Вчера в Чечне началась официальная регистрация кандидатов на высший пост в республике. Она продлится до 14 июля. По словам заместителя председателя избирательной комиссии Чечни Бувай-Сари Арсаханова, заявки о намерении выдвинуться на пост президента в комиссию подали семь человек. Это помощник депутата от ЛДПР О.Малышкина, врач из Ростова Марат Зайналабиров; еще один врач - академик Султан Айсханов; адвокат из Грозного Адам Эдилов; известный московский предприниматель Малик Сайдуллаев, работница районной администрации из Урус-Мартана Мариат Гарчханова и уроженец Ножай-Юрта, советник президента Чеченской республики Вахит Висаев, а также предприниматель из Толстой-Юрта Магомет Айдамиров.
Сенсацией стал отказ от участия в предвыборной гонке выдвиженца от партии "Единая Россия" Руслана Ямадаева. По оценке наблюдателей, он уступил эту возможность министру МВД ЧР Алу Алханову, который считается официальным кандидатом команды Кадырова. Пока он официального заявления в избирком не подал. Выборы президента пройдут 29 августа с. г.
Удастся ли кому-нибудь из кандидатов в случае своей победы стабилизировать ситуацию в республике? Член правления фонда "Поддержка демократии и социального прогресса" Шамиль Бено считает, что нет. В прямом эфире радиостанции "Эхо Москвы" он сказал, что избирательный процесс в Чечне демонстрирует "политический голод на серьезных кандидатов", обусловленный пониманием того, что на выборах победит поддержанный федеральным центром кандидат. При этом Ш.Бено уверен, что "Кремль не пустит выборы на самотек", и такой кандидат появится.
По его мнению, для урегулирования ситуации в Чечне необходимо сместить акцент с вопросов безопасности на социальную сферу. "Мы убеждены, что сегодня ситуация в республике такова, что позволяет перейти от войны к созиданию. Консервация насилия, обеспечение только безопасности не приведет к решению кризиса, если не проводить политику нормального социального планирования, - заявил Ш.Бено. Нынешнее общество в Чечне, по его словам, «это уже не ичкерийцы, а люди, которые просто недовольны сегодняшней ситуацией и готовы сотрудничать с любой властью, которая будет отвечать интересам народа: обеспечение минимальных перспектив; проблема коррупции; ответственная власть на местах». При этом Ш.Бено подверг критике кадровую политику федерального центра в Чечне. По его мнению, для решения проблем региона необходимо назначить хорошего, компетентного менеджера, который умеет добиваться своих целей, например, Анатолия Чубайса или Хусейна Джабраилова.
Несмотря на предвыборную ситуацию в республике в общественном мнении изменений в отношении Чечни и всего, что с ней связано, не произошло. Как показал опрос Аналитического центра Ю.Левады, гибель Кадырова не изменила взгляды населения России на положение в Чечне. Половина опрошенных выражает мнение, что за последние полгода там не произошло видимых изменений; 29% видят улучшения, и только 13% полагают, что положение ухудшилось (чаще жители Дальнего Востока, сторонники «Яблока»). Правда, по сравнению с апрелем на 4 пп. стало меньше тех, кто верят в то, что в республике налаживается мирная жизнь (31%) и на 9 пп. больше полагающих, что война продолжается (61%). Лишь 15% считают, что контртеррористическая операция полностью или в значительной мере увенчалась успехом; 44% видят только частичные достижения, а 28% вовсе таковых не усматривают.
Остались практически неизменными и мнения россиян относительно того, какой статус следует предоставить Чечне. Относительное большинство (38%; столько же в марте 2003 года) полагает, что Чечня должна быть обычным субъектом РФ с одинаковыми с другими областями, краями и республиками правами. За особый статус Чечни с прямым управлением из федерального центра высказываются 17%; год назад таких было 20%. Широкую автономию Чечни поддерживают 13% (14% в 2003) и, наконец, за полный ее суверенитет выступают 14% (15% в 2003). На 5 пп. больше стало затруднившихся с ответом.
Весьма примечательно, что без малого половина россиян (49%) считают, что федеральные силы в Чечне нарушают российские законы и права человека (28%не согласны с этим). Правда, еще большими нарушителями законов и прав выглядят местные чеченские власти (59% - нарушают, 16% - не нарушают). В то же время, лишь 26% опрошенных готовы одобрить деятельность неправительственных организаций по защите прав гражданского населения Чечни; 19% считают ее бесполезной и 8% - направленной против интересов России, идущей на пользу чеченским террористам; 38% ничего о такой деятельности не знают и 9% затрудняются дать ей оценку.