ВходРегистрация
*— обязательные для заполнения поля
Войти через социальные сети
Забавы молодых

Забавы молодых

Маленькое предупреждение: эта статья о японской молодежи. Но не о той ее части, которая читает книги, занимается дзюдо и кэндо, а после занятий мчится домой подновить икэбану. О ней написано уже немало. Эта статья о другой молодежи – о той, которую мы почти не знаем или не знали до самого последнего времени. Хорошая она или плохая, решать японцам. Она есть, и мы вправе об этом говорить, пишет Japon.ru .

Когда пишешь о таком странном явлении, как японская молодежь, перед автором неизбежно возникают две проблемы. Первая – не скатиться в старческоподобное осуждение всего необычного. Вторая – понять: имеем ли право мы – русские вообще об этом говорить?

С первой частью еще более-менее ясно – автор тешит себя мыслью, что по возрасту от молодежи ушел не так уж далеко, а по японским официальным критериям к ней и относится (до 35 лет). Со второй сложнее. Часто приходится слышать доводы против: «А мы что – лучше? А наша молодежь воспитанней? А водку жрать в подъездах?» Хочется ответить сразу: нет, мы - не лучше, вообще никакой народ не лучше другого. Наша молодежь не лучше воспитана, чем японская, а уж про водку в подъезде (и если бы только про водку!) вообще промолчим.

Но вот что непонятно: почему японцы, да и не только они, имеют право говорить о наших недостатках? Почему они имеют право обсуждать и осуждать нас? Более того - почему они считают, что мы можем обсуждать их недостатки, а мы так стыдимся это делать? Только потому, что они лучше живут? Думаю, что это лишь стоит всегда иметь в виду, как иллюстрацию к тезису из марксистско-ленинской философии о том, что критерием истины является практика.

Мне кажется, полагать, что в Японии – действительно замечательной и очень счастливой для своих жителей стране, нет своих проблем, ошибочно. Более того, японцы ничего не имеют против того, чтобы мы говорили об их проблемах, и уже в этом они умнее, развитее, практичнее нас! Они в состоянии нас услышать и сделать выводы для себя. А уж что-что, а японская молодежь – вечный повод для обсуждений и тревог в этой стране.

В разговоре о подрастающем поколении японцы упирают на то, что нынешние молодые сменили систему ценностей. Столетиями жители Страны корня Солнца жили для того, чтобы работать. Результат – налицо. Посмотрев на него, современные юноши и девушки решили: хватит, работать надо для того, чтобы жить. А если есть возможность жить и не работать, то и совсем хорошо. Тут нужно сделать реверанс в сторону японского общества – оно может позволить заниматься ерундой своему подрастающему поколению – денег хватит.

Японцы обожают социологические опросы. Не будем загружать читателей цифрами и процентами - на то есть научная литература, в частности, исследования этого вопроса доктора В.Э. Молодякова. Скажем лишь, что из результатов этих опросов следует: у японской молодежи есть «плюсы» и «минусы». К первым респонденты относится умение пользоваться компьютерами, желание выразить свое собственное мнение и (о, ужас!) отсутствие гендерного неравноправия.

«Минусами» японцы посчитали: распространение сотовых телефонов (там это один из самых ярких атрибутов пацанов в буквальном смысле), диковатый, клоунский (в опросах сказано мягко – «неопрятный») внешний вид, странная для самих японцев (!) привычка сидеть на асфальте и – на последнем месте - недостаток сексуальной морали.

Самый распространенный ответ японцев на их отношение к сексу звучит примерно так: «Ну, это что-то вроде чистки зубов, только реже». Насколько реже, не известно. Говорят, среднестатистическое число сексуальных контактов здесь – 13 раз в год. Похоже, что секс для японцев неинтересен как таковой, так же как неинтересна для них просто жизнь - таковы некоторые особенности японской психологии. Для молодежи все чаще это превращается в формулу "Либо в этом должно быть что-то экстремальное, либо с этого должны получаться деньги. Последнее – предпочтительней".

 

С точки зрения европейца, позор современной Японии – школьная проституция «эндзё косай». Смысл ее заключается в том, что вполне благополучные и обеспеченные девочки 14-18 лет встречаются за деньги с «друзьями» в возрасте 40-60 лет. Не все встречи заканчиваются половым актом – в сексуальном плане японцы по натуре своей скорее вуайеристы, чем деловые люди, а деньги тратятся на украшения и аксессуары. Беда японцев в том, что один из главных секс-символов эпохи, чей образ активно насаждается всеми здесь без исключения СМИ – девочка в школьной форме. Это для них, если и не нормально, то, по крайней мере, привычно.

