой инструкции за номером 13/2002 по внебюджетным вложениям противоречат Решению 486 Постоянного совета, направленного на управление бюджетом ОБСЕ, и требует пересмотра. Прежде всего это касается масштаба внебюджетных программ и проектов и возможности их пересмотра в процессе осуществления, а также отчетов о ходе выполнения проекта. Подобная инструкция должна быть принята Постоянным советом.
9) Мы поддерживаем идею обсуждения возможности учреждения в рамках ОБСЕ нового инструмента работы на местах - так называемых кочующих миссий или специальных миссий. Их главной функцией стала бы работа по специальным направлениям деятельности ОБСЕ в рамках всей сферы ответственности, включая страны, не имеющие представительств ОБСЕ на местах.
Организация подобных тематических миссий должна в первую очередь определяться желанием стран-участниц привлечь возможности ОБСЕ к решению отдельных важных проблем в рамках ключевых измерений ОБСЕ. Подобное предложение может быть также выдвинуто Постоянным советом. Тем не менее, реальное размещение миссии на территории государства может быть произведено лишь с согласия принимающего правительства и на определенный срок.
Специфические аспекты организации подобных миссий "нового поколения" и их работы, а также вопросы набора кадров, выдвижения глав миссий и т.д. подлежат обсуждению в рамках работы Группы по реформированию или Группы по повышению эффективности деятельности миссий на местах.
10) В настоящее время члены миссий ОБСЕ руководствуются лишь одним общим справочником, который регулирует отдельные аспекты работы территориальных представительств и по форме своей является лишь рекомендацией. Поэтому представляется важным продолжить работу над выработкой Руководства для глав миссий, проект которого был представлен в прошлом году и должен содержать основные правила деятельности территориальных представительств, включая работы по проектам. По соответствующему изучению, проект должен быть утвержден решением Постоянного совета и стать всеобъемлющей и обязательной для всех инструкцией, определяющей процедуру и принципы работы миссий.
11) Необходимо расширять сотрудничество между миссиями ОБСЕ, офисами и региональными представительствами других международных организаций в странах деятельности ОБСЕ. В контексте такого партнерства важно проводить регулярный обмен мнениями по различным региональным проблемам, а при необходимости объединять усилия для осуществления совместных проектов. Мы полагаем, что это поможет эффективному решению существующих проблем и устранит дублирование в работе.
12) Очевидно, что миссии не могут функционировать до бесконечности. Поэтому важно выработать механизм оценки эффективности работы миссий по выполнению их мандатов. Параграф 41 Хартии европейской безопасности должен лечь в основу такой системы. В соответствии с этим положением основной целью миссий является содействие выработке собственных возможностей у принимающих стран, которые "будут способствовать эффективной передаче решения оперативных задач под контроль принимающей стороны с последующим завершением операций на данной территории".

Оценить статью
(0)
Добавить комментарий
Получать ответы на почту
Получать ответы на почту