Нарушение Украиной международных обязательств при сооружении судоходного пути Дунай - Черное море в гирле Быстрое Дунайского биосферного заповедника повлекло многочисленные протесты иностранных государств и мировой общественности.
С одной стороны, надеясь, на получение статуса государства-соседа Евросоюза, с другой - продолжая реализацию данного проекта, неприемлемого для цивилизованного государства, власти Украины в ответ на официальные протесты перешли к неприкрытой дезинформации относительно своих действий. Об этом говорится в Заявлении, распространенном Украинской коалицией "За дикую природу". Экологи также указывают:
- Следует отметить, что в письме по данной проблеме вр. и. о. министра иностранных дел Украины В. Ю. Ельченко премьер-министру Украины В. Ф. Януковичу было предложено: "С целью разъяснения обоснованности позиции Украины относительно необходимости строительства канала и недопущения создания в этом контексте отрицательного имиджа нашего государства на мировой арене предлагаем: Поручить Минприроды, Минтрансу и Госкомтелерадио провести необходимую информационно-разъяснительную работу среди СМИ".
1. Итак, украинские официальные лица неоднократно заявляли, что Украина в гирле Быстрое не сооружает новый судовой ход, а восстанавливает существовавший ранее. Эти заявления абсолютно не соответствуют действительности: на Быстром никогда не функционировал судовой ход, ни до 1956 г., ни до начала 90-х гг. здесь не ходили суда, - за исключением рыболовецких с осадкой до 1,5 - 2,0 метров.
2. Неоднократно заявлялось, что фактически протесты против сооружения судоходного пути по гирлу Быстрое нарушают право Украины на возобновление судоходства на суверенной территории.
Эти заявления также безосновательны, поскольку вариант прохождения судоходного пути через гирло Быстрое не является единственным возможным вариантом. Существуют экономически и экологически обоснованные альтернативы данному варианту судового хода - через Стенцовско-Жебриянскую гряду или через Очаковское гирло. Их рассмотрение упорно саботируется Минтрансом и Минприроды
Украины.
3. Украинские официальные лица заявляли, что общественность не указывает, какие международные соглашения нарушает Украина, реализуя данный проект, поскольку таких нарушений не существует.
Мы указываем эти соглашения сейчас - при сооружении судового пути через гирло Быстрое Украиной были нарушены: Конвенция об охране мигрирующих видов диких животных (Боннская конвенция); Соглашение об охране афро-евразийских мигрирующих водно-болотных видов птиц, ратифицированное в рамках Боннской конвенции; Конвенция о сотрудничестве по защите и устойчивому использованию реки Дунай (Дунайская конвенция); Конвенция об оценке влияния на окружающую природную среду в трансграничном контексте (Конвенция Эспо); Конвенция о водно-болотных угодьях, имеющих международное значение, главным образом как среда обитания водоплавающих птиц (Рамсарская конвенция); Конвенция о доступе к информации, участии общественности в процессе принятия решений и доступе к правосудию по вопросам, касающимся окружающей среды (Орхусская конвенция) и Соглашение между Правительством Украины и Правительством Румынии о сотрудничестве в области водного хозяйства на пограничных водах.
4. Также заявлялось, что данный проект "не нарушает экологический баланс дельты" и является экологически безвредным.
Данное утверждение опровергает гибель в середине июля 2004 г. двух колоний пестроносой (950 и 430 гнезд) и речной (120 гнезд) крачек на косе Птичья – эти поселения прекратили свое существование из-за шума от работающей техники, проводящей дноуглубительные работы на Быстром.
Фактически, сооружение судового пути по гирлу Быстрое, вопреки заявлениям официального Киева:
- ведет к уничтожению природной территории, уникальной в мировом масштабе и являющейся частью Всемирного наследия;
- грозит Украине международной изоляцией;
- препятствует возобновлению судоходства в украинской части дельты Дуная.
Если бы Минтранс и Минприроды Украины, вместо лоббирования интересов узкого круга бизнесменов и политиков, действительно были бы обеспокоены возобновлением судоходства, экономическим процветанием Придунавья и благополучием его населения, и сохранением природных комплексов дельты Дуная, - ими были бы рассмотрены экономически и экологически обоснованные альтернативы судового хода на Быстром.
И в этом случае, мы уверены, судоходство в украинской части уже было бы восстановлено, а украинские дунайские порты были бы загружены работой – без нарушения Украиной национального законодательства, без втягивания ее в международный скандал, и без угрозы существованию Дунайского биосферного заповедника.
Мы также считаем, что скандал вокруг судоходного пути Дунай - Черное море разгорелся исключительно из-за игнорирования властями Украины правовых норм, а не по вине экологической общественности.
Мы ответственны лишь за то, что честно сообщили об истинной политической ситуации в Украине.
Председатель Совета ЭкГ "Печенеги", С. А. Шапаренко.
Украинская коалиция "За дикую природу".