Если нет денег, дайте экстрим! Вкупе с желанием во всем следовать американской моде, такое отношение к жизни дает иногда любопытные результаты. Едва российский дуэт «Тату» завоевал высокое место в западных хит-парадах, его диски засыпали прилавки японских аудио-магазинов. Но это было только начало! Уже через несколько недель появилась японская лесби-парочка, воркующая под музыку о своих проблемах в обнимку и с нежными поцелуями. Несчастные японские школьницы встали перед выбором: какую лесбийскую любовь предпочесть - свою или иностранную?

Конечно, японцы женятся и выходят замуж. К счастью, прежде всего, для самой Японии, после этого большинство подростковых болезней остаются позади. Смотреть на японские женатые парочки, да еще с детьми-милашками очень приятно. Особенно летом, когда неподготовленный русский взгляд не шокируют голые коленки детей, синеющие от холода. В детских садах и школах Японии дети обязаны ходит с голыми ногами. Это тот случай, когда мы не можем навязывать им своего мнения. Тем более, что многие японские женщины ходят так всю жизнь. Местная мода подстроилась под закаливание: шерстяная шапочка, шарф, меховая куртка, юбка, голые ноги и сапоги – это круто! Школьницы, впрочем, сапоги не носят – не положено. Роль голенищ выполняют приклеенные к ногам толстые белые гольфы. Клей не позволяет им сползать и держит форму «гармошкой». Это хотя бы безопасно.

Если бы вы увидели, как подростки красятся в электричках, подстригают ресницы и выщипывают брови, попутно болтая с подружками, то ваше сердце замерло бы от ужаса. Частенько встречающиеся на японских улицах девушки с повязкой на глазу из-за недостатка фантазии ассоциируются именно с теми, кто во вздрагивающем вагоне хладнокровно тычет себя маникюрными ножницами в глаз.

Да, после окончания университетов у большинства бывших студентов увлечение молодежными забавами проходит. А университеты здесь оканчивает примерно половина населения. В некоторые из них поступить нетрудно. Сдать экзамены в школе, например, значительно сложнее. Некоторые, самые престижные: Токийский, Киотоский, Осакский, Васэда, Кэйо – считаются «кузницами кадров» японской элиты, и туда попасть учиться наоборот - совсем непросто. Само обучение в них тоже требует определенных усилий, тогда как по поводу учебы в других университетах японцы говорят, что это «отдых после школы и перед работой».

Именно в это время большинство молодых людей достигают пика «непроизводственной активности», полируя джинсовыми задами асфальт, тратя папины или «дяденькины» деньги в бесчисленных магазинчиках, и шумно болтая в кафе. Они отдыхают. Скоро гигантская производственная машина по имени «Ниппон» востребует их в качестве винтиков для своего механизма, или, как писал уже известный у нас Рю Мураками "рассортирует и классифицирует, чтобы сделать животными". Тогда от них потребуются все те качества, которые развивали у мальчиков и девочек в школе: беспрекословное подчинение, отсутствие способности к анализу, неумение ставить вопросы, невозможность работать в одиночку, невероятная работоспособность при деятельности в составе группы и многое, многое другое.

Если Вы, уважаемые читатели, думаете, что автор злословит, и не любит японскую молодежь, послушайте, что сказал об обучении в японских школах и о последствиях такого образования известный писатель и крупный чиновник - специальный советник Кабинета министров Японии Таити Сакайя: «Усилия преподавателей были сосредоточены не на развитии у детей позитивных задатков, а на преодолении имеющихся у них недостатков. Как следствие, многие дети (в первую очередь, наиболее одаренные из них) превратились в стандартных людей, лишенных как достоинств, так и недостатков...

Япония построила оптимальное индустриальное общество. Живя в этом обществе, японцы выработали свойственные им морально-этические воззрения, чувство прекрасного, воспитали поколения людей, подавляющих собственную индивидуальность... Мы должны пересмотреть не только методы организации производства и административную политику…, но и то, что лежит в их основе. А именно: свой менталитет и свою систему… Совсем в недалеком будущем в Японии все же начнется революция интеллектуальных ценностей. Значительная часть японцев осознает ее необходимость».

Александр Куланов

 

Оценить статью
(0)
Добавить комментарий
Получать ответы на почту
Получать ответы на почту