Города как люди: рождаются, растут и угасают. По преданию из усадьбы боярина Кучки, выросла Москва. Из крохотного поселка Лютеция на островке Ситэ посреди реки Сена возник сверкающий Париж. Но есть города, возникающие по решению политиков и замыслу архитектора на пустом месте и как бы сразу же вступающие в пору зрелости.
Когда бывшие колонии победили Англию и стали Соединенными Штатами Америки, встал на повестку дня вопрос о столице. Каждый штат предлагал основать её у себя: в Нью-Йорке, Бостоне, Филадельфии, даже в крохотном Харрисбурге. Все прекрасно понимали, что если столица будет находиться в каком-то одном штате, то он получит от этого изрядное преимущество.
По замыслу же Томаса Джефферсона следовало от одного или двух штатов отрезать по участку земли, объявить эту территорию федеральным (государственным) округом и на этом пустом месте выстроить столицу. Но у Джефферсона не было в Конгрессе достаточного количества сторонников, чтобы провести эту идею в жизнь.
А министра финансов Гамильтона, талантливейшего экономиста, был свой план оздоровления финансов страны. Но тоже не хватало сторонников в Конгрессе, чтобы этот план реализовать. И вот однажды, во время совместного ужина Джефферсон и Гамильтон заключили историческую сделку: «Твои сторонники голосуют за мою идею столицы, а мои - за твой экономический план». С чем и ударили по рукам.
Вскоре Конгресс решил отрезать от штатов Мэриленд и Вирджиния по равному куску земли, каждая из сторон которого должна быть протяженностью в 10 миль. А посредине будущей столицы будет протекать река Потомак. Увы, через весьма непродолжительное время Вирджиния затребовала свои земли обратно. «Негоже, - заявили они, - чтобы землю, где растет лучший в мире табак (а это действительно так, курильщики знают), отдали чиновникам под офисы министерств департаментов».
И остался треугольник с двумя сторонами по 10 миль, в основании которого протекает река Потомак. Место это было практически безлюдное, покрытое болотами и скалистыми холмами. Выбрал его сам президент Джордж Вашингтон, ибо находилось оно ровно посредине страны, страны конца XVIII века.
Рассказывают, что план будущей столицы предложил Томас Джефферсон, увлекавшийся архитектурой Древнего Рима. Он даже имение свое скопировал с древнеримской виллы в Капуе. Но одновременно с Джеферсоном представил свой проект архитектор Пьер Шарль Ланфан, француз, служивший волонтером в Американской армии. Замысел его был грандиозен: на самом высоком холме поставить здание будущего Конгресса - Капитолий и провести от него широкие проспекты - авеню. По прямой линии от Капитолия, на другом холме, построить резиденцию президента (будущий Белый дом). Широкие проспекты должны пересекаться сетью стритов, и на пересечении их с авеню построить круглые или квадратные площади.
Но самым революционным предложением Пьера Ланфана была посреди столицы огромная площадь прямоугольной формы, засеянная травой. Планировалось, что будут там собираться люди для празднеств, отдыха, демонстраций, спортивных мероприятий, как это было на стадионах Древней Греции, цитадели демократии. Площадь эта (впоследствии названная Моллом) должна быть настолько велика, чтобы вместить в себя миллион человек (именно столько было имеющих право голоса в молодом государстве). По краям Молла архитектор предлагал поставить роскошные здания музеев, театров и министерств. И везде, где только можно, прорыть каналы и пустить туда воду. По плану улицы и площади должны были засадить деревьями. «Я предполагаю построить город трех цветов, - писал Пьер Ланфан. - Белого цвета - камня, зеленого - деревьев и голубого цвета – воды».
Идея столицы, прекрасно соответствующая духу и идеологии молодой республики, была с энтузиазмом принята современниками (хотя были у Пьера Ланфана и могучие противники). Говорят, Томас Джефферсон так обиделся на своих товарищей, что, сев на коня, и умчался в свое имение Монтиселло и не показывался на работе целый месяц.
