24 мая правозащитники провели пресс-конференцию, посвященную новой националистической провокации. На сей раз крайне-правые не ограничились митинговыми страстями или изданием скандальных книг по еврейскому вопросу. Свои идеи они решили посеять в головах молодежи, организовав и проведя конкурс школьных сочинений на тему «Что значит быть русским сегодня?».
По словам заместителя министра образования и науки Леонида Гребнева, Минобразования никакого отношения к организации этого конкурса не имеет. Более того, по закону Министерство образования и науки не имеет права вмешиваться в проведение подобных конкурсов. Кроме того, среднее образование подотчетно субъекту федерации, а не напрямую Минобразованию.
Единственное, что могли бы сделать представители министерства – это сообщить школьному начальству в регионах о своем отношении к нему. Однако это не было сделано, так что инициаторы конкурса получили 600 сочинений из 60 регионов России, а также из Украины, Молдавии, Казахстана и государств Балтии.
600 сочинений на всю Россию и страны СНГ – это довольно скромный результат, учитывая, что в российских конкурсах сочинений по правам человека участвуют по 2000-3000 школьников. Но список организаций, выступивших в роли инициаторов этого мероприятия, не может не настораживать. Это нигде не зарегистрированные Федеральная русская национально-культурная автономия России, Лига защиты национального достояния, Русский интеллектуальный клуб и др. общественные объединения.
В роли координатора конкурса и председателя жюри выступил сопредседатель националистической партии НДПР, главный редактор «Национальной газеты» Александр Севастьянов.
О том, какими критериями руководствовалось жюри конкурса при определении победителей, становится ясно из того набора литературы, которую спонсоры этого мероприятия презентовали всем без исключения участникам конкурса. Это «Права русского человека», «Ревизионистская история: взгляд справа», «Ты для нации, нация для тебя».
Учредители конкурса - националисты выбирали лучшие сочинения на свой специфический вкус и потому, по словам правозащитников, работы победителей были насыщены ксенофобскими мотивами.
Проведению конкурса существенно способствовал тот факт, что наряду с негосударственными структурами националистического толка в организации мероприятия участвовал Комитет по культуре и туризму Госдумы. Региональные образовательные структуры и директора школ оказывали всяческое содействие организаторам конкурса, видя в этой общественной акции директиву нижней палаты Федерального Собрания России.
«Националисты действуют на грани фола, умело используя действующее законодательство. Фактический учредитель конкурса Александр Севастьянов активно предъявляет иски тем, кто обвиняет его в нацизме, не боится судиться с такими людьми, как телеведущий Владимир Познер и уполномоченный по правам человека Владимир Лукин. У него есть ресурсы, чтобы проводить такие конкурсы и участвовать в таких судебных процессах, у него есть организация единомышленников. Это серьезный, умный, стратегически мыслящий человек, который имеет своей целью получить власть», - сказал руководитель российской секции Международного общества прав человека Владимир Новицкий.
«Наши нацисты «осуществляют пробы» как герои Достоевского. Можно ли осуществлять публикацию и распространение ксенофобской литературы? Можно ли провести в центре Москвы санкционированный митинг скинхедов? Можно ли организовать всероссийский конкурс школьных сочинений? И у них все это получается», - сказал политолог Владимир Илюшенко.
Есть ли альтернатива националистическому конкурсу «Что значит быть русским сегодня»? Президент фонда «Холокост» Алла Гербер считает, что есть. В качестве примера она указывает на опыт Швеции, где в рамках государственной программы преподавания толерантности в каждую семью доставляют брошюры с информацией о нацизме и холокосте. Однако в России, по словам Аллы Гербер, есть директора школ, преподаватели и родители, которые выступают против обязательного преподавания в школах темы «Холокост». Но правозащитники не оставляют свои усилий. «Это наша страна, мы ее любим! И мы, евреи, не позволим больше издеваться над собой», - сказала Алла Гербер.
Директор Московского Бюро по правам человека Александр Брод при поддержке Аллы Гербер обратился в Генеральную прокуратуру с требованием провести расследование обстоятельств проведения конкурса и разобраться с его организаторами. Но это вряд ли сможет остановить рост национальной напряженности в школах. По мнению психолога Елены Русаковой, которая руководит серией проектов по развитию толерантности школьников, многие подростки уже испытывают нетерпимость к представителям другой национальности, у них уже сформирован образ врага. В школах происходит деление по принципу «свой-чужой», с одной стороны действуют национальные землячества среди нерусских учащихся, с другой – именно в школах вербуют скинхедов.
Сама по себе идея конкурса нареканий не вызывает, все нации равны, и подчеркивать свою национальную самобытность не запрещено, но учитывая тот «веймарский синдром», синдром проигравшей державы, который господствует в общественном сознании, проводить такие конкурсы – значит, готовить базу для реванша. Как заметил школьный учитель Всеволод Луховицкий, все сочинения основаны на идее «у нас была великая держава», проникнуты тоской по социальной справедливости и национальном величии. А где начинается тоска по «великой державе», там есть и поиск «врагов», эту державу разрушивших, в том числе и внутренних.