ВходРегистрация
*— обязательные для заполнения поля
Войти через социальные сети
Финал сражения за свет

Финал сражения за свет

"История архитектуры - это история борьбы за свет, борьбы за окна" - Ле Корбюзье.

Когда первобытный шаман при свете огня разглядывал кусочек черного вулканического стекла, что привиделось ему в отблесках пламени, причудливо игравших на этом странном, на другие непохожем камешке? Если каким-то чудом ему удалось проникнуть в будущее - увидеть наши дома, словно светящиеся изнутри кристаллы, он наверняка решил, что побывал в гостях у могущественных духов, которые владеют всеми тайнами бытия.

Много веков спустя, то ли в Египте, в Финикии, научились делать стекло и разные красивые стеклянные штучки. В Древнем Риме толстым литым стеклом с оплавленными краями в бронзовых рамах начали перекрывать довольно большие оконные проемы, - вспомним хотя бы термы форума в Помпеях. В самом начале нашей эры в Александрии - не исключено что и где-то еще - изобрели трубку стеклодува. Стекло становится все более прозрачным и постепенно вытесняет все прочие материалы, менее прозрачные: слюду, пергамент, мрамор. И вот уже стекло торжествует первую крупную победу - из материала для практических нужд, доступного, правда, далеко не каждому, стекло превращается в мощное "оружие" в руках средневекового художника, во славу Господа создающего мозаики византийских храмов, витражи готических соборов. Стекло продолжает завоевывать мир. Хитрые французы выведывают секрет изготовления венецианского стекла и украшают дворцы бесчисленными зеркалами. Можно ли представить барокко без зеркального стекла или модерн без стекла цветного? Как, впрочем, хоть на секунду вообразить, что вся современная архитектура вообще осталась без стекла. Ну, просто не было бы такого материала, не хватило бы на земле веществ, для его изготовления. Земная цивилизация выглядела бы как-то по-другому. Люди бы даже иначе двигались и мыслили. Но, слава Богу, в Лондоне к Всемирной выставке 1851 года Джон Пакстоной нашел достаточное количество стекла и металла, чтобы возвести свой знаменитый "Хрустальный дворец". И понесла "нелегкая" - небоскребы, небоскребы, витрины, магазины… В ХХ веке наконец был запущен промышленный механизм производства архитектурного стекла - все новые и новые виды стекла с доселе невиданными свойствами: стекло листовое, стеклоблоки, облицовочные плиты, стекло идеально прозрачное, стекло отражающее, рассеивающее или задерживающее свет, термостойкое, цветное или матовое - какое душе угодно. Хотя художники модерна изрядно потрудились над разработкой изощренных техник обработки стекла и принесли в интерьер много самых неожиданных вещей, блестяще выполненных из этого волшебного материала, пожалуй только сейчас, буквально на наших глазах, происходит второе рождение стекла. Теперь уже в качестве универсального и уникального не только строительного, но и декоративного материала, завоевавшего свое место и в самой архитектурной конструкции, и внутри нее, и снаружи на улице. Архитекторы и дизайнеры окончательно убедились, что стекло может все, и его ничем другим не заменишь, пишет журнал "АрхиДом".

Современное сверхпрочное стекло позволило построить дома без видимых стен, где было бы тепло и светло, но то, что внутри, не скрывалось бы от того, что снаружи. Новейшие технологии изготовления стекла "размыли" само понятие окна. Можно заказать стекло любого мыслимого размера, не только плоское, но и выгнутое в соответствие с замыслом архитектора. Сделать крышу из стекла из стекла в пентхаузе - нет проблем. Стены снаружи или перегородки внутри, чтобы выделить пространство или избавиться от посторонних шумов - тем более. Пол из стекла - надо подумать - несколько эксцентрично, хотя почему бы и нет? Для начала можно сделать хотя бы иллюминатор и наблюдать, что делается на первом этаже. А как же с окном? Если без него не уютно, ну что поделать - привыкли созерцать пейзаж в окне, как в раме, архитектор пойдет на встречу и устроит вам окно, причем любого размера и в любом количестве. Можно и мотив окна сделать выразительным художественным средством, придав застекленной стене ритмичное членение, превратив дом в подобие сот или придав ему облик оранжереи. Впрочем, почему стекло непременно должно быть прозрачным, далеко не все пожелают жить на виду, как в витрине.

