В Вашингтоне задумались о перспективах развития российско-американских отношений

В Вашингтоне задумались о перспективах развития российско-американских отношений

В Вашингтоне задумались о перспективах развития российско-американских отношений

В Национальном пресс-клубе в Вашингтоне 25 марта состоялся торжественный обед по случаю 70-летия возобновления дипломатических отношений с Москвой, 30-летия Кеннановского института российских исследований и 100-летия его основателя, бывшего посла Джорджа Кеннана.

Член Совета Кеннановского института Томас Пикеринг, бывший посол США в России, ныне старший вице-президент компании «Боинг», сказал накануне вечера: «Нам в США необходимо уделять большое внимание происходящим в России событиям и постараться понять, как они повлияют на американо-российские отношения. Встреча предоставит важную возможность собрать вместе ученых, политиков, лидеров делового мира и экспертов, внимательно наблюдающих за коммерческими и политическими событиями, которые продолжают трансформировать Россию в новом веке, а также воздать должное человеку, который сделал огромный вклад в формулирование нашей политики по отношению к России значительную часть прошлого века».

По информации VOA, на вечере выступил государственный секретарь США Колин Пауэлл. Он отметил существенные изменения, которые произошли за это время в отношениях между Москвой и Вашингтоном. «На смену временам, когда американцы и русские сидели, как правило, в разных помещениях и рассматривали друг друга как объекты для прицеливания, - сказал Пауэлл, - пришло время, когда мы сидим все вместе, и под нашим общим прицелом - типичные для всех нас проблемы, которые мы пытаемся решить. В справедливости этого я убедился всего несколько недель назад, когда был в Москве».

США и Россию объединяют общие интересы, в том числе борьба с международным терроризмом и предотвращение распространения оружия массового поражения. Разногласия, которые порой возникают в подходах к решению тех или иных проблем, не должны становиться препятствием для сближения наших двух стран, считает госсекретарь. По его словам, именно такой подход соответствует трем главным принципам американской внешней политики. «Дипломатия - это сочетание силы и убеждения, слова и дела в терпеливом стремлении к достижению поставленных целей внешней политики, - напомнил Колин Пауэлл. - Их успех зависит от того, насколько широка коалиция в их поддержку и насколько сильно сопротивление их осуществлению. Третье золотое правило - дипломатия создает наибольшие преимущества при неполном ее успехе».

По словам Пауэлла, один из уроков истории, подтвердивших справедливость этих правил американской дипломатии, стал кубинский кризис, оставивший Хрущеву возможность сделать шаг назад и предотвратить ядерную катастрофу. В наше время США, работая совместно с Южной Кореей, Китаем, Японией и Россией над решением северокорейской ядерной проблемы, сохраняют открытыми любые возможности для добровольного изменения курса руководством КНДР.

Комментируя выступление госсекретаря США, бывший посол в России Томас Пикеринг сказал: «Эта политика проводится и по отношению к самой России. Госсекретарь привержен идее поиска путей для внешнеполитических шагов, поддержанных нашим влиянием и силой, но с основным акцентом на дипломатии. Он также стремится к укреплению международного сотрудничества и выработке многосторонних мер, направленных на эффективное решение общих проблем. Именно этим характеризуется нынешний этап американо-российских отношений».

«И третий, чрезвычайно важный момент, который отметил госсекретарь Пауэлл, - продолжал Пикеринг, - это необходимость помнить о первичности наших общих интересов и вторичности разногласий, которые порой возникают между США и Россией при решении проблем. Это напоминает нам о том, что у нас гораздо больше причин для сближения, чем для отдаления».

Томас Пикеринг с оптимизмом оценивает перспективу развития американо-российских отношений. Его мнение разделяет глава Российского отдела Государственного Департамента США Джон Эванс, сообщивший Русской Службе «Голоса Америки», что на будущей неделе в Вашингтон из Москвы прибывает группа официальных лиц во главе с заместителем министра иностранных дел России Вячеславом Трубниковым для обсуждения дальнейших совместных шагов американо-российской стратегии борьбы с терроризмом.

Как итоги президентских выборов в России отразятся на американо-российских отношениях? На вопрос VOA ответил президент медиа-группы «Континент USA» и президент Американского университета в Москве Эдуард Лозанский. Несколько месяцев назад он направил президенту Бушу письмо, опубликованное в газете «Известия», в нем говорилось: «Меня гораздо меньше беспокоит прогресс российской демократии, чем политика Белого Дома по отношению к России». VOA спросил, как результат выборов - избрание Путина на второй срок - повлияет на ситуацию в российско-американских отношениях, ну, и на демократию в России?

- Избрание Путина на четырёхлетний срок - это свершившийся факт, и дальше Соединённым Штатам надо строить свою политику с учётом того, что у России есть президент, избранный подавляющим большинством российских граждан. К сожалению, как я писал в письме Бушу, которое вы упомянули, пока, как мне кажется, эта политика не вполне определённая. Всё началось очень хорошо в 2000 году, и у двух президентов прекрасные личные отношения, но вот дальше мы не видим широкой программы и достаточного количества конкретных шагов. Есть огромное поле деятельности, но, к глубокому сожалению, мы не видим серьезных инициатив со стороны США в развитии этих отношений. Разумеется, какие-то шаги предпринимаются, но их явно недостаточно.

