Есть в Европе страна. Называется она "Великое герцогство Люксемургское". Великим его назвали то ли из тщеславия, то ли в шутку. Судите сами, ну разве можно назвать великим государство, которое с севера на юг можно проехать за час, а с востока на запад - за 20 минут, и где в самом крупном городе народу живет меньше, чем в Бендерах? Население - 400 тысяч человек, говорит по-французски и по-немецки (местный диалект немецкого официально называется люксембургским языком). 97% граждан - католики, 3% - протестанты и иудеи. С одной стороны герцогство граничит с Германией, с другой - с Францией, с третьей - с одноименной бельгийской провинцией. Является членом НАТО и Евросоюза. Входит в зону евро. Такая вот энциклопедическая справка, пишет «Днестровский курьер» (http://courier-pmr.narod.ru/w1304.htm).
У герцогства долгая и бурная история. В 963 году в долине реки Альзетт появился Лютцельбург - замок графа Зигфрида. Место граф выбрал удачно, замок стоял на перекрестке европейских дорог и поселок вокруг него стремительно рос, благо политика правящей династии этому способствовала. Так появилось графство Люксембург. Один из графов, Генрих III, в 1308 году стал императором Священной Римской Империи. Его внук Карл IV в 14-м сделал графство герцогством. В 15 веке у Генриха не осталось потомков. Его владения перешли к испанской короне. Герцогство стало одной из 17 провинций Испанских Нидерландов. Когда Вильгельм Оранский поднял мятеж, Люксембург остался верен испанскому королю - уж больно сильны были там позиции католической церкви. В результате, Бельгия стала независимой, а Люксембург остался в составе Испанских Нидерландов. В 1713 году прекратилась испанская династия, а Испанские Нидерланды стали Австрийскими.
Выдающийся военный инженер Вобан построил здесь мощную крепость с тремя оборонительными стенами высотой в 40-50 метров, с 24-мя фортами и подземными казематами общей длиной в 23 километра. Но она не спасла герцогство от французов. В 1794-м году французская армия под лозунгом "Свобода, равенство и братство" принесла в Люксембург гильотину. Герцогство стало частью сначала Французской республики, а потом наполеоновской империи. Так что среди десятков тысяч наполеоновских солдат, замерзших между Москвой и Березиной, наверняка были и уроженцы герцогства Люксембургского.
Дальше за Люксембург все решали другие. На Венском конгрессе от него оттяпали кусок в пользу Пруссии и провозгласили герцогство независимым государством в составе Германского союза. При этом его не забыли связать с Нидерландским королевством личной унией, то есть, попросту говоря, общим королем или королевой. Под Нидерландским королевством в данном случае подразумевается не только Голландия, но и Бельгия. А с Бельгией у Голландии были большие проблемы. Маленькая протестантская Голландия постоянно тянула на себя одеяло с большой католической Бельгии. Почти вся, современным языком выражаясь, номенклатура состояла из голландцев. Размер таможенных пошлин был выгоден голландцам. Объединение внешнего долга (голландский был в 20 раз больше бельгийского) привело к повышению в Бельгии налогов. Католические школы закрывались, оппозиционная пресса преследовалась. В конце концов, в 1830-м году в Бельгии произошла революция, она получила независимость, а через девять лет - еще и половину Люксембурга.
С 1842 года в Люксембурге стала бурно развиваться легкая промышленность и кустарные промыслы, а в 1842 году там проложили первую железную дорогу (где только место нашли!). В 1866-м году Германский союз распался. На Лондонской конференции 1866 года Россия, Великобритания, Пруссия, Австрия и Франция объявили Люксембург вечно нейтральным государством. Крепость в Люксембурге было приказано разрушить. И ее разрушили. На это ушло целых двадцать лет.
Люксембургу повезло - у него на юге были богатые залежи угля и железной руды. Знали об этом давно, но толку от этого знания было мало - в руде было слишком много фосфора.Поэтому поначалу добывали только уголь. Когда в 1879 году был открыт бессемеровский процесс, который позволял избавляться от избытка фосфора в стали, в Люксембурге начался промышленный бум.
В 1890 году умер король Вильгельм III. Законы о престолонаследии в Люксембурге и Голландии отличались, уния распалась, и корону унаследовал герцог Адольф Нассауский. Один из представителей этой династии, кстати, сватался к дочери Пушкина, а один из потомков поэта в двадцатом веке претендовал на люксембургский престол.
В начале 20 века в Люксембурге жили 246 тысяч человек. Герцогство имело 525 верст (!) железных дорог. Государственный бюджет получал 18 миллионов франков доходов и тратил 14 миллионов. Потом началась Первая мировая война.
Маленькое Великое герцогство пало первой жертвой "плана Шлиффена". По этому плану 16-я дивизия кайзеровской армии должна была занять Люксембург и обеспечить его как район для сосредоточения войск, наносящих удар по Бельгии и Франции. На выполнение задачи у дивизии ушли сутки - с 19.00 1 августа по 19.00 2 августа. Оно и неудивительно - германская дивизия имела 12000 солдат и офицеров, а Люксембург при всем желании не собрал бы больше 6 тысяч. Да и времени на сбор не было...
После войны Люксембург стал составлять конкуренцию Швейцарии. По закону от 31 июля 1929 года, если компания занимается не производством или коммерцией, а лишь управляет другими компаниями, то платит при регистрации пошлину в размере 1% от капитала и потом налог на доходы по 0,2% в год. Это положение действует и по сей день.