Открытость внутреннего пространства хороша для обитателей уединенных коттеджей - прекрасная возможность слиться с природой, или для владельцев элитных пентхаузов, желающих вознестись прямо к небу. Многие откажутся от прозрачных стен, чтобы сохранить интимность частной жизни. Тогда подойдет матовое или другое непрозрачное стекло - тонированное, зеркальное, лишь бы отгораживало от мира. Матовое или опаловое стекло - чудный материал, рассеивающий свет и придающий ему ласкающую душу мягкость. Матовое стекло обожают японцы, которые нашли в нем превосходную замену своей любимой традиционной бумаге, оклеивающей раздвижные стены седзи. Из матового стекла делаются раздвижные перегородки, ширмы, светильники. Порой, даже вблизи не разберешь - бумага это или стекло, надо подойти и пощупать. Стекло - идеальный материал для воплощения эстетики минимализма, способный быть и не быть одновременно. Мебель из стекла, пропуская свет, зрительно разгружает пространство.

Прозрачная голубизна прозрачного стекла, молочная белизна матового вызывают ассоциации свежести, воды, чистоты, что часто сознательно обыгрывается дизайнерами при создании предметов для интерьера.

К примеру, мексиканский архитектор Августин Херанндез у себя дома соорудил совершенно бесподобный обеденный стол из прессованного стекла, напоминающего струящуюся воду, и экран для камина из стекла, похожего на лед. Приверженцам противоположного стиля стекло подарит роскошь цвета пропитанного светом. Традиционный витраж, разнообразные техники цветного стекла дают возможность не только украсить окна, но и создавать фантастические по красоте и богатству фактуры стеклянные панно, декоративные перегородки, артобъекты. Подобные композиции из цветного стекла могут вырываться за пределы, ограниченные плоскостью, способны приобретать объем, превращаться в рельеф, создавать неподражаемую игру света и цвета, и даже приобретать объемную форму скульптуры. Великолепный декор для роскошных интерьеров с реминисценциями из Галле и Тиффани, испытывающих ностальгию к модерну и ар деко.

А для хай-тека стекло предложит самые психоделические цвета, самые чистые, самые насыщенные, светящиеся изнутри, лучше не бывает, особенное, если сделать искусственную подсветку. Стекло прекрасно сочетается с другими материалами - бронзой, металлом, камнем, деревом. Какой художник по стеклу не мечтает воплотить свои самые сумасшедшие творческие замыслы и принять участие в осуществлении какого-нибудь грандиозного проекта. Нью-Йорк, Токио, Сингапур оставляют в памяти фантастические "хрустальные" небоскребы, среди них есть удивительные сооружения, вошедшие в мировую историю архитектуры именно благодаря стеклянной оболочке. Одно из них - здание офиса французской фирмы Hermes, построенное в Токио итальянским архитектором Ренцо Пьяно. Фасад небоскреба выполнен из стеклоблоков, отлитых по особой технологии из венецианского стекла.

Стекло называют самым экологичным материалом. Преодолевая хрупкость, оно делает первые, пока еще не очень уверенные, шаги за пределами дома. Художники всерьез задумываются о возможностях уличного дизайна из стекла. И, может быть, уже скоро улицы городов будут украшать светящиеся фонтаны из стекла, скульптурные композиции, наподобие тех, которые демонстрируются в знаменитом Garden of Giass (Garfield Park Conservatory/Chicago). Сегодня стекло выигрывает свое сражение с клаустрофобией и темнотой. По мнению психологов, стекло, открывая путь свету и простору, оказывает ощутимое влияние на ощущение пространства. Стеклу предрекают блестящее будущее, ведь оно способно не только сохранять тепло, но и может помочь в решении проблемы использования энергии света.

 

Мария Широнина

Оценить статью
(0)
Добавить комментарий
Получать ответы на почту
Получать ответы на почту