20 мая был сделан важный шаг в развитии мировой астронавтики - частный корабль с пилотом на борту совершил рекордный полет со сверхзвуковой скоростью, почти достигнув границы космического пространства.
Космический аппарат SpaceShipOne, поднявшийся на высоту более 60 километров, что в четыре раза выше, чем на предыдущих испытаниях, построен калифорнийской компанией Scaled Composites, располагающейся в городке Мохав в 80 милях к северу от Лос-Анджелеса. Компания была основана в 1982 году энтузиастом авиакосмической техники Бартом Ратаном и занималась разработкой применяемых в этой области конструкций из композитных материалов.
Работы над орбитальной связкой, состоящей из собственно корабля и его самолета-носителя, на фирме начали восемь лет назад. В прошлом году были проведены первые летные испытания самолета-«матки» White Knight, работа же над всем космическим комплексом, который, помимо летательных аппаратов, включает в себя и передвижной центр управления, должна быть завершена до конца текущего года, пишет «Русский базар» (http://www.russian-bazaar.com/cgi-bin/rb.cgi/n=22&r=nauka&y=2004&id=nukol.2004.5.24.14.3.3.22.nauka.45.64).
Если Scaled Composites удастся выдержать эти сроки, компания вполне может рассчитывать на завоевание приза XPRIZE размером 10 миллионов долларов. Время, отпущенное коммерческим структурам на участие в конкурсе, истекает 31 декабря, поэтому приходится торопиться. Награду получит компания, чей космический корабль будет создан без участия правительственных организаций, сможет подняться на высоту 100 километров с тремя пассажирами на борту и вернуться на Землю, а также совершит по крайней мере два таких полета в течение двух недель.
Работу над комплексом White Knight-SpaceShipOne, который полностью отвечает всем этим требованиям, Scaled Composites долгое время вела в полном секрете. Теперь, после завершения важного этапа испытаний, становятся известны некоторые детали этого проекта.
В нем Scaled Composites использовала достаточно давние разработки советских и американских космических специалистов. По принятой схеме полета самолет-носитель поднимает прикрепленный к его фюзеляжу орбитальный аппарат на высоту около 15 километров, где комплекс разделяется: White Knight возвращается на Землю, а SpaceShipOne, после того как его пилот включит ракетный двигатель корабля, со скоростью более двух с половиной тысяч миль в час взмывает на высоту 100 километров.
Аналогичную схему в свое время испытывали создатели российского корабля «Буран»; экспериментировали с ней и в НАСА, когда только начинали работу над шаттлами. Нечто подобное предполагает использовать в своей последней разработке и московское конструкторское бюро имени Мясищева. Оно создает космический челнок для туристов, который будет забрасываться в космос на «спине» высотного самолета М-55 - русского аналога американского самолета-разведчика U-2.
На суборбитальной высоте, где за стеклами иллюминаторов уже будет космическая темнота, SpaceShipOne проведет лишь несколько минут. В это время экипаж корабля испытает кратковременную невесомость. После этого двигатели корабля выключатся, и самолет спланирует к Земле.
Возвращение на космодром займет немногим более четверти часа, а скорость посадки будет примерно такой же, как у небольших любительских самолетов. Максимальная перегрузка, которую испытают в полете астронавты, не превысит перегрузки на аттракционе «американские горки». Поэтому членам экипажа SpaceShipOne не нужно будет обладать богатырским здоровьем, не придется им проходить и многомесячную подготовку.
Scaled Composites стала первой частной фирмой, получившей 1 апреля от Федерального управления гражданской авиации (FAA) лицензию на запуск. После недавнего успеха Барт Ратан рассчитывает достичь заветной высоты уже в июне. По мнению экспертов, его корабль будет готов к очередной попытке в ближайшие несколько недель.
Кроме Scaled Composites, в борьбе за XPRIZE участвуют еще 25 команд из семи стран. В том числе и единственная русская частная компания Suborbital Corporation, которая собирается запустить свой суборбитальный корабль из космопорта в Австралии.
Как пишет в своем обращении к претендентам на премию президент и основатель фонда ANSARI X PRIZE Питер Даймендис, он был создан 18 мая 1996 года в Сент-Луисе с целью «стимулировать усилия по созданию новых, более доступных для широкой публики средств доставки пассажиров в космос». Основываясь на уроках истории, фонд строится на тех же основах, что и сотни конкурсов, учрежденных в первую треть прошлого века для облегчения строительства новых самолетов и других средств воздухоплавания.
Присуждение XPRIZE ознаменует начало новой эры в развитии пилотируемых полетов, в которой частные компании будут обеспечивать сверхскоростную переброску людей и грузов в разные точки земного шара. Разработчики подобных аппаратов надеются и на развитие рынка космического туризма, поскольку частные фирмы могут сделать для исследования космоса то же, что для авиации сделали когда-то пилоты-энтузиасты, превратившие самолет из дорогой игрушки в повседневное средство передвижения.
Юрий Колесников