VOA: В письме вы цитируете одно из выступлений Путина: «Я хочу заявить, что мы готовы настолько сблизиться с Америкой, насколько она сама в этом заинтересована». В нынешней ситуации, после переизбрания, так ли это?

Э.Л.: “Я думаю, что это так, по крайней мере, это следует из многих заявлений Путина и российского МИДа. Прежний министр Игорь Иванов - я уверен, что новый министр Сергей Лавров придерживается той же точки зрения - и все здравомыслящие люди понимают, что если Россия стремится к построению свободного, демократического государства с рыночной экономикой, то достигнуть этого, находясь в состоянии конфронтации с США, невозможно. Поэтому у меня нет никаких сомнений в том, что Путин по-прежнему заинтересован в тесном сотрудничестве с Соединёнными Штатами.

VOA: В чем причина столь внушительной победы Путина?

Э.Л.: Я думаю, что главная причина - экономическая. Ведь и в Америке тоже, когда проходят выборы, все знают, что главное - это экономика. И Путин сумел многое сделать для улучшения экономической ситуации в стране за четыре года своего правления. Конечно, большую роль в этом сыграли высокие цены на нефть, но главное - то, что страна стала более стабильной, растет уровень жизни, улучшаются основные экономические показатели, у россиян возрождается чувство гордости за свою страну. Поэтому они и проголосовали за Путина.

VOA: Существует мнение, что популярность первого лица в России - некая давняя традиция, потому что россияне всегда верили в «доброго царя». Вы с этим согласны?

Э.Л.: В какой-то степени это так. Но, с другой стороны, у предыдущего президента - Ельцина - была очень низкая популярность, порядка 2-3 %. Люди в России не глупые и прекрасно все понимают. Многие говорили о том, что такая внушительная победа Путина состоялась благодаря тому, что он контролировал телевидение - что, разумеется, так и есть. Однако я думаю, что даже без этого «административного ресурса» он бы победил, может быть, не с результатом 70%, а, скажем, 65%, - всё равно это была была внушительная и бесспорная победа.

VOA: Насколько реально, что Путин начнет сейчас пытаться изменить конституцию, чтобы остаться у власти еще на один срок?

Э.Л.: Вы знаете, может быть, я очень наивный человек, но я ему верю. Я верил ему тогда, когда он сказал, что хотел бы, чтобы Россия и США стали стратегическими партнерами и союзниками, и я верю ему сейчас, когда он говорит, что хотел бы, чтобы Россия стала свободным демократическим государством с рыночной экономикой. Естественно, что ему приходится принимать во внимание многие факторы (ведь всё-таки треть населения ещё испытывает некоторую ностальгию по прежним временам, разочарование в демократии, - это он тоже должен как политик учитывать), но я не думаю, что он пойдёт на изменение конституции. Мой короткий ответ, если уж вы мне такой вопрос задали, таков, что на третий срок он не пойдёт.

VOA: История США показывает, что карьеру крайне популярного президента может погубить один скандал или неудачно складывающаяся война. Возможно ли подобное в применении к Путину?

Э.Л.: В этой жизни всё возможно, но пока я не вижу никаких факторов, международных или внутренних, которые могут к этому привести. Я думаю, что надо к этому вопросу вернуться где-то через два-три года. Очень часто в Америке и в Европе мы требуем от России соблюдения всех тех демократических принципов, которые существуют в западных странах, но забываем, что возраст американской и западноевропейской демократии - более двухсот лет, в то время как российской - только двенадцать. Ну нельзя, невозможно построить подлинную демократию западного образца за столь короткий промежуток времени. Россия находится сейчас в самом начале этого процесса, и ее прогресс в построении демократического общества должен оцениваться с учетом временного фактора.

VOA: В заключение вопрос о американо-российских отношениях. Опять же в письме к президенту США вы пишете, что ваш друг - конгрессмен Курт Уэлдон составил подробный документ с программой сотрудничества. Несколько слов об этом?

Э.Л.: Надо отдать должное конгрессмену Курту Уэлдону: собственно, это не его работа, его избрали жители штата Пенсильвания, чтобы он отстаивал их интересы. Но он, будучи большим государственным деятелем, понимает, насколько важно, чтобы Россия стала частью западной цивилизации, была интегрирована в западную экономику, чтобы она как можно теснее сотрудничала с Соединёнными Штатами. Поэтому Курт Уэлдон собрал команду - около пятидесяти экспертов (я очень горжусь, что был одним из этих пятидесяти), которые вносили различные предложения по сотрудничеству с Россией. В результате возникла программа, которая называется «Россия - США: новые времена, новые начинания». Она содержит вполне конкретные предложения по различным областям, начиная с сельского хозяйства и до космоса, обороны, образования, борьбы с терроризмом и так далее.

Мне удалось вовлечь в эту работу не только американских экспертов, но и российских. Американский университет в Москве выделил грант в 100 тысяч долларов Российской Академии Наук для того, чтобы они доработали эту программу и дали свой вариант, потому что одно дело - как Америка смотрит на такое сотрудничество, и другое, естественно, что должен учитываться российский фактор. И сейчас у нас создается группа порядка пятнадцати российских учёных, которая работает над российским вариантом этой программы. Она будет обсуждаться участниками Всемирного Российского Форума, который состоится в конце апреля в Конгрессе США в Вашингтоне.

Оценить статью
(0)