Схожая история произошла при строительстве Капитолия. Джефферсон предложил идею воссоздания Римского Сената. Но в конкурсе одержал победу проект архитектора-любителя, врача по профессии, Вильяма Торнтона. Он предложил на вершине холма выстроить комплекс, состоящий из большого круглого помещения - ротонды, куда, как в приемную Конгресса, будут иметь свободный доступ все граждане. А по бокам вплотную пристроить два одинаковых по величине двухэтажных здания: одно - под Сенат, другое - под Палату представителей.
Капитолий строился (и перестраивался) долго. Первый камень был заложен в основание здания 18 ноября 1793 года самим Джорджем Вашингтоном. А полностью строительство завершилось только в 1869 году. Особенно поражает красотой и величием огромный купол Капитолия. Даже не верится, что он составлен из двух чугунных полушарий, вложенных друг в друга. Это была короткая 30-летняя эра всеобщего увлечения чугуном, его возможностями. Детали домов, целиком стены и перекрытия отливались на заводах с ювелирной точностью, и собирались уже на месте. А затем строение декорировалось под камень. Купол Капитолия со статуей Свободы (скульптор Томас Кроуфорд) виден практически со всех точек города. Тем более что в 1910 году Сенат принял решение, запрещающее в столице строительство зданий, «превышающих высотой купол Капитолия». Южный парадный фасад Капитолия замыкает с торца центральную площадь. А на другом конце высится обелиск - памятник Джорджу Вашингтону. У подножия Капитолия в 1912 году были высажены саженцы японской вишни - сакуры, подаренные жене американского президента женой мэра Токио.
Во время Второй мировой войны американские летающие крепости практически выжгли всю сакуру в самой Японии, и она лишилась своего традиционного цветка - символа страны. И тогда из Америки в Японию привезли саженцы японской вишни. Есть что-то глубоко символичное в этой истории, не так ли?! У южного фасада Капитолия раз в 4 года произносит свою инаугурационную речь президент Соединенных Штатов. Отсюда по Пенсильвания Авеню президент торжественно отправляется в свою резиденцию - Белый дом, разместившийся по всемирно известному адресу: 1600 Пенсильвания Авеню. На коне, в коляске, в карете, автомобиле (соответственно духу времени). Только один президент - Джимми Картер - демонстративно прошел этот путь пешком, взяв за руку свою жену Розалин.
Белый дом был построен в 1800 году по проекту опять-таки архитектора-самоучки Джеймса Хобэна. Первым туда вселился второй президент США, Джон Адамс. Его жена Абигайль писала своей сестре: «Сельская местность вокруг нас весьма романтична, но одновременно дика и пустынна». Следующий президент, Томас Джефферсон принялся его усиленно перестраивать по своему проекту. Во время президентства Джеймса Медисона разразилась вторая англо-американская война. Англичане захватили в августе 1814 года Вашингтон и подожгли Капитолий и Белый дом. Супруга президента Долли Медисон выскочила из горящего здания с самой большой по ее представлению ценностью: портретом Джорджа Вашингтона кисти художника Джильберта Стюарта.
Сейчас в Белом доме 132 комнаты, из которых 34 жилые. Здесь живет президент США. Сюда ежедневно на работу приезжают его помощники и советники, «вся президентская рать».
Вашингтон отличается от всех других городов страны. В нем нет небоскребов, в то же время это не «одноэтажная Америка». Здания высотой в 6-8-10 этажей смотрятся соразмерно на широких улицах. И везде полно зелени, и вода струится по каналам. Воистину, город трех цветов: белизна камней, зелень деревьев и голубизна воды.
Вашингтон невелик. В его треугольнике проживает всего 550 тысяч жителей. Но ежедневно тысячи автомобилей привозят сюда клерков и чиновников из маленьких городков штатов Мериленд и Вирджиния. К 6 часам - обратный поток, и город пустеет. По центру, вокруг мемориалов бродят одни туристы.
Федеральный округ Колумбия (понятно, в честь кого назван), практически - город Вашингтон имеет своих представителей в Конгрессе, но только с совещательным голосом. Бьются вашингтонцы за права штата. Но им их не дают (видно, помнят опасения Томаса Джефферсона). Каждый американец считает своим долгом обязательно посетить три города страны: «столицу мира» Нью-Йорк, духовную столицу Филадельфию и официальную столицу страны - город Вашингтон.
Михаил Голер
Источник: Russian Bazaar