Вторая мировая война для Люксембурга началась также, как и первая. В 3 часа утра 10 мая 1940 года части вермахта вломились на территорию герцогства. Средняя скорость немецкой танковой колонны на марше составляла 30 километров в час. Протяженность Люксембурга с севера на юг - 86 километров, с запада на восток - 36, так что считайете сами. Через неделю немцы были уже в Брюсселе. Правительству и великой герцогине Шарлотте удалось эмигрировать.
Поначалу Люксембург был подчинен оккупационной администрации. В 1942 году его включили в состав третьего рейха. В результате многие тяготы войны и оккупации обошли Люксембург стороной. Страну даже называли последним бомбоубежищем Европы - первая бомбежка состоялась только после высадки союзников в Нормандии. Единственным дефицитом были хорошие папиросы. Кондитерские были полны конфет, в окнах мясных лавок висели связки сосисок, рекой лилось вино, которого в соседней Франции было не найти... Видимо часть награбленного в Европе перепадала и Люксембургу. И за все это благополучие от подданных герцогини Шарлотты требовалось всего навсего послужить рейху. Например, на Восточном фронте.
В вермахт призывали мужчин 1920-1924 годов рождения. Всего немецких солдат люксембургского происхождения набралось 12034 человека. Несмотря на нацистские подачки, дезертировал каждый четвертый из них. Редактор "Красной звезды" Д. Ортенберг вспоминает, что однажды на передовой поймали немецкого солдата-перебежчика. На допросе перебежчик первым делом попросил лист бумаги, написал что-то и попросил отправить по назначению. Каково же было удивление советских офицеров, когда они прочитали: "Ее светлости Великой герцогине Люксембургской от рядового такого-то. Рапорт. Настоящим докладываю, что выполнил свой патриотический долг - сдался русским в плен".
Сопротивление подданных ее светлости массовым дезертирством не ограничивалось. Общенациональную политическую стачку против присоединения герцогства к Германии оккупационные власти смогли подавить только через неделю. Люксембург, в котором, по выражению словаря Брокгауза и Эфрона, "народным языком" был немецкий, имел даже свое Движение Сопротивления. За участие в нем целая тысяча люксембуржцев была казнена нацистами (что, кстати, сказать, составило совсем немалый процент населения крохотной страны). Участвовали в Сопротивлении в основном крестьяне и заводские рабочие. Американский офицер, имевший с ними дело уже после освобождения, в январе 1945-го, писал: "Они проявили большое мужество. Вооруженные только винтовками, оставшимися после немцев, с трехцветными нарукавными повязками вместо формы, они вели разведку и несли дозорную службу, следя за движением неприятеля". А неприятель был рядом - как пишет тот же офицер, "главный из местных квислингов удрал и каждую ночь вещал по радио из Трира, который находится всего в тридцати двух милях от Люксембурга. Он рассказывал, что собираются сделать с теми людьми, которые хорошо относились к американцам, - а большинство относилось к нам хорошо".
Осенью 1945 в Люксембурге состоялись первые послевоенные выборы в парламент. В новое правительство вошли коммунисты. Они входили в правительство до 1948 года. Вышли они из него, скорее всего потому, что Люксембург решил отказаться от своего бесполезного нейтралитета и вступить в НАТО. На территории герцогства находятся военные склады Североатлантического альянса, а часть из восьмисот солдат люксембургской армии входит в состав объединенных вооруженных сил НАТО.
В начале семидесятых Люксембург занимал первое место в мире по выплавке стали на душу населения. В конце семидесятых спрос на сталь стал падать, и это очень чувствительно сказывалось на бюджете. Чтобы сократить издержки, был создан концерн АРБЕД, в который вошло 4/5 всей металлургической промышленности. К тому же нашелся и другой источник для пополнения ВВП - банковская сфера. Сегодня в стране с населением в 700 тысяч человек свыше 200 банков. Каждый третий из них - немецкий, каждый десятый - американский. В 1999 году промышленность дала 104,5 миллиарда люксембурских франков валового внутреннего продукта, а сфера финансовых услуг - 256,2 миллиарда. В Интернете нашлось любопытное сравнение - в 1990 году ВВП Молдовы был больше люксембургского на 200 миллионов долларов. Уже через год люксембургский ВВП превышал ВВП Молдовы в два с половиной раза. В 1999 году ВВП Люксембурга составлял 17 миллиардов долларов.
По статистике Люксембург одна из 3-х самых богатых стран в Европе, что подтверждает показатели уровня жизни. Здесь на 1000 человек приходится 503 личных автомобиля и 460 телевизоров. Минимальная зарплата 1454$.
Подданные люксембургского герцога не рвутся прислониться к какой-нибудь великой нации. Они не придумывают себе знаменитых предков и не пытаются переписать историю. Они - люксембуржцы и им этого вполне достаточно. Их национальный девиз - "Mir wille bleiwe, wat mir sin" - "Мы хотим остаться теми, кто мы есть". И великие нации еще в долгу перед ними. Недаром Люксембург - это вторая столица Европы. Здесь находится большинство финансовых организаций Евросоюза, Верховный административный суд и другие офисы ЕС. Именно премьер-министр Люксембурга Роберт Шуман стал инициатором объединения Европы. И потому маленькая нация имеет большой повод для гордости.
Александр Хорошев